Донаучное знание. Гуманитарные науки в античный период

Интегральной формой этого знания была античная философия. Философы античности сформулировали чрезвычайно ценные идеи о природе, обществе, человеке, познании, политике, искусстве. Они открыли атомизм в физическом мире (Левкипп, Демокрит, Эпикур); природу понятия и познания (Платон); политическую сущность человека (Аристотель).

Так, в этом периоде науки экономические, политические, правовые концепции начали интенсивно развиваться с момента кризиса мифологического представления о мире. Кроме того, расширение естественно-научных знаний, накопление политического опыта, развитие экономических отношений наталкивали философов на размышления о наилучшем государственном устройстве.

Вопросы государственного управления, связанные с ними вопросы морали, политики, ораторского искусства оказались в центре внимания софистов.

Изначально софистами (sofos – мудрый) называли философов, обучавших искусству спорить, выступать на народных собраниях, в суде. Позднее в обыденном сознании софистами стали считать людей, которые лукаво умничают, мудрствуют в суе, отрицают авторитеты.

Софисты античности пытались найти общечеловеческие начала жизни в полисной демократии. Виднейшим представителем софистов явился Протагор (ок. 480-410 гг. до н.э.). Миф Протагора о возникновении общества. Человек первоначально отличался от животных только искусством обращения с огнем, которому его научил Прометей. Спасаясь от нападения диких зверей, люди собирались вместе, но не знали, как жить в обществе. Начались раздоры. Боги, видя это ниспослали людям стыд и правду, наделив ими каждого. С тех пор все люди, при всем разнообразии их мнений, причастны к истине и в этом смысле равны. Государство лишь тогда будет прочным, считал Протагор, когда в его правлении будут участвовать все граждане. Носителями справедливости, по Протагору, являются не только мудрецы, но и каждый отдельный человек. Софисты считали высшей справедливостью закон, который выражает собой согласованную «взаимную» справедливость, не достижимую никак отдельным человеком, каким бы мудрым он не был.

Наивысшее развитие учение о государстве и обществе в античности получило у Платона и Аристотеля.

Платон (427-347 до н.э.) – «Государство», «Законы». В «Государстве» центральное место занимает проблема справедливости. «Занимайся своим делом и не вмешивайся в чужие – это и есть справедливость», - писал Платон. Заниматься своим делом означало всецело принадлежать своему сословию. В государстве должно быть три сословия, соответствующих трем началам в душе человека: разумному, яростному, вожделенному. Сословие философов-правителей соответствует разумному началу души, сословие воинов – яростному, низшее сословие (земледельцы, ремесленники) – вожделенному.

Государством должны управлять философы, считает Платон и определяет образ жизни граждан в таком государстве. Для двух высших сословий он предполагает необходимым общность имущества и быта. Эта общность должна обеспечить сплоченность правителей и воинов. Воины освобождались от наличия денег, семьи, а крестьянам и ремесленникам, наоборот полагалась частная собственность, разрешалось торговать, иметь деньги. Таким образом, Платон отмечает необходимость разделения труда в экономической жизни общества.

Праобразом идеального государства служила философу аристократическая Спарта, а именно организация жизни по образу военного лагеря, групповой брак, общинная собственность.

Пути деградации идеального государства, по Платону, возникновение тимократии, когда свободные землевладельцы становятся рабами, утверждается частная собственность, к управлению приходят сильнейшие воины. Это агрессивный, милитаристский тип государства.

Олигархия – тип государственного устройства, появляющийся в результате скопления богатства у частных лиц. Такое государство обречено на вражду бедных и богачей.

В государстве, где побеждают бедняки, устанавливается демократия, при которой господствует своеволие и безначалие.

Как результат безграничной свободы устанавливается наихудший тип государства – тирания. Он характеризуется вероломством правителей и отсутствием каких-либо добродетелей.

В «Законах» описан государственный строй, приближенный к действительности греческих полисов. Здесь Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов. Деление на сословия заменяется имущественным цензом, политические права граждан ставятся в зависимость от их богатства, земледелие предоставлено рабам.

Платон подробно описывает организацию правления государством, где он совмещает начала демократии и монархии.

Аристотель (384-322 до н.э.) – первый из философов, предпринявший анализ общественных экономических явлений.

Слово «экономика» появилось в Древней Греции, дословно означает «домоводство». Термин впервые встречается у Ксенофонта. У него есть сочинение с таким названием. Сочинение посвящено правилам ведения домашнего хозяйства и земледелия. Такой смысл слово «экономика» сохраняло в течение многих веков.

Экономические воззрения Аристотеля содержат важную проблему: что делает товары сравнимыми. Впервые в истории экономики столь четко была сформулирована эта важнейшая проблема именно Аристотелем. В экономике он выделяет естественные и противоестественные формы. Противоестественной обозначена такая форма, которая направлена на накопление богатства – «хремастика». Естественная форма – деятельность на приобретение благ для дома и государства – «экономика». Философ заключает, что экономика неизбежно переходит в хремастику. Разрушение экономики происходит через введение денежного обращения. Хремастика – это искусство делать деньги, а в этом «искусстве» никогда не бывает предела в достижении цели, т.к. целью здесь является беспредельное богатство и обладание деньгами. Все стремятся обладать деньгами и доводить денежное увеличение до бесконечности. Введение денежного обращения Аристотель считает искусственным приемом соизмерения при обмене. В своем учении Аристотель экономические проблемы тесно связывает с этическими – обмен может быть справедливым лишь тогда, когда в нем учитывается истинное достоинство обменивающихся лиц.

Наши рекомендации