Конечный рез-т любой науки-знание, рез-т философского исследования-смысл (а не только знание).

Предмет философии. ЕЕ специфика как знания. Отличие философии от науки и религии.

Термин «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Первоначально понятие «ф.» употреблялось в широком значении - совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования.

Ф. унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество.

Однако решение мировоззр-ких проблем в ф. происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому ф.- это теоретически сформулированное мировозрение.Ф. - это система взглядов, в центре которой стоит проблема мира в целом и отношение чел к этому миру.

Ф.-это специфическая форма осмысления действительности, специфическое мировоззрение (сохраняет структуру мировоззрения).

Предмет философии. Как специфическое мировоззрение: не имеет своим предметом отдельно сферы человека и мира. Ее предмет область - отношения человек-мир.

Иногда ф. называют наукой (саентизм), иногда, наоборот, противопоставляют философию и науку (антисаентизм). Этот вопрос имеет свою историю: 1) Аристотель высказ утв., что философия - это знание (Локк, Гегель, Декарт…). С этой позицией связывают создание филос систем - гегелевская система. 2) Сократ, стоики, Паскаль -этический подход. Ф. -это мудрость жизни, практическое знание, приближается к обыденному знанию. 3) Ф.-понятийное постижение, но в отличии от науки понимание мира идет через призму чел.

Ф. имеет нечто общее с наукой, а именно: несет в себе познавательную ф-цию (т.е. дает определенные знания); мышление с использованием категорий; использование доказательств в пользу каких-либо положений; есть много междисциплинарных проблем (между ф-фией и наукой).

От науки ф-фию отличает следующее: ф. дает нам знания не о мире в себе, а о взаимоотношении мира и чел (еще Кант, 18 век, утверждал, что всю суть ф. можно отнести к решению 3 основных вопросов: что я могу знать, что я должен делать и на что я смею надеяться); различные науки изучают узкие области бытия, ф. - бытие как целое; в науке по фундаментальным вопросам существует более или менее единообразное мнение, а в ф.- принципиальный плюрализм (по каждому вопросу может быть несколько мнений).

Конечный рез-т любой науки-знание, рез-т философского исследования-смысл (а не только знание).

Ф. рассматривает определенный круг проблем, который имеют следующие основные признаки: это проблемы общие, всеобщие, всеобъемлющие, но и не рассуждения обо всем; это проблемы не о самом мире, а о взаимоотношении мира и чел; это т.н. вечные проблемы.

Природа филос. проблем:

1. Фундаментальный, обобщенный характер проблем.

2. Эти проблемы выступают в своеобразной форме. С одной стороны они предстают как вечные (вновь возникают на разных этапах развития человечества). С другой стороны, они развиваясь, изменяются. (Вечная проблема отношения чел и природы в наше время приобретает экологический хар-р).

3. Проблема обладает неисчерпаемостью.

Какими именно проблемами занимается ф.? Основной вопрос ф. (предельно общий, определяет 2 полюса философских проблем). [1]. Выделение его как основного идет от Энгельса: о соотношении материи и сознания (что первично, а что вторично). Имеется 2 взгляда: 1) материалистический (определяющие факторы-природные), 2) идеалистический (определяющие факторы-духовные).

[2]. Гносеологический - как соотносится содержание нашего сознания с окруж миром. Способны ли мы познать окружающий мир? Да-позиция гносеологического оптимизма. Нет - (1) философский скептицизм (сомнение в том, что сознание может точно познать мир), (2) агностицизм-отрицание возможности познания мира.

Некоторые философы ставят в центр ф. ? “для чего мы живем?”, т.е. о смысле жизни чел. Например, Шопенгауэр связывает ? о жизни чел с вопросом о его смерти. Некоторые основным считают вопрос о человеке (Кант, Толстой).

Существует ли мир вечно или он кем-то сотворен? Изменяется ли мир или он неизменен? Во всем присутствует порядок или все происходит по воле случая? Познаваем ли мир? Могут ли люди воздействовать на окружающий мир? Что такое красота: существует она объективно или это наше субъективное отношение? Что такое любовь, в чем ее смысл, на какие типы она делится?

Таких вопросов много. Круг философских вопросов варьирует у разных философов (в этом смысле “шире” всех ф. Гегеля). Все эти проблемы вечные. Одна из особенностей этих проблем - что не может быть их окончательного решения. С течением времени накапливается все больше ответов на эти вопросы. Любая эпоха вносит нечто новое в решение философских вопросов. В наше время особое значение имеет вопрос “имеет ли наука какую-нибудь ценность?” Или “на сколько велики сила и бессилие чел?” Проблема старая, но она имеет сейчас новое содержание.

Философию сравнивают и с религией.

Религия - это такое фантастическое отражение действительности, которое связано с верой в сверхъестественное, с делением мира на основной и потусторонний. Общее:в философии и религии налицо совпадение многих проблем (сотворен ли мир, деление мира). Ф. и религия выполняют мировоззренческие функции.

В религии есть и теоретическая часть - богословие или теология, проблематика и стиль очень сходны.

Есть направление религиозной философии, есть много произведений религиозного и ф. одновременно.

Отличия: религия основывается на вере, не требующей доказательств. Ф., как правило, основывается на логических доказательствах, даже если это вопрос о боге.

Религия теоцентрична (в центре - бог) В философии в центре может быть бог, а может быть человек. В этом смысле философия гуманнее, чем религия.

В религии сильна эмоциональная сторона. Она сопровождается культовыми действиями, обрядами. Ф. более суха, рассудочна, особой обрядности вообще нет.

Связь с обыденным познанием.Это познание эмпирическое (связанное с непосредственным опытом людей), а не теоретическое. Оно непосредственно вплетено в обыденную деятельность. Оно выражается в многочисленных обыденных приметах, в народной медицине, сентенциях типа “не плюй в колодец”. Ф. старается в себя эту мудрость вобрать. Бывают разные уровни философствования, и они по-разному связаны с обыденным сознанием. Высший уровень: люди производят новые философские идеи. Средний: усвоение филос идей без выдвижения новых идей. Низший: на обыденном уровне - без чтения и усвоения философскихъ трудов. Сам предмет ф. и сам круг философских проблем, и сам стиль философствования у разных философов различен и даже может быть противоположен. Нет единого шаблона философствования. Но при всем многообразии, в философии выдвигаются 2 основных направления:

САЕНТИЗМ В его рамках развилась научная форма философствования: Декарт, Спиноза, Гегель, Маркс, Рассел. Здесь можно выделить 2 направления:

- онтологизм (упор на мировоззренческую функцию)

- гносеологизм (ф. как инструмент, метод познания, т.е. упор на гносеологическую функцию). У Гегеля было и то и другое.

АНТИСАЕНТИЗМЭ-р, Ницше, Бердяев: ценностная форма философствования. Предметом являются экзистенциальные проблемы: о смысле жизни, о счастье и т.д.

Функции ф.: (это же в 3 вопросе можно)

Наши рекомендации