Естественные науки Гуманитарные науки

Постоянные временные

Это классические задачи, это задачи конкретного временного

которые решал, решает и будет решать периода (мелкие задачи)

Естественные науки Гуманитарные науки - student2.ru Естественные науки Гуманитарные науки - student2.ru Науки

Естественные науки Гуманитарные науки

Изучение природы и Изучение человека и общества,

её законы развития (физика, его культуры и истории (история,

астрономия, математика, педагогика, философия,

география и т.д) культурология)

3. Возникновение и развитие педагогической науки. Донаучный и научный этапы развития педагогической науки. Выдающиеся педагоги прошлого и настоящего, их вклад в развитие педагогики. Роль Я.А.Коменского.

Необходимость готовить детей к жизни, передавать им накопленный социальный опыт возникла в глубокой древности т.к. с развитием общества опыт усложнялся потребовались люди, которые бы владели этим мастерством.

В конце 16 века в начале 17 стало особую роль играть образование. Потребовалось большое количество образованных людей. Так из объективных потребностей общества в подготовке к жизни и труду возникла особая наука- педагогика.

Этапы развития педагогической науки:

1. Донаучный (т.е. эмпирический) основан на житейском опыте. С 0 до 17 века.

2. Научный. С 17 до наших дней. Связано с именем Яна Амоса Коменского. Выделил педагогику из философии в самостоятельную науку. А долгое время педагогика была связана с философией.

Выдающиеся педагоги:

· Великий чешский педагог-гуманист – Ян Амос Коменский (28.03.1592-15.11.1670 гг)- основоположник, положил основы, автор классно-урочной системы. Главный труд «Великая дидактика» (1654 г- первая научная педагогическая книга). После её выхода он стал знаменит. Многие его идеи актуальны до сих пор.

· Сократ- занимался вопросами этики.

· Демокрит- древнегреческий философ.

· Платон- др. греч. Философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

· Аристотель- на трудах которого разработаны важнейшие идеи о воспитании человека.

· Марк Квинтилиан- др. греч. Философ, образование оратора.

· Цицерон

· Джон Локк (1632-1704 гг)- английский философ, педагог. Основн. книга «Мысли о воспитании»

· Жан Жак Руссо (1712-1778 гг)- французский педагог- гуманист, автор идеи свободного естественного воспитания «Эмиль, или О воспитании»

· Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг)- швейцар, педагог-гуманист, «Лингард и Гертруда» и «Книга, как Гертруда учит своих детей»

· И.Ф.Гербарт (1776-1841)- немецкий философ, психолог и педагог. Автор идеи авторитарного воспитания.

· Адольф Дистервег (1790-1886 гг)- немецкий педагог. Автор идеи развивающего обучения.

· К.Д.Ушинский (1824-1871 гг)-отец русской педагогики, учитель русских учителей.

4. Система педагогических наук. История педагогики, общая педагогика, возрастная педагогика и др. структура педагогической науки: теория образования и обучения, теория воспитания, школоведение. Связь педагогики с философией, психологией, физиологией и другими науками.

5. Методология педагогической науки. Характеристика методов научно-педагогических исследований: наблюдения, педагогического эксперимента, методов опроса (письменных и устных) и других.

6. Педагогические течения. Сущность авторитарного и гуманистического направлений в педагогике. Выдающиеся представители данных течений. Идея гуманизма как основа современной педагогики.

С древних времен существует 2 противоположных взгляда:

· Воспитывать в страхе и повиновении- авторитарная

· Добротой и лаской- гуманистическая

Отечественная педагогика за «золотую середину».

Уважительное отношение к воспитаннику в сочетании с требовательностью.

Авторитарная педагогика:

Авторитаризм основан на слепом подчинении власти. Воспитанник беспрекословно подчиняется воспитателю.

Способы воздействия:

· Угроза

· Приказ

· Диктат

· Окрик

· Наказание

Яркий представитель этого течения Гербард. Он требовал от воспитанников строгости, считал правильными: угрозу, запрет, надзор. Результат: человек с комплексами, боязливый, зажатый, неактивный. Жесткие способы управления. Россия поддержала идеи авторитарного воспитания.

Гуманистическая педагогика:

Главное- это личность человека.

Требует: человеческого отношения к воспитаннику, уважение его прав и свобод.

Тактика поведения: совет, просьба, принятие ребенка, признание.

Яркие представители: Конфуций, Каменский, Жан Жак Руссо, Монтессоре, Толстой, Сухомлинский.

Результат: свободная, активная, независимая, творческая личность.

Вывод: таким образом направления развития педагогической мысли 2- авторитарная и гуманистическая. Между ними разное сочетание этих течений. Педагогика сделала гуманистический выбор.

7. Возрастные и индивидуальные различия детей. Возрастная периодизация. Психолого-педагогическая характеристика этапов возрастного развития детей (по Эльконину Д.Б.).Понятия: «ведущая деятельность», «новообразование», «социальная ситуация развития», как основания современной возрастной периодизации.

8. Особенности воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.

9. Понятие педагогического процесса. Признаки и основные компоненты целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Функции целостного педагогического процесса.

Педагогический процесс- это специально организованное взаимодействие (деятельность) педагога и обучаемых, с целью воспитания и обучения последних.

Признаки ПП:

· Целенаправленность

· Целостность

· Процессуальность

· Системность

· Двусторонность

Структура пед. процесса:

Целевой КЦ: формирует цель, осознает цель

Мотивационный КМ: формирует мотивы, реализует мотивы

Содержательный КС: отбирает материал, усваивает материал

Деятельностный КД: организует деятельность, активно выполняет её

Контрольно-коррекционный КК: осуществляет контроль и коррекцию, осуществляет самокоррекцию

Результативный КР: анализирует результат, осуществляет самоанализ результата

Педагогический процесс=КЦ+КМ+КС+КД+ККК+КР

Этапы:

1.Этап подготовки:

· Постановка целей и конкретных задач

· Диагностика условий развития процесса

Диагностика- это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в котором будет протекать ПП.

· Проектирование и планирование ПП

2.Этап основной

· Постановка и разъяснение целей, предстоящей деятельности

· Создание мотивации деятельности

· Организация взаимодействия педагогов и обучаемых

· Использование намеченных методов средств форм ПП

3. Этап заключительный

· Анализ достигнутых результатов, что получилось а что нет

· Рефлексия

Функции ПП:

· Образовательная(обучающая)

· Развивающая

· Воспитательная(воспитывающая)

Эти функции реализуются в ПП в единстве, и в ПП ребёнок обучается, развивается, воспитывается.

Функции реализуются через постановку и формулировку триединой цели урока ОРВ.

10. Теория обучения и образования как составная часть педагогической науки. Предмет и задачи дидактики. Основные понятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение и др. возникновение и развитие теории обучения и образования.

Одним из составляющих ПП является процесс обучения.

Изучением этого процесса занимается дидактика.

Дидактика-это часть, раздел педагогики.

Дидактика- это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Предмет дидактики- процесс обучения и образования.

Задачи:

· Зачем учить? (цель)

· Чему учить? (содержание)

· Как учить? (методы)

· Каким образом? (формы обучения)

Об

Наши рекомендации