Занятие 1. Предмет и задачи психологии развития.

Методы психологии развития

План

1. Объект, предмет психологии развития. Задачи и проблемы психологии развития.

2. Развитие как процесс взаимосвязанных изменений организма, психики и поведения на протяжении жизни человека.

3. Категория «развитие» в истории, науке и культуре. Области развития: физическая, когнитивная, психосоциальная.

4. Проблема возраста в психологии.

5. Основные стратегии исследований.

6. Эмпирические методы исследования.

Терминологический тезаурус: Психическое развитие. Онтогенез. Филогенез. Физическое, когнитивное, психосоциальное развитие, психомоторное и сенсорное развитие. Созревание, рост, естественное старение. Научение и социализация. Нормативное и индивидуальное развитие. Возраст. Детство. Возрастная норма. Задержки развития. Раннее (опережающее) развитие. Акселерация. Инфантилизм. Методология, метод, методика. Эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент (лабораторный, естественный), тест, беседа, проективный метод, изучение продуктов деятельности. Основные стратегии исследований: лонгитюдная, поперечных срезов, комбинированная. Близнецовый метод.

Занятие 2. Понятие онтогенеза, основные источники, закономерности и механизмы психического развития

План

1. Факторы, движущие силы и условия психического развития.

2. Закономерности психического развития.

3. Показатели психического развития.

4. Проблема соотношения обучения и развития в психологии.

Терминологический тезаурус: Факторы, движущие силы и условия психического развития. Преемственность, необратимость, сензитивность и неравномерность (Л.С. Выготский). Возрастной кризис. Процессы интеграции и индивидуализации в развитии. Идентификация. Обособление. Наследственность. Среда, психическое развитие, обучение; сензетивные периоды развития; зона ближайшего развития, уровень актуального развития. ведущий вид деятельности; признаки ведущего вида деятельности; непосредственно-эмоциональное общение с взрослым, предметное манипулирование, сюжетно-ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личностное общение со сверстниками, учебно-профессиональная деятельность; формы общения: непосредственно-эмоциональное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное.

Занятие 3. Основные теории психического развития

План

1. Теории научения и социального научения.

2. Психоаналитические концепции развития. Теория психосексуального развития З. Фрейда.

3. Основные понятия и стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона. Ритуализация как форма преодоления жизненных кризисов ребенка.

4. Теории когнитивного развития. Теория Ж. Пиаже о развитии детского интеллекта. Понятия схемы, операции, ассимиляции, аккомодации и равновесия. Стадии интеллектуального развития детей.

5. Дальнейшее развитие взглядов Ж. Пиаже в работах современных ученых. Вклад Л. С. Выготского и Ж. Пиаже в когнитивный подход к развитию.

6. Теории развития в гуманистической психологии (А. Маслоу и К. Роджерс). Теория разви­вающегося «Я» Роберта Кегана.

7. М. И. Лисина об основных видах общения в детском возрасте.

Терминологический тезаурус: Я, Оно, Сверх-Я, детская сексуальность, эрогенные зоны (З. Фрейд). Защитные механизмы. Эдипов комплекс (комплекс Электры). Эго-идентичность, групповая идентичность, эпигенетический принцип развития (по Э.Эриксону). Схемы, операции, ассимиляции, аккомодации и равновесия (Ж. Пиаже).

Занятие 4. Основные периодизации психического развития.

План

1. Проблема периодизации психического развития в работах Л.С. Выготского.

2. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина. Закон о периодизации детского развития. Структура и динамика возраста.

3. Периодизации когнитивного развития.

4. Периодизации личностного развития.

Терминологический тезаурус: Литическое развитие.Стабильные и критические возрастные периоды. Возрастной кризис. Закон о периодизации детского развития. Структура и динамика возраста. Социальная ситуация развития личности и личностные новообразования. Мотивационно-потребностная сфера личности. Интеллектуально-познавательная сфера личности.

Занятие 5. Новорожденность и младенчество.

План

1. Кризис новорожденности.

2. Характеристика периода новорожденности.

3. Младенчество.

4. Характеристика кризиса первого года жизни.

Терминологический тезаурус: Новорожденность. Безусловные рефлексы. Условные рефлексы. Комплекс оживления. Младенчество. Непосредственно-эмоциональное общение. Акт хватания. Депривация. Госпитализм. Гуление. Лепет. Модулированный лепет. Автономная речь. Наглядно-действенное мышление. Кризис одного года.Ориентировочный рефлекс.

Занятие 6. Ранний возраст

План

1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем детстве.

2. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущая деятельность в раннем детстве.

3. Двигательная активность и познавательное развитие.

4. Речевое общение и развитие речи ребенка в раннего возраста.

5. Развитие эмоций и чувств в раннем детстве.

6. Развитие личности в раннем возрасте.

7. Кризис трех лет.

Терминологический тезаурус: Раннее детство.Каприз Упрямство. Негативизм. Обесценивание взрослых. Протест-бунт. Своеволие. Самосознание. Самооценка. Автономная речь. Активный словарь. Пассивный словарь. Предметно-манипулятивная деятельность. Орудийные действия. Соотносящиеся действия. Предмет-заместитель. Кризис трех лет. Ложь. Самостоятельность. Наглядно-действенное мышление

Наши рекомендации