Познание как достижение истины . теория истины . истина и заблуждение.

Классическое понимание истины, ставшее традиционным, идет от Платона и Аристотеля, которые определяли истину как соответствие наших знаний действительности. Истина рассмат­ривает отношение сознания к внешнему миру. В древнем Китае пробовали подойти к характеристике познания как процесса рас­крытия причинности, выявления сходства и различия явлений, разделения вещей по родам. Выдвигались правила проверки ис­тинности знаний: "основание", под которым имелись в виду опыт и суждения древних мудрецов; "источник", т. е. факты, которые слышали и видели простолюдины; "применимость", т. е. практи­ческую пользу.

Истина представляет собой теоретическую форму разреше­ния противоречия между субъектом и объектом. В структуре знания выделяются два слоя: зависящий от специфики биологи­ческой и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, мозга, способа переработки информации, язы­ка; зависящий от объективной реальности, отражаемой познани­ем.

В отличие от метафизического материализма, представляю­щего истину в виде одноразового акта, раскрывающего сразу и до конца сущность постигаемого предмета, диалектический ма­териализм рассматривает истину как исторически обусловлен­ный процесс. Пример: а) в средние века люди считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Крупица объектив­ной истины здесь: светила Солнечной системы движутся; б) в учении Коперника утверждалось, что центром планетарной сис­темы является Солнце, а планеты, в том числе и Земля, вращают­ся вокруг него по концентрическим окружностям. Здесь доля объективного содержания знания выше; в) Кеплер показал, что планеты вращаются вокруг Солнца не по окружностям, а по эл­липсам; г) современная астрономия вычислила траектории и за­коны вращения планет еще точнее. Итак, с каждым новым от­крытием полнота объективной истины возрастает.

Между относительной и абсолютной истиной нет неперехо­димой грани. Каждая относительная истина - ступенька, при­ближающая нас к абсолютной истине, содержит в себе долю аб­солютной. Каждое "зерно" абсолютной истины, будучи сохране­но последующим развитием научного знания, уточняется, изме­няется. При этом выясняются границы, в рамках которых знание сохраняет свою объективную истинность. Например, механика И. Ньютона не была отброшена теорией относительности А. Эйнштейна, она вошла в состав этой теории как ее предель­ный случай. Вместе с тем, теория относительности показала гра­ницы, конкретные условия, в которых классическая механика ос­тается объективной истиной.

В человеческой деятельности знания могут оцениваться как "полезные" и "бесполезные". В качестве истины прагматизм (Ч. С. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи) признает лишь то, что лучше всего позволяет приспособиться к жизни. Конечно, полезность и истинность знаний совпадают далеко не всегда (при субъектив­ной, идеологически истолкованной полезности каких-то пред­ставлений). Вместе с тем, подход к мышлению в зависимости от того, служит ли оно действию, жизненной практике, имеет неко­торые основания. Например, утверждение о необходимости пре­одоления в нашем обществе тоталитарных форм жизни адекват­но (т. е. верно, истинно) отражает объективную тенденцию про­грессивного движения цивилизации и одновременно отвечает по­требностям подавляющего большинства народа (т. е. полезно). В этом аспекте можно говорить о такой модели истины, как прагматическая. Часто осознание социальной пользы про­исходит постепенно, так как на стороне нового сначала стоят Щ лишь зачинатели движения, преодолевающие консерватизм зна­чительной части населения.

Помимо эмпирических (опыт, практика) и внеэмпирических (логические, теоретические), имеются еще и такие критерии ис­тины, как простота, красота, внутреннее совершенство знания.

Истине мало родиться, ей надо войти в науку. Превращение истины в себе в истину для науки невозможно без дискуссий и обсуждений.

Истине противостоит ложь, когда знание о чем-то не соот­ветствует объективной реальности и умышленно искажается. Ложь, в отличие от заблуждения и ошибки, считает В. С. Соловьев, обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречит истине.

Наши рекомендации