Технологическая карта семинара-практикума
Тема:«Коррекция проблем обучения, основанная на нейропсихологическом подходе»
Цель:знакомить с вариантами психологической коррекции, ориентированной на воздействие на причины наблюдаемых особенностей развития
Кашпур Галина Петровна,педагог-психолог
Этапы | Цели | Содержание | Материалы и оборудование |
Вводный (игра – упражнение «Веревочка») | Развитие активной позиции участников семинара | По содержанию игры – упражнения. | Веревка |
Теоретический | Познакомить участников с особенностями познавательных процессов детей с разным типом функциональной асимметрии полушарий | Коррекция проблем обучения методами кинезиологии. Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга. Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта. Коррекция дислексии, дисграфии. | _______________ |
Практический №I (диагностика психомоторного развития ребенка). | Познакомить участников с методами диагностики показателей межполушарного взаимодействия | Демонстрация диагностики показателей межполушарного взаимодействия у ребенка шестилетнего возраста. Обработка результатов обследования. | Часы с секундной стрелкой; квадратная доска (25х25 см.); мяч диаметром 8см; веревка; белая линованная бумага; карандаш; катушка с ниткой; резиновый молоток; схема регистрации результатов обследования. |
Практический №II (комплекс кинезиологических упражнений). | Познакомить участников с комплексом кинезиологических упражнений развития межполушарных связей, логического и творческого мышления | Демонстрация комплекса кинезиологических упражнений: -с дошкольником шестилетнего возраста; -с учащимися 1 класса ЦКРОиР для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития(видеоматериал); -с учащимися 3-Г класса интегрированного обучения СШ№17 (видеоматериал). | Плакат «Горизонтальная восьмерка»; тесто; мука; песочница с песком; пластмассовые тазы; деревянные шпатели; морские камни; видеоматериал; видеооборудование. |
Практический №III (техника «Скорая помощь») | Демонстрация техники «Скорая помощь»: -с участием ребенка шестилетнего возраста и участников семинара-практикума. | Индивидуальные карточки «Скорая помощь»; | |
Завершающий | Организационные аспекты занятий. Знакомство с литературой. Замечания по исследованию материала для предварительного изучения. | Литература; список литературы по теме; раздаточный материал (словарь применяемых терминов, приложения для предварительного изучения). | |
Рефлексивный | Обсуждение изложенного теоретического и практического материала. Обсуждение тем последующих встреч. |
Материал для предварительного изучения
Стратегия орфографии
- Поместите правильное написание слова напротив себя так, чтобы вы могли его легко видеть.
- Закройте глаза и подумайте о чем- то приятном и расслабляющем. Когда это чувство окрепнет, откройте глаза и посмотрите на слово.
- Поднимите глаз вверх влево и нарисуйте это правильное написание во внутреннем взоре (если это кажется трудным, используйте «Полезные подсказки» ниже).
- Взгляните на воображаемый вами образ слова и запишите буквы, которые видите. Сверьтесь с правильным написанием. Если вы ошиблись, вернитесь на одну ступень.
- Посмотрите на воображаемый внутренний образ слова и напишите слово задом наперед (слева направо). Проверьте написание. Если вы ошиблись, вернитесь на три ступени.
Полезные подсказки
А. Если вам трудно внутренне визуализировать слово, начните с маленьких простых слов.
Б. Выберите хорошо знакомое вам слово, например: Ваше имя. Проговорите его по буквам вслух сначала в прямом, а потом в обратном порядке. Этот прием используется при проверке стратегии орфографии и для более успешного встраивания новой стратегии: если глаза идут в визуальную память, запомнить положение образа и использовать это пространство для припоминания слова.
В. Разберите слова на группы из трех букв и постройте картинку слова из этих групп последовательно.
Г. Неясные буквы выделите, сделав их больше или каким- то образом изменив написание по сравнению с другими.
Д. Закрасьте слово своим любимым цветом.
Е. Расположите буквы на знакомом для вас фоне. Изобразите что-нибудь знакомое – предмет или сценку, как кинокадр, а затем поставьте буквы, которые вам нужно запомнить, над ними.
Ж. Если это длинное слово, уменьшите буквы так, чтобы все слово целиком легко представлялось мысленно.
З. Нарисуйте в воздухе пальцами силуэт буквы, в уме представляя, какие буквы вы пишите.
Обобщение по стратегиям
Правописания
Наиболее неуспешная стратегия начинается с негативной кинестетики.
Распространенная ошибка – использование области визуального конструирования.
Самая эффективная стратегия – начинать в визуальной памяти, а заканчивать в позитивной кинестетики (как правило, позитивные чувства связаны со средней линией тела).
Темы последующих встреч
Обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий.
Стратегии мыслительных процессов мальчиков и девочек.
Леворукий ребенок в школе.
Школьные неврозы и причины их возникновения.
Словарь терминов
Амбидекстрия - одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).
Астено-невротический – склонный к повышенной утомляемости, раздражительности.
Аудиальный– относящийся к органам слуха.
Визуальный– относящийся к органам зрения.
Декстрастресс – стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком мире».
Деменция– слабоумие.
Доминантное полушарие– полушарие, преобладающее в активности.
Депривация– недостаток удовлетворения человеческих потребностей.
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Кинестетические – ощущения тела, тактильные ощущения, чувство равновесия.
Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию.
Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга в единую интегративно - целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
Минимальная мозговая дисфункция – небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.
Модальность– ведущий канал восприятия.
Мозолистое тело (комиссуры, межполушарные связи) – толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.
Нейропедагогика – наука о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических особенностей ученика и учителя.
Персеверация – навязчивое повторение одних и тех же движений.
Синкинезии– дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движения, которые используются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).
Циклотимия – периодическое изменение настроения и жизненного тонуса от угнетения до возбуждения.
Литература
- Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1985.
- Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.
- Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001.
- Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002.
- Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.
- Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность – М.: Наука, 1984.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001.
- Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у младших школьников – М., 1977.
- Сухомлинский В.А Самый отстающий в классе…// Воспитание школьников – М., 1991.
- Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга – Л., 1978.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
- Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.