ВОПРОС 24. Основные принципы диалектики. Категории диалектики.
Принцип –это сложная, концетрированная форма знания, содержащая в себе основную напраленность исследования, его“дух”. К таким принципам обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.
Принцип развитияявляется прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость, преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность.
Принцип всеобщей связинеотделим от принципа развития, как бы раскрывает условие его реализации. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего.
Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество. Диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания. “Абстрактное” и “конкретное” имеют несколько значений. Чаще всего в повседневности абстрактное понимают как синоним понятийности. Кроме того, абстрактное–это отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных. В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями. Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть сама объективная действительность, где существенное и несущественное не разделены. Познание происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании.
Принцип единства логического и историческогопомогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. Логическое– это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое – процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии ее конкретных форм.
Основные диалектические закономерности и категории
Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:
· сущность и явление;
· форма и содержание;
· причина и следствие;
· единичное, особенное, всеобщее;
· возможность и действительность;
· необходимость и случайность.
Сущность и явление
Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность -- это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление -- то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству -- к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.
Содержание и форма
Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, связей, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин “форма” связан с понятием структуры. Отношение Содержания и формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении С. и ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета.
Случайность и необходимость
Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей. При определенных условиях необходимость - вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых отношений действительности, основных направлений ее развития.
Случайность - отражение в основном внешних, неустойчивых, единичных связей действительности; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей.
Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, характеризуется строгой однозначностью и определенностью. Случайность появляется в результате действия отдаленных, непостоянных, малых причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания.
Причина и следствие
Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия.
Знание причинно-следственных связей отражает реальные существующие связи и взаимодействия вещей. В гносеологии понятие причинно-следственной связи выполняет важную методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное движение познания по причинно-следственной цепи -- от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.