Тема 1.2 Античная философия: гармония мира, человека и разума
Основные понятия и термины
Апейрон-первоначало(Анаксимандр)-это нечто материальное,беспредельное,безграничное, неопределенное.
Атом-материальная неделимая частица,первооснова мира,причина и сущность всегосуществующего (Демокрит, Левкипп, Эпикур).
Диалектика-учение о развитии;учение о наиболее общих закономерных связях встановлении, развитии бытия и познания.
Мифология(с греч.-слово,понятие,учение)-способ понимания природной и социальнойдействительности на ранних стадиях общественного развития.
Первоначало(или«архе»)-это основа,мельчайшая единица мира(вода,огонь,атом,монада
и др.).
Природа с т. з. древнегреческой философии -это то,что не очевидно,что нужно выявить,найти, что не совпадает с нашим непосредственным опытом (учение о природе - «фюсис» - физика).
Противоположности -стороны единого целого,которые отрицают друг друга и в то жевремя предполагают друг друга.
Апейрон—первоначало(Анаксимандр) —это нечто материальное,беспредельное,безграничное, неопределенное.
Атом—материальная неделимая частица,первооснова мира,причина и сущность всегосуществующего (Демокрит, Левкипп, Эпикур).
Гилозоизм(греч.hule—вещество,zol—жизнь) —философское учение,приписывающееспособность ощущения и мышления всем формам материи.
Даосизм—религиозно-философское учение Китая,основоположник—Лао-Цзы.
Дхаммапада—древнеиндийская книга,в которой отражены основные положения буддизма.
Натурфилософия —философское учение о природе.
Первоначало (или «архе»)—это основа,мельчайшая единица мира(вода,огонь,атом,монада и др.).
Вопросы для самоконтроля
1.В чем отличие философии от мифологии?
2.С постановки каких проблем начинается философия?
3.Назовите известные Вам древнегреческие школы и направления.
4. В чем различие натурфилософии и антропологической философии?
5. Какая философская проблема была поставлена представителями Милетской школы?
6. Какой вопрос был центральным в учении античных философов до Сократа?
7.В чем главная особенность классической философии?
8. Что Вы можете сказать о диалектике Гераклита?
9. Что такое бытие в философии Парменида?
10. Выразите суть апорий Зенона.
11. Что, на Ваш взгляд, позволяет понять в «устройстве» мира принцип атомизма?
12. Кто такие софисты? Что характерно для их взглядов?
13. Почему с именем Сократа связывают поворотный пункт в древнегреческой философии?
14. В чем суть теории идей Платона?
15. Чем определяется сущность вещи с точки зрения Аристотеля?
16. Назовите основные философские школы периода эллинизма.
17. Кто такие киники? Каковы их взгляды?
18. Кто такие стоики? В чем суть их этического учения?
Каким Вам представляется место античной мысли в мировой философской культуре
Упражнения и задачи
1. Заполните пропуски. Назовите основные периоды развития Античной философии.
1 период …………………… (Философия Древней Греции).
2 период …………..в.до н.э. –…….в н.э. (Философия Древнего Рима).
2. Что является первоосновой мира?
Что принимали за первоначало («архе») следующие философы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит, Гераклит, Пифагор?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Решитезадачу:навопрос,сколькоу Пифагораучеников,мыслительответилтак:«Половина моихучеников изучаетматематику,одна четвертая– природу,одна седьмая проводитвремяв молчаливомразмышлении, остальную часть составляюттридевы».
Сколькоучеников былоу Пифагора?
4. Впишите представителей указанных школ
Милетская школа-
………………………………………………………………........................................................................
Элейская школа
……………………….. …………………………………....................................................................
Эфесская школа ----
…………………………….. ..............................................................................................................
4. определите авторов и прокомментируйте слова философов:
«Многознание уму не научит»___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«все течет, все изменяется»_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой».____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Глупым лучше повиноваться, чем повелевать»._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости»._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не из друзей врагами»__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Заполните таблицу «Античная философия»
Этап | Основной философский интерес | |
Материальная субстанция (………… и др.) | ||
Атомы + пустота (…….и др.) | ||
…………………. | Числа (…………………………и др.) | |
Идеи (………………особенно Платон и др.) | ||
Форма (…………………и др.) | ||
Интеллектуализм | ||
Самодостаточность человека (…………) | ||
Счастье человека как наслаждение (………………) | ||
…………………… | Человек и его космическая судьба (…………….) | |
Мудрое молчание (………………………) | ||
Иерархия: | ||
Единое – ………… – Мировой Ум – …………... - Материя | ||
Неоплатонизм |