Десять стадийвоспитания внимания
За основу постепенного взращивания внимания я взял наиболее полное и детальное описание, какое только смог найти в литературе созерцательных традиций, — десять стадий, описанных индийским буддийским созерцателем VIII века Камалашилой в его классическом сочинении «Стадии пути» (санскр. бхумимарга).
В легендарных прениях в Тибете Камалашила выдвигал довод, что для полного очищения ума требуется покорить три высоты обучения: нравственный образ жизни, внимание и созерцательное прозрение. Искры прозрения ценны, но после мимолетного блаженства таких созерцательных переживаний, «грязное белье» ума по-прежнему будет ожидать стирки. И потому созерцательное прозрение важно поддерживать крайне уравновешенным вниманием, а этому нужно учиться неуклонно. На этом пути имеется несколько вех. Используя ориентиры Камалашилы, можно понять, где мы находимся, что следует делать и чего искать. Десять стадий воспитания внимания таковы:
1. Направленное внимание
2. Непрерывное внимание
3. Восстановленное внимание
4. Пристальное внимание
5. Укрощенное внимание
6. Успокоенное внимание
7. Полностью успокоенное внимание
8. Однонаправленное внимание
9. Равновесие внимания
10. Шаматха
Эти десять стадий вытекают одна из другой. Они начинаются с ума, который не способен сосредоточиваться более, чем на несколько секунд, а их вершина — возвышенная устойчивость и яркость, длящаяся часами. Двигаясь от одной стадии к другой, можно последовательно искоренить два препятствия, которые постепенно делаются все тоньше: возбуждение ума и его вялость. Успешное завершение каждой стадии имеет характерные признаки и сопровождается ясными знаками.
Три способа
Чтобы вести созерцателей по этим десяти стадиям, из буддийских учений я выбрал три способа, которые мне кажутся подходящими современным людям. Эти три способа и стали основой трех разделов этой книги. На первых четырех стадиях можно применять то средство, какое вам кажется более легким. К пятой стадии ум становится относительно устойчивым, и можно перейти к более тонким искусным средствам.
Чтобы пройти первые четыре стадии, я советую выбрать памятование дыхания — различные его вариации встречаются в традициях Дзэн, Випассаны и Тибетского буддизма. Памятование дыхания — это способность успокоить осознавание на ощущениях, свойственных дыханию, неуклонно возвращая к ним внимание, когда бы ум ни начал блуждать.
Начиная с пятой стадии, я предлагаю способ установления ума в его естественном состоянии. В этом способе внимание направляется на переживания ума, на все события — мысли, мысленные образы и чувства, всплывающие в беспредельности ума. Этот способ взят из Дзокчен, или линии Великого совершенства, но он встречается также и в иных буддийских традициях.
Начиная с восьмой стадии, мы переходим к еще более утонченной медитации: как поддерживать осознавание самого осознавания. Этот способ называется шаматха без предмета. К этому моменту медитация заключается не в том, чтобы воспитывать, или развивать, устойчивость и яркость внимания, а в раскрытии созерцательного покоя и лучезарности, присущей самому осознаванию.
Обучаться тому, как бдеть дыхание, полезно всякому, включая и тех, кто ищет путей предотвращения или излечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Многие сочтут второй способ — установления ума в его естественном состоянии — гораздо более трудным, но для других он окажется естественным. Аналогично, хотя способ осознавания осознавания еще более тонок, он может сразу подойти тем, у кого есть к нему склонность.
Чтобы двигаться по десяти стадиям воспитания внимания, можно выбрать любой из трех способов или в последовательности, приведенной в этой книге. Скорость движения будет зависеть от вашей приверженности медитации и оттого,
насколько стиль вашей жизни и окружающая вас среда поддерживают это начинание.
Интерлюдии
Объяснение десяти стадий перемежается «интерлюдиями» — дополнительной поддержкой в воспитании внимания. После объяснения каждой из четырех начальных стадий я вставил интерлюдии о воспитании одного из четырех качеств сердца — доброжелательности, сострадания, радости сопричастности и беспристрастности. Эти медитации особенно помогают привести чувства в равновесие и открыть сердце. Когда нам известно, как разумно взаимодействовать с чувствами, мы можем избежать препятствий, что в противном случае преградят путь к воспитанию сосредоточенного внимания.
Объяснения с пятой стадии по девятую перемежаются интерлюдиями о дневных и ночных медитациях осознанного сновидения (взятых из современных научных изысканий) и йоге сна (изъятой из Тибетского буддизма). Эти медитации помогают круглосуточно обогащать памятование, поскольку если свести обучение лишь к самому занятию медитацией, то и польза будет минимальной.
Огромная польза серьезной способности внимания состоит в том, что она дает нам возможность успешно развивать и другие положительные качества. Могучим инструментом сосредоточенного внимания можно искоренить прежде трудно выводимые дурные привычки — зависимое поведение или вредоносные мысли и чувства. Можно применить его и в воспитании чистосердечного настроя к другим и на этой почве пережить глубинные прозрения в природу ума и действительности, в корне изменив свое отношение к остальному миру.
Цели и ожидания
Большинство людей обнаружат, сколь заметно обогатилась их жизнь, дойдя лишь до второй стадии из десяти. Этот уровень развития требует некоторых усилий, но его могут освоить и те, кто ведет деятельную жизнь с карьерой и обязательствами перед семьей, — при условии, что они захотят уделить медитации немного времени. Это значительно улучшит качество всей жизни, позволит стать более стойким к внутренним и внешним ударам. Если ваша цель такова, способы, описанные в этой книге, вполне подойдут.
Однако, как отмечалось ранее, эта книга — также и путеводитель для тех, кто хочет идти гораздо дальше того, что принято считать обычным уровнем внимания. Чтобы овладеть третьей стадией, большинству людей потребуется более высокий уровень обязательств, чем час или два медитации в день посреди деятельной жизни. Более же высокие стадии воспитания внимания доступны тем, кто недели или месяцы привержен строгой медитации в подходящем окружении. Покорить четвертую стадию внимания можно, лишь взяв на себя профессиональные обязательства в этом обучении, и на это могут уйти месяцы и годы глубокого погружения в созерцание.
Если пройти все десять стадий воспитания внимания, что обсуждаются в этой книге, польза поистине безмерна. Если вы добрались до девятой стадии, ум превосходно собран и отточен — и чужд даже малейшему смятению. Говорится, что тогда можно без усилий и неуклонно сосредоточиваться на выбранном предмете по крайней мере четыре часа. В начале этого обучения созерцателям обычно предлагается медитировать в коротких занятиях по 24 минуты (санскр. гхатика), что составляет одну шестнадцатую полных суток. На высотах этого
обучения появляется возможность поддерживать внимание с предельной ясностью в течение времени, в десять раз превышающего этот промежуток.
Согласно устной традиции Тибетского буддизма, среди созерцателей, осведомленных достаточно, чтобы предаться этой медитации, те, чьи способности — выдающиеся, могут пройти все десять стадий за три месяца, те, что со «средними» способностями — за полгода, ну а у тех, чьи способности «заурядные», это займет до девяти месяцев. Такие предположения основаны на том, что созерцатели живут в спокойном окружении, денно и нощно посвящая себя освоению с этим предметом. Ссылка на выдающиеся, средние и заурядные способности относится к талантливости и уравновешенности внимания, с которых начинается обучение. Также, как некоторые из нас — одаренные музыканты, атлеты или математики, есть и такие, кто обладает высокой степенью устойчивости и яркости внимания, что дает им преимущество в начале пути. Другие же могут быть крайне привержены и одухотворены обучением, и это сослужит им хорошую службу в долгих месяцах последующей трудной работы.
Такой уровень профессионального обучения, вероятно, покажется многим читателям этой книги обескураживающим и неосуществимым — но сравните его с режимом обучения олимпийских атлетов. Лишь у немногих есть время, возможность и склонность посвятить себя такому обучению, что на первый взгляд может показаться далеким от практических нужд, с которыми человечество сталкивается ныне. Но исследовательская работа с профессиональными спортсменами дала множество ценных прозрений о диете, упражнениях и побудительных мотивах, важных и для широкой публики. И если обучение олимпийцев в основном нацелено на физическое
совершенство, воспитание внимания призвано раскрыть высоты внимательности.
Покорив высоты девятой стадии, созерцатель готов к серьезному прорыву, вызывающему глубинные изменения в нервной системе и потрясающие перемены в сознании. Здесь открывается возможность освоить шаматху: ум изумительно податлив, и его можно по-разному приложить к делу, да и тело приобретает невероятную гибкость и пластичность. Это выдающееся достижение, не сравнимое ни с чем иным, что вы переживали прежде.
Со времен Будды, когда люди спрашивали зрелых созерцателей о природе их медитации, те обычно отвечали: «Приди и попробуй!» В 1992 году нейробиологи, изучая следствия серьезных усилий в созерцании у тибетских отшельников, поясняли, как именно они хотят исследовать нервные и поведенческие результаты, вызванные медитацией. Один из монахов заметил: «Если вы и впрямь хотите понять, как действует медитация, я буду рад вас научить. Только в личном переживании вы по-настоящему сможете оценить последствия такого обучения».
Давайте начнем с первой стадии, применяя способ памятования дыхания.