Десять стадийвоспитания внимания

За основу постепенного взращивания внимания я взял наи­более полное и детальное описание, какое только смог най­ти в литературе созерцательных традиций, — десять стадий, описанных индийским буддийским созерцателем VIII века Камалашилой в его классическом сочинении «Стадии пути» (санскр. бхумимарга).

В легендарных прениях в Тибете Камалашила выдвигал довод, что для полного очищения ума требуется покорить три высоты обучения: нравственный образ жизни, внимание и со­зерцательное прозрение. Искры прозрения ценны, но после мимолетного блаженства таких созерцательных переживаний, «грязное белье» ума по-прежнему будет ожидать стирки. И по­тому созерцательное прозрение важно поддерживать крайне уравновешенным вниманием, а этому нужно учиться неуклон­но. На этом пути имеется несколько вех. Используя ориентиры Камалашилы, можно понять, где мы находимся, что следует делать и чего искать. Десять стадий воспитания внимания та­ковы:

1. Направленное внимание

2. Непрерывное внимание

3. Восстановленное внимание

4. Пристальное внимание

5. Укрощенное внимание

6. Успокоенное внимание

7. Полностью успокоенное внимание

8. Однонаправленное внимание

9. Равновесие внимания

10. Шаматха

Эти десять стадий вытекают одна из другой. Они начинают­ся с ума, который не способен сосредоточиваться более, чем на несколько секунд, а их вершина — возвышенная устойчи­вость и яркость, длящаяся часами. Двигаясь от одной стадии к другой, можно последовательно искоренить два препятствия, которые постепенно делаются все тоньше: возбуждение ума и его вялость. Успешное завершение каждой стадии имеет ха­рактерные признаки и сопровождается ясными знаками.

Три способа

Чтобы вести созерцателей по этим десяти стадиям, из буддий­ских учений я выбрал три способа, которые мне кажутся подхо­дящими современным людям. Эти три способа и стали основой трех разделов этой книги. На первых четырех стадиях можно применять то средство, какое вам кажется более легким. К пя­той стадии ум становится относительно устойчивым, и можно перейти к более тонким искусным средствам.

Чтобы пройти первые четыре стадии, я советую выбрать памятование дыхания — различные его вариации встречаются в традициях Дзэн, Випассаны и Тибетского буддизма. Памя­тование дыхания — это способность успокоить осознавание на ощущениях, свойственных дыханию, неуклонно возвращая к ним внимание, когда бы ум ни начал блуждать.

Начиная с пятой стадии, я предлагаю способ установления ума в его естественном состоянии. В этом способе внимание на­правляется на переживания ума, на все события — мысли, мыс­ленные образы и чувства, всплывающие в беспредельности ума. Этот способ взят из Дзокчен, или линии Великого совершен­ства, но он встречается также и в иных буддийских традициях.

Начиная с восьмой стадии, мы переходим к еще более утон­ченной медитации: как поддерживать осознавание самого осознавания. Этот способ называется шаматха без предмета. К этому моменту медитация заключается не в том, чтобы вос­питывать, или развивать, устойчивость и яркость внимания, а в раскрытии созерцательного покоя и лучезарности, присущей самому осознаванию.

Обучаться тому, как бдеть дыхание, полезно всякому, вклю­чая и тех, кто ищет путей предотвращения или излечения син­дрома дефицита внимания и гиперактивности. Многие сочтут второй способ — установления ума в его естественном состо­янии — гораздо более трудным, но для других он окажется естественным. Аналогично, хотя способ осознавания осознава­ния еще более тонок, он может сразу подойти тем, у кого есть к нему склонность.

Чтобы двигаться по десяти стадиям воспитания внима­ния, можно выбрать любой из трех способов или в последо­вательности, приведенной в этой книге. Скорость движения будет зависеть от вашей приверженности медитации и оттого,

насколько стиль вашей жизни и окружающая вас среда под­держивают это начинание.

Интерлюдии

Объяснение десяти стадий перемежается «интерлюдиями» — дополнительной поддержкой в воспитании внимания. После объяснения каждой из четырех начальных стадий я вставил интерлюдии о воспитании одного из четырех качеств сердца — доброжелательности, сострадания, радости сопричастности и беспристрастности. Эти медитации особенно помогают привести чувства в равновесие и открыть сердце. Когда нам известно, как разумно взаимодействовать с чувствами, мы мо­жем избежать препятствий, что в противном случае преградят путь к воспитанию сосредоточенного внимания.

Объяснения с пятой стадии по девятую перемежаются интерлюдиями о дневных и ночных медитациях осознанно­го сновидения (взятых из современных научных изысканий) и йоге сна (изъятой из Тибетского буддизма). Эти медитации помогают круглосуточно обогащать памятование, поскольку если свести обучение лишь к самому занятию медитацией, то и польза будет минимальной.

Огромная польза серьезной способности внимания со­стоит в том, что она дает нам возможность успешно развивать и другие положительные качества. Могучим инструментом со­средоточенного внимания можно искоренить прежде трудно выводимые дурные привычки — зависимое поведение или вре­доносные мысли и чувства. Можно применить его и в воспита­нии чистосердечного настроя к другим и на этой почве пере­жить глубинные прозрения в природу ума и действительности, в корне изменив свое отношение к остальному миру.

Цели и ожидания

Большинство людей обнаружат, сколь заметно обогатилась их жизнь, дойдя лишь до второй стадии из десяти. Этот уро­вень развития требует некоторых усилий, но его могут освоить и те, кто ведет деятельную жизнь с карьерой и обязательствами перед семьей, — при условии, что они захотят уделить медита­ции немного времени. Это значительно улучшит качество всей жизни, позволит стать более стойким к внутренним и внешним ударам. Если ваша цель такова, способы, описанные в этой кни­ге, вполне подойдут.

Однако, как отмечалось ранее, эта книга — также и путево­дитель для тех, кто хочет идти гораздо дальше того, что принято считать обычным уровнем внимания. Чтобы овладеть третьей стадией, большинству людей потребуется более высокий уро­вень обязательств, чем час или два медитации в день посреди деятельной жизни. Более же высокие стадии воспитания вни­мания доступны тем, кто недели или месяцы привержен стро­гой медитации в подходящем окружении. Покорить четвертую стадию внимания можно, лишь взяв на себя профессиональные обязательства в этом обучении, и на это могут уйти месяцы и годы глубокого погружения в созерцание.

Если пройти все десять стадий воспитания внимания, что обсуждаются в этой книге, польза поистине безмерна. Если вы добрались до девятой стадии, ум превосходно собран и от­точен — и чужд даже малейшему смятению. Говорится, что тогда можно без усилий и неуклонно сосредоточиваться на вы­бранном предмете по крайней мере четыре часа. В начале этого обучения созерцателям обычно предлагается медитировать в коротких занятиях по 24 минуты (санскр. гхатика), что со­ставляет одну шестнадцатую полных суток. На высотах этого

обучения появляется возможность поддерживать внимание с предельной ясностью в течение времени, в десять раз превы­шающего этот промежуток.

Согласно устной традиции Тибетского буддизма, среди созерцателей, осведомленных достаточно, чтобы предаться этой медитации, те, чьи способности — выдающиеся, могут пройти все десять стадий за три месяца, те, что со «средни­ми» способностями — за полгода, ну а у тех, чьи способности «заурядные», это займет до девяти месяцев. Такие предполо­жения основаны на том, что созерцатели живут в спокойном окружении, денно и нощно посвящая себя освоению с этим предметом. Ссылка на выдающиеся, средние и заурядные способности относится к талантливости и уравновешенности внимания, с которых начинается обучение. Также, как некото­рые из нас — одаренные музыканты, атлеты или математики, есть и такие, кто обладает высокой степенью устойчивости и яркости внимания, что дает им преимущество в начале пути. Другие же могут быть крайне привержены и одухотворены об­учением, и это сослужит им хорошую службу в долгих месяцах последующей трудной работы.

Такой уровень профессионального обучения, вероятно, по­кажется многим читателям этой книги обескураживающим и неосуществимым — но сравните его с режимом обучения олимпийских атлетов. Лишь у немногих есть время, возмож­ность и склонность посвятить себя такому обучению, что на первый взгляд может показаться далеким от практических нужд, с которыми человечество сталкивается ныне. Но иссле­довательская работа с профессиональными спортсменами дала множество ценных прозрений о диете, упражнениях и побу­дительных мотивах, важных и для широкой публики. И если обучение олимпийцев в основном нацелено на физическое

совершенство, воспитание внимания призвано раскрыть вы­соты внимательности.

Покорив высоты девятой стадии, созерцатель готов к се­рьезному прорыву, вызывающему глубинные изменения в нерв­ной системе и потрясающие перемены в сознании. Здесь от­крывается возможность освоить шаматху: ум изумительно податлив, и его можно по-разному приложить к делу, да и тело приобретает невероятную гибкость и пластичность. Это вы­дающееся достижение, не сравнимое ни с чем иным, что вы переживали прежде.

Со времен Будды, когда люди спрашивали зрелых созерца­телей о природе их медитации, те обычно отвечали: «Приди и попробуй!» В 1992 году нейробиологи, изучая следствия се­рьезных усилий в созерцании у тибетских отшельников, по­ясняли, как именно они хотят исследовать нервные и поведен­ческие результаты, вызванные медитацией. Один из монахов заметил: «Если вы и впрямь хотите понять, как действует ме­дитация, я буду рад вас научить. Только в личном пережива­нии вы по-настоящему сможете оценить последствия такого обучения».

Давайте начнем с первой стадии, применяя способ памя­тования дыхания.


Десять стадийвоспитания внимания - student2.ru


Наши рекомендации