Товарный знак действует десять лет со дня подачи заявки в Роспатент и может продлеваться на десять лет неограниченное число раз (ст. 1491 ГК).

В нашей стране действуют несколько товарных знаков, получивших охрану ещё в середине 20-х годов, например, Sunlight (№ 83) и Coca-Cola (№ 242).

Вернёмся теперь к пропущенной ст. 1483 ГК. Она задаёт условия, по которым Роспатент отказывает обозначению, заявленному в качестве товарного знака, в регистрации.

В действовавшем до 2008 года законе «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» запреты на регистрацию, вынесенные теперь в ст. 1483 ГК, делились на абсолютные и относительные.

Абсолютным основаниям для отказа в регистрации теперь соответствуют пп.1-5 ст. 1483 ГК,

а относительным – пп. 6-9 той же статьи.

Согласно п.1 ст. 1483 ГК, нельзя регистрировать в качестве товарного знакате обозначения, которые не обладают различительной способностью или состоят только из элементов, которые:

 

- вошли во всеобщее употребление для товаров определённого вида,

- являются общепринятыми символами и терминами,

- характеризуют товары, т.е. указывают на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, способ производства или сбыта,

- представляют форму товаров, определяемую их свойством или назначением.

Нельзя, к примеру, зарегистрировать в качестве товарного знака слово «Молоко» для молочной продукции, либо обозначение, содержащее название «КАМАЗ» для автотранспортных средств, даже выпускаемых этой самой компанией.

Однако этот запрет может быть обойдён, если такие элементы не занимают в обозначении доминирующего положения.

Тогда они остаются в товарном знаке как неохраняемые (раньше они назывались дискламированными).

Вновь введённый с 2015 года п. 1.1 этой статьи констатирует, что только что рассмотренный п.1 не применяется в отношении тех обозначений, которые либо приобрели различительную способность в результате их использования, либо состоят только из «запрещённых» элементов, но образующих комбинацию, которая как раз обладает различительной способностью. (На мой взгляд, здесь открывается огромный простор для субъективных оценок.)

В п.2 ст.1483 ГК дана ссылка на новую ст.1231.1 ГК. То есть этот пункт запрещает регистрировать в качестве товарных знаков государственные гербы, флаги, наименования международных или межправительственных организаций, контрольные или пробирные клейма, печати, награды, либо сходные с ними до степени смешения объекты. Исключение (по п. 2 ст. 1231.1) – наличие разрешения соответствующего органа, тогда такие элементы остаются в качестве неохраняемых (и ничего не сказано про их доминирующее положение).

По п. 3 ст. 1483 ГК не пригодны для регистрации в качестве товарного знака такие обозначения, которые являются или содержат ложные или вводящие в заблуждение элементы.

Например, не будет зарегистрирован товарный знак в виде слова «Natural» для фирмы, выпускающей шубы из искусственного меха. Тот же пункт вводит запрет на обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали (здесь – без вариантов). Можно в качестве отрицательных примеров привести зарегистрированные (но отменённые впоследствии) товарные знаки со свидетельством № 203631 на имя (вдумайтесь только!) благотворительного фонда поддержки эстрадных исполнителей на словесный товарный знак «SHIT-ПАРАД» и со свидетельством № 284469 на имя ООО «Художники Усть-Ижоры» на комбинированный товарный знак, изображение которого даже неловко приводить:

Товарный знак действует десять лет со дня подачи заявки в Роспатент и может продлеваться на десять лет неограниченное число раз (ст. 1491 ГК). - student2.ru

Пункт4 ст.1483 ГК не разрешает использовать официальные наименования и изображения ценных объектов культурного наследия народов РФ либо объектов всемирного культурного или природного наследия, изображения культурных ценностей, хранящихся в коллекциях и фондах, если регистрация испрашивается на имя не тех лиц, кто ими владеет, без согласия собственников на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

Отдельно, в п. 5 ст. 1483 ГК, прописан запрет на регистрацию в качестве товарных знаков таких обозначений, которые содержат или являются идентифицирующими обозначениями вин, происходящих с определённой территории (коньяк, шампанское, кагор, токай).

Можно здесь всё же отметить, что в советское время мне довелось увидеть в магазине вино с названием «Узбекский токай», чего сейчас уже не может быть (Токай – местность в Венгрии).

Разумеется, внутри нашей страны мы спокойно можем употреблять слова «коньяк» и «шампанское» и даже указывать его на этикетках. Но как только такая продукция приобретает статус экспортной, этикетки сразу меняются на «бренди» и «игристое». Так было, кстати, и в советское время: ещё в конце 60-х годов прошлого века я покупал в Крыму бутылки с этикетками «Советское шампанское» и «Советское игристое», которые практически не отличались по вкусу, но вторая была взята из экспортной партии. Кстати, тогда же были придуманы названия «арменьяк» и «грузиньяк» для коньяка, изготовленного, соответственно, в Армении и в Грузии.

Разберём теперь относительные основания для отказа в регистрации товарного знака. Относительными они именуются в теории потому, что регистрации ничто не препятствовало бы, не будь уже раньше зарегистрирован другой объект интеллектуальных прав либо не существуй уже иной объект, права на который возникли по факту его объективизации.

Согласно п. 6 ст. 1483 ГК нельзя регистрировать товарные знаки, сходные с уже известными товарными знаками, зарегистрированными для тех же товаров или услуг. То есть если бы не был уже зарегистрирован такой же товарный знак для тех же товаров или услуг, регистрация состоялась бы – именно в этом заключается относительность запрета на регистрацию.

Пункт 7 ст. 1483 ГК запрещает регистрировать товарный знак, тождественный или сходный с наименованием места происхождения товара, если только право на такой товарный знак испрашивается НЕ обладателем исключительного права на такое НМПТ.

Аналогично, п. 8 ст. 1483 ГК запрещает такую регистрацию, если товарный знак тождественен или сходен с охраняемым в РФ фирменным наименованием или коммерческим обозначением(либо их отдельными элементами) или с зарегистрированным Госсорткомиссией селекционным достижением, когда регистрация товарного знака испрашивается НЕ обладателем исключительного права на указанные объекты.

По п. 9 ст. 1483 ГК не проходят в качестве товарных знаков названия известных произведений науки, искусства, их фрагменты, персонажи или цитаты, без согласия правообладателя; имена, псевдонимы, портреты, факсимиле известных людей; промышленные образцы, знаки соответствия, права на которые возникли раньше даты приоритета регистрируемого товарного знака. (Так, вряд ли будет зарегистрирован товарный знак, повторяющий фразу кота Бегемота на балу Сатаны «Королева в восхищении!» из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».) Положения этого пункта распространяются и на обозначения, сходные с указанными до степени смешения.

Стоит отдельно поговорить о том, что понимается под степенью смешения. Конечно же, у каждого человека свой взгляд на то, что составляет степень смешения, а что нет.

Есть, конечно, совершенно явные примеры. Скажем, довоенный герб Советского Союза содержал шестнадцать лент с фразой «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на языках каждой из входящих в СССР республик, а послевоенный герб содержал уже пятнадцать таких лент, потому что Карело-финская ССР стала автономной Карельской АССР и вошла в состав Российской Федерации. Вот два этих герба точно сходны до степени смешения.

Для общего случая чрезвычайно показателен пример, приведённый Р.С. Восканяном, долгое время проработавшем заведующим отделом товарных знаков в ФИПС.

На одной из конференций патентных поверенных на вопрос из зала, что же такое «степень смешения», он предложил следующий пример. Пусть известен товарный знак в виде квадрата, а заявлен товарный знак в виде прямой линии. Весь зал дружно заявил, что никакого смешения нет. Продолжая пример, Восканян спросил, будет ли смешение для знака в виде двух прямых, сходящихся под прямым углом. Ответ был отрицательным, но уже с гораздо меньшей уверенностью. А для трёх прямых (в виде буквы «П»)? Кто-то стал говорить, что смешение есть, кто-то отрицал смешение. Но когда Восканян дорисовал четвёртую сторону квадрата, но не довёл эту линию до угла, оставив небольшой пробел, весь зал дружно сказал, что смешение есть. «Покажите, где оно наступило» – предложил Восканян. И действительно, каждый человек сочтёт, что смешение наступает для разных соотношений элементов даже в этом простом примере.

Разберём теперь порядок получения исключительного права на товарный знак.

Как и для получения патента на изобретение, на регистрацию товарного знака подаётся заявка, которая должна относиться к одному товарному знаку и содержать заявление по определённой форме, заявляемое обозначение, перечень товаров, для которых испрашивается государственная регистрация, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), и описание заявляемого обозначения (ст. 1492 ГК). Конечно же, необходим документ об оплате пошлины или о льготе, а также устав коллективного товарного знака, если заявка подана на такой знак.

Статья 1494 ГК устанавливает приоритет товарного знака. Это может быть дата подачи заявки в Роспатент, дата другой (первоначальной) заявки для выделенной заявки, дата подачи первой заявки по Парижской конвенции (конвенционный приоритет), выставочный приоритет – по дате помещения на экспонатах международных выставок (если заявка подана в течение полугода после такого экспонирования).

Экспертиза заявки на товарный знак (ст. 1497 ГК) в Роспатенте включает в себя формальную экспертизу, в которой проверяется соответствие заявки формальным требованиям (ст. 1498 ГК), и экспертизу заявленного обозначения (ст. 1499 ГК).

Как и для изобретения, экспертиза может запросить у заявителя дополнительные материалы, которые не должны содержать неуказанного в первоначальных материалах перечня товаров и не должны существенно изменять заявленное обозначение.

При экспертизе проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям ст. 1477 и 1483 ГК и принимается решение о государственной регистрации или об отказе в оной.

Оспаривание этого решения (ст. 1500 ГК) осуществляется путём подачи возражения в Палату по патентным спорам.

На основании решения о государственной регистрации товарного знака и при уплате соответствующей пошлины Роспатент регистрирует товарный знак (ст. 1503 ГК), выдаёт свидетельство (ст. 1504 ГК) и публикует в бюллетене сведения об этом (ст. 1506 ГК).

Наши рекомендации