Происхождение, сущность, признаки и функции государства. Типы и формы государства.
Государство является ядром политической системы, самым древним и развитым политическим институтом. Происхождение гос-ва: античная философия рассматривала возникновение гос-ва как проявление естественных потребностей, присущих человеку. Формирование сословий философов, воинов и работников и было проявлением этих потребностей. Философия Нового времени выдвигает договорную теорию происхождения гос-ва (Гоббс, Локк): гос-во - сила, служащая всему обществу: и богатыми и бедными, оно формируется для обеспечения мира и безопасности граждан. Положительным моментом этой теории было то, что впервые исследователи подчеркнули земное, человеческое, а не божественное происхождение государства. Теория насилия объясняла появление гос-ва в результате войн и политического насилия, которые углубляют социальное неравенство, приводят к образованию классов и эксплуатации. Существует так же психологическая теория, которая рассматривает возникновение гос-ва как результат того, что у одних людей существует потребность подчинять, а у других подчиняться. Согласно Марксу и Энгельсу, гос-во возникает в результате раскола общества на антагонистические классы.
Гос-во появилось с возникновением классов. Ленин пришел к выводу о том, что гос-во- это машина для подавления одних классов другими, аппарат насилия, который возникает в силу того, что классовые противоречия объективно не могут быть примирены. Оно появляется под воздействием внутренних экономических причин.
Сущность гос-ва - это институт, при помощи которого экономически господствующий класс становится господствующим и политически. Но при этом подчеркивается и всеобщность ряда функций гос-ва как органа, управляющего делами всего общества, а также выражающего в той или иной степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека. Гос-во, таким образом, представляет систему организованной политической власти, направленной на регулирование как классовых, так и других социально-политических отношений. Оно является формой общественного сосуществования всех членов общества, выражая и охраняя права, обязанности и свободу каждого. Все это дает право дать следующее его определение: гос-во есть социальный институт, осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной территории.
Гос-во имеет свои признаки: 1) наличие политической власти, опирающейся на армию, суд, полицию, разведку и т.д.; 2) территориальное деление населения; 3) налоги, необходимые для содержания Г-ного аппарата и обеспечивающие финансовую основу Г-ной деятельности.
Функции гос-ва делят на внутренние и внешние. Внутренние: конституционная, правоохранительная, экономического регулирования, социальной защиты населения и т.д. направлены прежде всего на управление общественными отношениями в рамках данного гос-ва. Внешние: внешнеэкономическая, военно-оборонная, дипломатическая и политико-идеологическая, направлены на отстаивание интересов в меж-Г отношениях.
Гос-во различаются по форме, которая включает в себя: форму Г-ного устройства, форму правления и политический режим. Рассмотрим эти составляющие в перечисленной последовательности.
Гос-ва, являясь сложными образованиями, различаются прежде всего по способу территориально-государственного устройства в зависимости от степени суверенности, самостоятельности субъектов, входящих в его состав. По этим признакам выделяют унитарное (адм-терр единицы), федеративное (несколько отн-но самостоятельных террит образований на основе договора), конфедерацию (временное объединение самост гос-в).
Гос-ва различаются и по форме правления, которая представляет собой устройство основных институтов политической власти в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или принадлежит выборному органу. Это монархия (глава –1 человек, абс\ограниченная\ конституционная) или республика (выборные органы).
Политические режимы могут весьма значительно отличаться даже при одинаковых формах правления. Поэтому их границы простираются от широчайшей демократии до режима личной власти или фашистской диктатуры.
Сущность и структура общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Обыденное и теоретическое сознание. Общественная психология и идеология. Массовое сознание. Общественное мнение. Формы общественного сознания.
Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. ОС формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений (хотя материализм и утверждает первичность ОБ и вторичность ОС). Сущность общественного сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его (его функция).
И вещи, созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного сознания.
Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью (опыт поколений). Будучи относительно самостоятельным, ОС может опережать ОБ или отставать от него. Общественное сознание имеет сложнуюструктуру - сознание политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, атеистическое, естественнонаучное, экономическое, экологическое и др. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру.
По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании.
Индивидуальное сознание это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость.
Диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания это диалектика взаимосвязи единичного и общего. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Это качественно новое общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию.
Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Однако оно не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Вместе с тем индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями. С другой стороны, говоря о взаимосвязи индивидуального и общественного сознания, следует подчеркнуть, что индивидуальное сознание несет на себе печать общественного, так как оно всегда есть и будет продуктом общества.
По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу, несет в себе научные знания о природе и обществе. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием.
Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.
Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной психологии.. Обыденное знание это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении. Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений друг с другом. Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия. Над общественной психологией возвышается идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе.
Общественная психология отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения. Идеология, анализируя и обобщая результаты практической деятельности людей, позволяет установить основные тенденции в развитии исторических процессов.
Сложилось неверное представление о массовом сознании, как низкопробная, примитивная часть обыденного сознания определенной части трудящихся и прежде всего молодежи. Но это более сложный феномен. Каждый человек является членом нескольких формальных и неформальных групп. Эта масса людей, будучи реальной, естественной общностью, объединяется каким-то действительным (пусть хотя бы кратковременным) социальным процессом, осуществляет общую деятельность, демонстрирует совместное поведение. Массовое сознание это сознание массы, сознание различных типов и видов масс.
С массовым сознанием связано общественное мнение, которое представляет его частный случай. Общественное мнение выражает отношение (скрытое или явное) различных социальных общностей к тем или иным событиям действительности. Общественное мнение может отражать истину или быть ложным. Оно может возникать стихийно, а может формироваться как часть массового сознания государственными учреждениями, политическими организациями, средствами информации. Например, в 30-е годы средствами пропаганды в нашей стране было сформировано массовое сознание нетерпимости к инакомыслящим.
Посредством специфических форм общественного сознания реально осуществляется отражение общественного бытия и обратное воздействие общественного сознания на жизнь общества.