Повторение изученного за год (17 ч)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями
Алфавит, апрель, антонимы, берёза, быстро, вдруг, ветер, ветерок, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуй(те), земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, метель, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, подлежащее,прощай, потому что, платок, посуда, рисунок, рисовать, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, сказуемое, синонимы, так как, товарищ, топор, тарелка, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, яблоко, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.
Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:
- и, ш, И, Ш, п, р, т, г;
- л, м, Л, М, я, Я, А;
- у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
- с, С, е, Е, о, О, а, д, б;
- ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;
- н, ю, Н, Ю, к, К;
- В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;
- Ф, У, Т, Р, Б, Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др.
Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
III. Тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся
(170 ЧАСОВ/ 5 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)
Тематическоепланирование | Характеристика деятельности учащихся |
Наша речь (4 ч) | |
Виды речи Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Родной язык, его значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи. Диалог и монолог Речь диалогическая и монологическая. *Слова с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте), прощай (прощайте) | Рассуждатьо значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни иобщении. Анализироватьречь людей (при анализе текстов). Наблюдатьза особенностями собственной речи и оцениватьеё. Различатьустную, письменную речь и речь про себя. Работатьс памяткой «Как научиться правильно списывать предложение». Отличатьдиалогическую речь от монологической. Использоватьв речи диалог и монолог. Участвоватьв учебном диалоге. Соблюдатьв речи правила речевого этикета, оцениватьсвою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Работатьсо страничкой для любознательных. Знакомитьсяс этимологией слов диалог и монолог.Составлятьпо рисункам диалог и монолог. Оцениватьрезультаты выполненного задании «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению |
Текст (5 ч) | |
Текст Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие. Части текста Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста. Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей. *Слово с непроверяемым написанием: сентябрь. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. Диктант по теме «Оформление предложений на письме» Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действиеформируется при изучении всего курсарусского языка) | Различать текст и предложение.Отличатьтекст от других записей по его признакам. Осмысленно читатьтекст. Определятьтему и главную мысль текста. Соотноситьтекст и заголовок. Подбиратьзаголовок к заданному тексту. Составлятьтекст по заданной теме. Выделятьчасти текста и обосновыватьпра- вильность их выделения. Выбиратьту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передаватьустно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создаватьустный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Составлятьрассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оцениватьрезультаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению |
Предложение (12 ч) | |
Предложение Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение за значением предложений,различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Члены предложения Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в предложении. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Формирование чувства прекрасного в процессе анализа репродукции пейзажной картины художника И. С. Остроухова в «Кар-тинной галерее» учебника. *Слова с непроверяемым написанием: родина, скоро, быстро, ветер (ветерок), рисунок (рисовать), яблоко (яблочко), яблоня. Проверочная работа или диктант | Отличатьпредложение от группы слов, не составляющих предложение. Определятьграницы предложения в деформированном тексте, выбиратьзнак для обозначения конца предложения. Обосновыватьвыбор знака препинания в конце предложения. Соблюдатьв устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлятьпредложения из слов. Составлять(устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблятьзаглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писатьслова в предложении раздельно. Находитьглавные члены (основу) предложения. Обозначатьграфически грамматическую основу. Различатьи выделятьглавные и второстепенные члены предложения. Обосновыватьправильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализироватьсхему и составлятьпо ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждатьалгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. Различатьраспространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлятьнераспространённые и распространённые предложения. Распространятьнераспространённые предложения. Устанавливатьпри помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлятьпредложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Рассматриватьрепродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлятьрассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. Оцениватьрезультаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению |
Слова, слова, слова… (22 ч) | |
Слово и его значение Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Развитие речи. Наблюдение за переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. Работа с толковым и орфографическим словарями. *Слова с непроверяемым написанием: берёза (берёзка), лопата (лопатка), дорога (дорожка), ягода (ягодка). Синонимы и антонимы Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Работа со словарями синонимов и антонимов. *Слова с непроверяемым написанием: осина (осинка), до свидания. Диктантпо теме «Оформление предложений на письме» Однокоренные слова Родственные (однокоренные) слова. Корень слова (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями. Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарём однокоренных слов учебника. Единообразное написание корня в однокоренных словах. *Слова с непроверяемым написанием: сахар (сахарный). Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение. Слог. Ударение. Перенос слова (повторение и уточнение представлений) Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение.Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. *Слова с непроверяемым написанием: извини(те), капуста. Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую (якорь, уче-ник, коль-цо, суб-бота, чай-ка). *Слова с непроверяемым написанием: жёлтый, посуда. Формирование чувства ответственности за братьев наших меньших, попавших в беду, готовность прийти им на помощь (на основе нравственного содержания текстов учебника). Проверочная работа (диктант). Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам | Определятьзначение слова по толковомусловарю. Объяснятьлексическое значение слова. Находитьв тексте незнакомые слова. Классифицироватьслова по тематическим группам. Распознаватьмногозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работатьсо страничкой для любознательных. Наблюдать за этимологией слова лопата. Работатьс толковым и орфографическим словарями. Создаватьв воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оцениватьэстетическую сторону речевого высказывания. Распознаватьсреди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбиратьк слову синонимы, антонимы. Работатьсо страничкой для любознательных. Знакомитьсяс этимологией слов синоним и антоним. Работатьсо словарями синонимов и антонимов учебника. Находитьнужную информацию о слове в этих словарях. Определятьсмысловое значение пословиц и соотноситьих с определёнными жизненными ситуациями. Анализироватьречевые высказывания с использованием в них языковых средств. Находитьоднокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделятькорень в однокоренных словах, различатьоднокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группироватьоднокоренные слова с разными корнями. Доказыватьправильность выделения корня в однокоренных словах. Работатьс памяткой «Как найти корень слова». Подбиратьоднокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работатьсо словарём однокоренных слов учебника. Производитьанализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Делитьслова на слоги. Определятьколичество в слове слогов. Классифицироватьслова по количеству в них слогов. Определятьударение в слове. Наблюдатьза ролью словесного ударения. Различатьударные и безударные слоги. Наблюдатьза разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлятьпростейшие слогоударные модели слов. Находитьслова по заданной модели. Сравниватьмодели слогоударной структуры слова и подбиратьк ним слова. Работатьс орфоэпическим словарём, находитьв нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдатьв практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оцениватьв процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. Сравниватьслова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей,зима). Переноситьслова по слогам. Определятьспособы переноса (ко-локольчик,коло-кольчик, колоколь-чик). Оцениватьсвои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Составлятьрассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам |
Звуки и буквы (63 ч) | |
Звуки и буквы(повторение и уточнениепредставлений) Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот. *Слово с непроверяемым написанием: октябрь. Русский алфавит, или Азбука Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Употребление прописной (заглавной) буквы. Использование алфавита при работе со словарями. *Слова с непроверяемым написанием: алфавит, ноябрь. Сведения из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др. Проверочная работа. Гласные звуки(повторение и обобщение представлений) Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающиегласные звуки. Буквы е, ё, ю, яи их функции в слове: обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определённых позициях два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. Формирование на основе нравственного содержания текстов учебника готовности оказывать помощь тем, кто в этом нуждается. Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Правописание слов с безударным гласным звуком в корнеПроизношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова(изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). *Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток. Проверочный диктант. Развитие речи. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». Согласные звуки(повторение и углубление представлений) Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. *Слова с непроверяемым написанием: мороз (морозный). Формирование на основе содержания текстов учебника чувства уважения к старшим по возрасту и готовности оказать им посильную помощь. Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку. Согласный звук [й’] и буква «и крат- кое» *Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный). Слова с удвоенными согласнымиПроизношение и написание слов с удвоенными согласными. *Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний). Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и по опорным словам. Проект «И в шутку и всерьёз».Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначенияОбозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Формирование бережного отношения к материальным ценностям, к тому, что создано трудом человека, на основе содержания текстов учебника. Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака (ь) на конце и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным. *Слова с непроверяемым написанием: декабрь, мебель, коньки. Развитие на основе текстов учебника положительных качеств личности: скромности, бережливости, совестливости. Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Проект «Пишем письмо». Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт([ш]то, наро[ш]но). Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн,нч. *Слова с непроверяемым написанием: тарелка. Развитие речи. Работа с текстом. Проект «Рифма».Формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности. Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. *Слова с непроверяемым написанием: товарищ, щавель, метель. Проверочный диктант. Развитие речи. Работа с предложением и текстом. Звонкие и глухие согласные звукиЗвонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. *Слова с непроверяемым написанием: народ, вдруг, завод, сапог. Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным. Фонетический разбор слова (проводится в процессе изучения всей темы). Проверочный диктант. Развитие речи. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам. Разделительный мягкий знак (ь)Использование на письме разделительного мягкого знака (ь). Наблюдение за произношением слов с разделительным мягким знаком (ь). Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака (ь) в словах. *Слова с непроверяемым написанием: обезьяна (обезьянка). Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков. Проверочная работа | Различатьзвуки и буквы. Осознаватьсмыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознаватьусловные обозначения звуков речи. Сопоставлятьзвуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдатьмодели слов (звуковые и буквенные), анализироватьих. Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называтьбуквы правильно и располагатьих в алфавитном порядке. Классифицироватьбуквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определятьположение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называтьсоседние буквы по отношению кзаданной. Работатьс памяткой «Алфавит». Располагатьзаданные слова в алфавитном порядке. Использоватьзнание алфавита при работе со словарями. Сопоставлятьслучаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использоватьправило написания имён собственных и первого слова в предложении. Работатьсо cтраничками для любознательных (знакомство со сведениями из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.). Находитьв слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произноситьгласные звуки. Различатьгласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работатьс памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять«работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотноситьколичество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснятьпричины разного количества звуков и букв в слове. Соотноситьзвуковой и буквенный состав слов (роса, река). Определятькачественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Работатьсо страничкой для любознательных. Знакомитьсясо сведениями из истории русского языка (о букве э). Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова. Работатьс текстом. Определятьтему и главную мысль текста. Составлятьи записыватьответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. Определятьбезударный гласный звук в слове и его место в слове. Находитьв двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различатьпроверочное и проверяемое слова. Подбиратьпроверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава —травы, травка). Наблюдатьза единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использоватьправило при написании слов с безударным гласным в корне. Планироватьучебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определятьпути её решения, решатьеё в соответствии с изученным правилом. Объяснятьправописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Различатьпроверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминатьнаписание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. Работатьс орфографическим словарём учебника: находитьслова с изучаемой орфограммой и проверятьнаписание слова по орфографическому словарю. Подбиратьпримеры слов с изучаемой орфограммой. Работатьсо страничками для любознательных. Знакомитьсясо сведениями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника. Объяснять,когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. Составлятьтекст из предложений. Составлятьрассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя). Оцениватьсвои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Находитьв слове согласные звуки. Правильно произноситьсогласные звуки. Различатьсогласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работатьс памяткой «Согласные звуки русского языка». Составлятьпредложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком. Различатьсогласный звук [й’] и гласный звук [и]. Различатьспособы обозначения согласного звука [й’] буквами. Работатьсо страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й’]. Использоватьправило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка). Наблюдатьза произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использоватьправило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). Составлятьрассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записыватьсоставленный рассказ. Находитьсовместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создаватьсвои занимательные задания. Участвоватьв презентации занимательных заданий. Определятьи правильно произноситьмягкие и твёрдые согласные звуки. Различатьтвёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работатьс памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планироватьучебные действия при письме по памяти. Соотноситьколичество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснятьпричины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбиратьпримеры слов с мягким знаком (ь). Переноситьслова с мягким знаком (ь) (паль-цы, паль-то). Обозначатьмягкость согласного звука мягким знаком (ь) на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Оцениватьсвои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Работатьc текстом: определятьтему текста, подбиратьк нему заголовок, определятьчасти текста. Анализироватьтекст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записыватьответы. Составлятьпродолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. Различатьнепарные мягкие шипящие звуки. Находитьв словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбиратьпримеры слов с такими сочетаниями. Соблюдатьв речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт(чтобы, скучно и др.). Работатьс орфоэпическим словарём. Применятьправило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. Работатьс текстом. Подбиратьк тексту заголовок. Выделятьв тексте части и определятьих микротемы. Записыватьпредложение из текста на заданную тему. Находитьв тексте рифмующиеся строки, подбиратьрифмующиеся слова, сочинятьстихи на заданные рифмы, составлятьсловарик собственных рифм, участвоватьв презентации выполненной работы. Различатьнепарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находитьв словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбиратьпримеры слов стакими буквосочетаниями. Применятьправило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Оцениватьсвои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Работатьс предложением и текстом. Составлятьпредложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбиратьк тексту заголовок, записыватьсоставленный текст. Различатьглухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризоватьсогласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оцениватьправильность данной характеристики. Правильно произноситьзвонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определятьна слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотноситьпроизношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находитьв словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различатьпроверочное и проверяемое слова. Подбиратьпроверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз— морозы, морозный). Использоватьправило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснятьправописание слов с парным поглухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбиратьпримеры слов с изучаемой орфограммой. Сопоставлятьприёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснятьправильность написания слов с изученными орфограммами. Работатьс памяткой «Как подготовиться к диктанту». Работатьс памяткой «Как провести звуко-буквенный разбор слова». Проводитьзвуко-буквенный разбор слова по заданному образцу. Оцениватьсвои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по элек- тронному приложению. Составлять(под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагатьписьменно текст по вопросам. Наблюдатьза произношением слов с разделительным мягким знаком (ь). Соотноситьколичество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбиратьпримеры слов с разделительным мягким знаком (ь). Различатьслова с мягким знаком (ь) — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком (ь). Использоватьправило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснятьнаписание разделительного мягкого знака (ь) в словах. Оцениватьсвои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Составлятьустный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя). |
Части речи (47 ч) | |
Части речи Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Формирование умений работать с графической информацией. *Слово с непроверяемым написанием: месяц. Имя существительное Имя существительное как часть речи:значение и употребление в речи *Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. Одушевлённые и неодушевлённыеимена существительные Формирование представлений о профессиях и людях труда. *Слова с непроверяемым написанием: картина (картинка). Собственные и нарицательные именасуществительные. Заглавная буква в именах собственных. Развитие познавательного интереса к происхождению имён и фамилий, истории названия своего города (посёлка). *Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, Россия, город, улица. Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины. Формирование чувства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма. Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Числоимён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). *Слово с непроверяемым написанием: топор. Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член). Обобщениезнаний об имени существительном. Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи. Развитие логических действий анализа, сравнения, классификации, дифференциации, доказательства при определении признаков имени существительного. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. Проверочная работа или диктант. Глагол Глагол как часть речии употребление его в речи (общее представление). Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым). Формирование представлений об обязанностях по дому, которые могут выполнять мальчики и девочки на основе рисунков в учебнике. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Число глагола. Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребления глаголов в речи (одеть и надеть). *Слова с непроверяемым написанием: обед(обедать), магазин. Правописаниечастицы нес глаголом. Обобщение знанийо глаголе. Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Текст-повествование и роль в нём глаголов. Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании. Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. Проверочная работа или диктант. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи:значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык. Сравнение как одно из выразительных средств языка. Единственное и множественное числоимён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь,фамилия, шампунь и др. *Слова с непроверяемым написанием: облако (облачко), метро. Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Обобщение знанийоб имени прилагательном. Проверочная работа или диктант. Местоимение. Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление). Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога. *Слово с непроверяемым написанием: платок. Формирование экологических представлений (природу надо беречь). Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Развитие речи. Работа с текстом. Проверочная работа или диктант. Предлоги. Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов. Правописание предлогов с именами существительными. *Слова с непроверяемым написанием: апрель, шёл. Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста. Проверочная работа. Проект «В словари — за частями речи!» | Соотноситьслова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализироватьсхему «Части речи», составлятьпо ней сообщение. Находитьв тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Распознаватьимя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновыватьотнесение слова к имени существительному. Объяснятьлексическое значение слов — имён существительных. Обогащатьсобственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работатьсо страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имёнсуществительных. Различатьодушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто?и что?, подбиратьпримеры таких существительных. Классифицироватьимена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединятьих в тематическ |