Методологическое значение законов диалектики
Диалектика и метафизика – два противоположных метода познания, разработанные в классической философии. Метафизический метод направлен на создание однозначной, статичной картины мира. Он рассматривает вещи и явления изолированно друг о друга, сводит многообразие форм движения к какой-либо одной форме, например, механической, отрицает противоречивость движения и развития. Диалектический метод направлен на создание многокачественной, динамичной картины мира. Он характеризуется стремлением к установлению связей между вещами и явлениями, выявлению качественного своеобразия форм движения, рассматривает движение и развитие в их внутренней противоречивости.
Диалектика (греч dialextice – вести беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
Основные законы:
Закон перехода количественных изменений в качественныевскрывает всеобщий механизм развития: то каким образом оно происходит. Основные категории закона – качество, количество, мера, скачок. Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений ( температура и др.) в определенный момент времени приводит к достижению меры (границы, в рамках которых данное качество остается самим собой, (0-100˚), происходит качественный скачок (переход от одного качественного состояния к другому (вода– лед), в результате возникает новое качество.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития (противоречие). Все существующее состоит из противоположностей ( добро и зло, свет и тьма, наследственность и
изменчивость в живой природе, порядок и хаос и т.д.) Противоположности – это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно а) неразрывно связаны (нет добра без зла, света без тьмы); б) взаимоисключают друг друга; в) их борьба – противоречивое взаимодействие дает импульс развитию (порядок рождается их хаоса, добро крепнет в преодолении зла и т.д.).
Суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности→ их борьба→ превращение борьбы в неразрешимый конфликт →противоречие→ победа одной их противоположностей (которая в свою очередь тоже представляет собой новое единство противоположностей).
Развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного
предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.
Закон отрицания отрицания выражает направленность развития и его форму . Его суть: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается
все более новым и т.д. Например, смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу),эволюция рода (дети «отрицают» родителей, но сами становятся родителями и их уже «отрицают» их собственные дети, которые в свою очередь становятся родителями и т.д.). Поэтому двойное отрицание – отрицания отрицания. Важнейшей категорией закона является «отрицание» - отказ развивающейся системой от старого качества. Однако, отрицание это не просто его уничтожение, система должна сохранить собственное единство и преемственность. Поэтому в диалектике отрицание понимается как отказ предшествующей стадии развития (старого качества) с сохранением самых существенных и лучших моментов на новом этапе. Только так можно обеспечить преемственность системы. Как бы основательно не менялись со временем исторические типы экономики, политики и морали, их главные достижения не уходят в прошлое, но сохраняются в дальнейшем развитии системы, пусть и в существенно измененном виде.
№28(2.4 – 2р) Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов
В рамках космоцентрической парадигмы социального знания общество рассматривалось как часть природы, под которой понимались, главным образом, процессы и закономерности функционирования биосферы Земли. Законы общества анализировались в космоцентрической парадигме как продолжение законов природы, всякое нарушение которых было чревато смертельной опасностью для человека.
Антропокосмическая ориентация в отношении взаимосвязи общества и природы предполагает изменение ценностных ориентаций в отношении взаимосвязи самих социальных процессов. С точки зрения антропокосмизма, история человечества может рассматриваться как постепенный процесс освоения стихийных сил природы, их социализации, превращения этих сил в производительные силы самого общества. Но этот процесс предполагает постоянную перестройку соц. институтов и отношений, взаимосвязей личности и общества. В свою очередь, изменение социальных отношений позволяет обществу сделать новый рывок в процессе социализации сил природы.
Таким образом, из антропокосмического подхода и ориентации вытекают следующие идеи – коэволюции природы и общества; третьего (экологического) поколения прав человека; экологического императива в отношениях общества и природы, согласно которому экономическая целесообразность должна быть подчинена требованиям экологической безопасности человека.
На рубеже 20 и 21 вв. человечество оказалось перед очередным выбором. Возникла новая спасительная вера – в постиндустриальную трансформацию общества. Это именно тот путь, который ведёт человечество – или, по крайней мере, его лучшую, избранную часть – к светлым горизонтам устойчивого развития. Но так ли это на самом деле?
Главным возражением данного предположения является то, что ни одна из глобальных проблем, порождённых эпохой индустриализма, так и не нашла решения. Происходит ускоренное обострение этой проблемы и противоречий.
В размышлениях о постиндустриальной трансформации как исторически неизбежном очередном этапе эволюции человечества стоит выделить две задачи. Во-первых, это методология моделирования процессов социокультурной динамики, обладающая адекватной эксплицитной функцией и одновременно пригодная для построения альтернативных сценариев социальной эволюции. Во-вторых, это определение тех научных направлений, на теоретическом фундаменте которых можно рассчитывать на снятие груза современных глобальных проблем. Эти задачи не могут быть решены на основе традиционных методологических приёмов и в рамках существующей научной парадигмы.
Новый методологический подход к задачам моделирования эволюции социума может быть развит с помощью теории самоорганизующихся систем, или синергетики. В основе этой теории лежат три главных принципа: открытый характер моделируемых систем, учёт нелинейности и когерентности. Это позволяет рассматривать эволюционные паттерны эволюционирующих систем не как движение вдоль одназначно определенных траекторий, а как свободное пространство альтернативных сценариев, между которыми возможен осознанный выбор. Возникновение синергетики как нового общенаучного направления относится ко второй половине 70-х годов 20в.
Концепция всемирной истории изначально носила евроцентричный характер, за что в 19в и особенно в 20в. Подверглась острой критике сторонниками «цивилизационного» подхода, а затем « исторического партикуляризма», «постмодернизма», национального и религиозного фундаментализма. Вместе с евроцентричной идеологией была отвергнута сама идея общечеловеческой истории.
И в начале 21в. правомерность всемирно-исторического взгляда, особенно в его эволюционном истолковании, принимается не всеми. Но открытиями археологов, антропологов и историков убедительно провергнуты главные документы Данилевского и Шпенглера: отсутствие преемственности в развитии региональных цивилизаций, отсутствие в прошлом событий, которые имели бы ключевое значение для всего человечества.
Более того, в первой половине 20в. было установлено глубокое взаимовлияние геологических, биотических и соц. процессов; в результате оформилось новое направление междисциплинарных исследований эволюции – глобальная история. Это история Земли, рассматриваемая как последовательное образование, развитие и взаимодействие планетарных сфер, в процессе которых биота, а затем общество становились ведущими агентами преобразований.
Синегетическая модель включает в концепцию Универсальной истории драматические процессы социальной и духовной эволюции, демонстрируя вселенские истоки человеческого разума и морали без обращения к мистике Божественного промысла.
Основополагающую роль в становлении синергетического подхода в области естественнонаучного познания сыграли труды А. Фридмана, И. Пригожина, Г. Хакена.
Г. Хакену принадлежит простое и наиболее общее определение синергетики: она образует мост между одним и другим, и всем прочим. Потому что основным принципом синергетики является требование не разбирать систему на части, а рассматривать её в целостности, понять взаимодействия на уровне её структурных подсистем, а также особенности выхода на систему в целом. Г Хакен также сформулировал принцип подчинения (является следствием механизма аттракции).
И. Пригожин сформулировал теорему о минимуме скорости производства энтропии, что может привести к образованию новых структур и систем, в том числе и более сложных, чем исходные. Этот феномен трактуется синергетикой как всеобщий механизм повсеместно наблюдаемого в природе направления эволюции: от элементарного и примитивного – к сложносоставному и более совершенному.
Если исследуемый объект нельзя рассматривать в отрыве от других объектов, поскольку связи с этими объектами влияют на его поведение, то надо исследовать всю совокупность этих объектов, или систему. Система называется динамической, если её характеристики изменяются со временем. Для такой системы вводится понятие состояния как описание её в некоторый момент. Изменение системы проявляется в смене её состояний вследствие внешних воздействий внутренних свойств самой системы. Если совокупное действие внешних и внутренних факторов взаимно уравновешено, то система находится в стационарном состоянии.
Особый класс систем образуют саморазвивающиеся, или самоорганизующиеся, системы. К этому классу относятся системы открытого типа с нелинейными обратными связями. Открытый характер системы означает, что она обладает источниками и стоками энергии, вещества или информации. Открытая система не изолирована от окружающей среды, а, напротив, находится с ней во взаимодействии (биосфера Земли, например). Обратные связи могут быть как положительными, так и отрицательными. Первые ведут к уходу системы от стационарного состояния к развитию неустойчивостей, вторые возвращают её к исходному состоянию. Таким образом, существует два типа эволюции неравновесных, динамических, саморазвивающихся, открытых систем: устойчивый (дарвиновский тип эволюции) и неустойчивый (катастрофический). Пример устойчивой системы: реакция организма на изменение температуры окружающего воздуха. Пример неустойчивой системы: падающий со склона горы камень, который способен вызвать целую лавину.
Становятся ясными такие свойства саморазвивающихся систем, как необратимость и многовариантность альтернативных путей их эволюции. Если развитие системы происходит по установившемуся режиму, то такой тип её эволюции эволюции называют аттрактором. Отличительное свойство аттрактора состоит в том, что он способен притягивать соседние режимы (аттракция означает притяжение).
Следующее принципиально важное отличительное свойство динамики самоорганизующихся систем состоит в том, что на фоне монотонного увеличения или уменьшения параметров системы может наступить внезапное изменение её состояния. Это явление, также обусловленное нелинейными обратными связями, называется катастрофой (закипание воды, когда её температура достигает ста градусов по цельсию). Но для открытых систем с нелинейными обратными связями этот катастрофический процесс оказывается, как правило, значительно сложнее, чем в случае воды. После прохождения этой точки дальнейшая эволюция системы перестаёт быть однозначной, она будет происходить по одному из альтернативных, значительно различающихся сценариев. Поэтому такие точки разрыва и ветвления эволюционного процесса называют бифуркациями (раздвоение). + фрактал + динамический хаос(?).
В отличие от других сложных, открытых и неравновесных систем, общество – это самосознающая, саморефлексирующая система. Оно способно не только предсказывать возможные пути своего дальнейшего развития, но и на основе этих предсказаний и прогнозов таким образом перестраивать и изменять самое себя, чтобы исключить возможность осуществления негативных прогнозов и предсказаний. Именно поэтому в современных условиях глобалистическая футурология превращается в ведущую обществоведческую дисциплину, интегрирующую вокруг себя, по сути, не только всё обществознание, но и многие естественнонаучные дисциплины.
Синергетика и футурология преодолевают историцизм, присущий культуро-исторической парадигме социального знания, который блокирует осознание обществом возможных опасностей его стихийного развития.
Однако для того, чтобы общество могло осознать и оценить возможные угрозы и перспективы своего дальнейшего развития, необходим диалог народов, наций, региональных национальных объединений. Без этого диалога невозможен выбор реалистического и в то же время благоприятного сценария дальнейшего развития человечества. В противном случае нас ожидает рост национализма, ксенофобии, религиозной и социальной вражды, который в условиях современного глобализирующегося и высокотехнологического мира неизбежно приведёт к катастрофе.
Диалог культур, стремление к пониманию Другого ведут к освобождению массового сознания от агрессивности по отношению к носителям иной культуры, к освоению тех смыслов и символов, которые отсутствуют в родной культуре. Именно через диалог культур возможно лучшее понимание собственных культурных символов и традиций и даже переоценка ценностей своей культуры.
(ДОПОЛНИТЕЛЬНО!!!Человеческие общества – это сложные системы, состоящие из отношений отдельных обладающих сознанием людей между собой и с окружающей средой. Наличие у человека разума и сознания усложняет динамику эволюции этих систем. Эволюцию естественных систем обычно можно описать дифференциальными уравнениям и, отражающими поведение этих систем, в пространстве основных ограничений, наложенных на систему. Иначе обстоит дело, когда мы переходим к человеческим обществам. Сознание, которым наделены члены общества, оказывает влияние на поведение системы, направляя эволюцию системы по множеству непредвиденных путей. В периоды относительной стабильности сознание отдельных людей не играет решающей роли в эволюции общества, а в периоды хаоса – играет. Когда человеческое общество достигает пределов своей стабильности, оно становится сверхчувствительным и остро реагирует на малейшие флуктуации. В такие периоды система реагирует даже на небольшие изменения системы ценностей, убеждений, мировоззрения и чаяний.)
№52(4.2 2р) Сферы социальной жизни общества. Понятие социальной структуры
(ДОПОЛНИТЕЛЬНО!!! Для понимания сущности общества, сложных и многообразных процессов, происходящих между людьми, важнейшее, можно сказать, фундаментальное значение, имеет анализ его социальной структуры и этнических общностей, из которых оно состоит. Сейчас практически каждое государственное образование имеет сложную социальную структуру и состоит из различного рода этнических (национальных) общностей людей.
Взгляды на природу и сущность социальной структуры общества в современной философии отображены в нескольких концепциях, которые условно можно разделить на три. Первые отрицают существование классов и противопоставляют им такие социальные образования, как группа и страта, с помощью которых рассматриваются человеческие отношения. Наиболее активно их пропагандируют американские социологи Т. Парсонс (1902–1979), П. Лазарсфельд (1901–1976), ряд других буржуазных мыслителей. Ко второй группе следует отнести марксистов, признающих существование в обществе классов и социальных групп. Представителем третьей концепции можно считать уже упоминавшегося М. Вебера.