Понимание диалектики в истории философии. Современные дискуссии о диалектике

Диалектика — неоднозначное понятие. В истории философии в данный термин вкладывался различный смысл и она рассматривалась в трех основных аспектах: онтологическом (учение о развитии бытия), гносеологическом (учение о развитии познания), логическом (диалектическая логика).

Слово «диалектика» (от греч. dialektike — искусство вести беседу) в Древней Греции отождествлялось со словом диалог, направленный на достижение истины. Наиболее эффективно этим методом пользовались Сократ и Платон, которые побуждали собеседника прийти к истинному знанию логически, посредством индукции (движения мысли от частных фактов к общим выводам).

Древние мыслители также заметили, что развиваются не только мысли, но и объективный мир. Не различая движения и развития, они рассматривали взаимодействие и взаимопереходы противоположных начал как основание изменчивости мира, пытались воспроизвести диалектику бытия.

В средние века диалектика была перенесена в сферу теологии, она использовалась для обоснования религиозных догматов, как «искусство различения истины и лжи», причем приоритет всегда отдавался религиозному знанию. Как писал Гегель, это была «варварская диалектика рассудка».

Значительный вклад в разработку диалектического метода внесла классическая немецкая философия. И. Кант использовал диалектику как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, претендующего на абсолютные знания. По мнению И. Канта, разум запутывается в противоречиях с самим собой, оказывается неспособным познать Бога, космос, душу человека. Обнаружив противоречия, И. Кант не связал их с развитием и истолковал как непоследовательность, ограниченность рационального познания.

Классическим образом использования диалектического метода стала философская система Гегеля. Как писал Ф. Энгельс, Гегель впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном изменении и развитии и попытался раскрыть внутренние связи предметов и явлений. По сути дела, он разработал основные принципы, законы и категории диалектики. Однако диалектика Гегеля была идеалистической, в ее основании лежит абсолютная идея, которая творит мир из самой себя. Логические категории, природа, общество есть результат саморазвития абсолютной идеи. Все многообразные виды и формы развития Гегель «втискивает» в триаду (тезис — антитезис — синтез), которая, как и любая схема, оказывается недостаточной для понимания развития. За пределы «диалектики понятий» Гегель фактически не выходит.

Материалистическая диалектика К. Маркса и Ф. Энгельса была переосмыслением диалектического метода Гегеля на основе исследования экономических отношений буржуазного общества и достижений естествознания. В работе «Капитал» К. Маркс представляет буржуазное общество как экономическую систему, развивающуюся от возникновения до последних десятилетий ХIX в. На основе преодоления внутренних противоречий. Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» обосновывает идею эволюции применительно к природе и возникновению человеческого общества. Как видно, системно-эволюционный подход к изучению природы и общества использовался в марксистской философии.

Идеалистическую диалектику Гегеля и материалистическую диалектику называют «классической» в отличие от современной «неклассической» (2, 214).

Современные дискуссии о диалектике

В неклассической философии отношение к диалектике неоднозначно. В отечественной философской литературе преобладает позитивное отношение к диалектике, ее принципы и законы составляют методологическое основание философствования. В зарубежной философии — различные версии диалектики, некоторые из них заслуживают внимания.

Экзистенциалистская версия наиболее последовательно проявляется у Ж.-П. Сартра.

Ж.-П. Сартр противопоставляет бытие-в-себе (материальный мир, который дан сознанию как нечто косное, аморфное, не имеющее в себе источника движения — царство антидиалектики) и бытие-для-себя (изменчивое, подвижное духовное бытие, субъективный мир человека, содержащий импульс самодвижения, самоотрицания). Бытие-в-себе и бытие-для-себя — антиподы и одновременно между ними синтетическая связь. Бытие-для-себя (сознание) подвергает бытие-в-себе (внешний мир) неантизации (отрицанию), но это отрицание не означает уничтожения. Человек как бы переплавляет внешний мир в своей субъективности, «окутывает» его сознанием и тем самым формирует свойства своей личности, творит свой способ бытия в мире.

Ж.-П. Сартр переосмысливает диалектику с позиции экзистенциализма. Он использует ее применительно к конкретным ситуациям. По его мнению, не следует втискивать события, действия, личности «в заранее отлитые формы». «Диалектика есть реальное движение некоторого складывающегося единства, а не исследование уже сложившегося единства» (3, 67). Историю человеческих отношений он понимает как «целую диалектику»: «влияния, расхождения, единомыслие, новые расхождения, непонимание, недоразумения, отречения, преодоления и т. д.» (там же, 40). Анализируя множество противоречий в действиях и поведении людей, он делает вывод, что надо исходить не из требований метода, а из реальности. Не отрекаясь от марксизма, Сартр считает, что марксизм много внимания уделяет тотальному, всеобщему, он утратил понимание того, «что есть человек». Следует «вернуть марксизму человека» (там же, 81).

Негативная диалектика Т. Адорно

Немецкий философ Т. Адорно разрабатывает «негативную диалектику» как «способ противоречиво мыслить о противоречиях» (4, 179). По его мнению, современная действительность заслуживает лишь негации, отрицания. В обществе, где свобода заменена тотальной зависимостью, гуманизм дегуманизацией, разум утратил истинно человеческие свойства (саморефлексия, творчество) и низведен до процедуры формального автоматизма «стереотипов, действований по правилам, узаконенным лишь силой привычки» (там же), перечеркнуты все идеалы Просвещения. Исторический прогресс и преемственность в развитии исключаются. Поэтому в гегелевской триаде (тезис — антитезис — синтез) следует устранить третий элемент и сосредоточить внимание на жестком отрицании, преодолении технократической реальности. Диалектика должна быть негативной, делающей акцент на антитезисе.

Французский философ П. Рикёр, как и некоторые другие, использует элементы диалектики для анализа человеческой личности, имеющей противоречивый характер. С одной стороны, личность есть самотождественое, сохраняющееся с течением времени, с другой стороны, «в состав тождественного входит иное». Усваивая общественные ценности и модели поведения, «самость» развивается, приобретает новые свойства.

Элементы диалектического метода используются в герменевтике при сопоставлении авторского замысла текста и смысла, вкладываемого интерпретатором, в неотомизме, где диалектика предстает как диалог человека с Богом и т. д.

В целом, в современной философии имеет место, по меньшей мере, три варианта отношения к диалектике.

1 Признание ее значимости как главного философского метода.

2 Интерпретация и использование отдельных понятий и принципов.

3 Полное или частичное отрицание значения диалектики для философии и науки.

Примером последнего может быть позиция немецкого философа К. Поппера, который в статье «Что такое диалектика?» пишет, что диалектика «бесплодна и бесполезна» в методологическом отношении. «Если теория содержит противоречие, то из нее вытекает все на свете, а значит, не вытекает ничего». Возможно, К. Поппер имеет ввиду формально-логическое, а не диалектическое противоречие, т. к. объяснить развитие безотносительно к преодолению противоречий представляется весьма затруднительным.

Наши рекомендации