Основные школы и направления современной философии
Классическая немецкая философия, последним представителем которой был Л. Фейербах, явилась теоретическим источником философии марксизма. Как продолженные традиции классической философии с ее рационалистической ориентацией сформировалось принципиально новое учение – марксистская философия.
Наряду с философией марксизма в XIX в. формируются и немарксистские течения неклассической философии.
Позитивизм
Позитивизм (лат. positivus – положительный) – широко распространенное течение западной философии второй половины ХIХ–ХХ вв. Ее представители – О. Конт (Франция, 1798-1857), Дж. Милль (Англия, 1806-1873), Г. Спенсер (Англия, 1820-1908).
Позитивизм ставил основную цель – борьбу за положительное (научное) знание. Научность знания выражается в достоверности, проверяемости, практической продуктивности. Знание, не удовлетворяющее этим критериям, рассматривается позитивистами как негативное, в отличие от положительного знания, которое может быть получено только в рамках конкретных, экспериментальных наук. Из такого положения вытекает отрицание познавательной ценности философии.
Одним из главных постулатов позитивизма является требование в любом научном исследовании опираться, прежде всего, на факты, при этом любой основанный на фактах закон будет носить лишь гипотетический, инструментальный, а не онтологический характер. Назначение науки – описывать вещи и объекты, обозначать, как протекают те или иные процессы.
Огюст Конт (1798–1857) известен как основатель позитивизма. Конт, автор «Курса позитивной философии» (1830–1842) сформулировал «великий основной закон» трех стадий развития мышления и общества. Каждая ветвь познания проходит три стадии: теологическую, или фиктивную; метафизическую, или абстрактную; научную, или позитивную.
Критика опыта, буквально «эмпириокритицизм», становится средством избежания научных заблуждений. Р. Авенариус (1843–1896) пытался построить философию по самым строгим меркам науки. Для этого надо подвергнуть анализу эмпирический опыт познания, очистить его от ненаучных примесей. Главная работа Авенариуса «Критика чистого опыта» (1888–1890).
К эмпириокритицизму примыкал также Э. Мах (1838–1916). Как физик, он был убежден, что наука должна устанавливать связь феноменов, т. е. ощущений, ничего более.
В последующем позитивизм развивается в сторону субъективного идеализма, эмпириокритицизма, неопозитивизма.
Неокантианство
Неокантианство зародилось в 60-х гг. XIX столетия в Германии, и по сей день оно продолжает оказывать довольно сильное влияние на всю европейскую философию.
В неокантианстве выделяют две философские школы – марбургскую (г. Марбург) – Г. Коген (1842–1912) и баденскую (г. Баден) – В. Виндельбанд (1848–1915) и Г. Риккерт (1863–1936).
Исторически сложилось так, что марбургцы оказались более сильными в области ложно-математических наук, вторые – в гуманитарной сфере.
Представители этой школы сконцентрировали внимание на методологии научного познания. Они предложили оригинальную концепцию противопоставления естественных и культурно-исторических наук.
В естественных науках задействован творческий разум (Кант – «чистый разум»), в общественных науках — практических разум. Когда в естественных науках изучают природу, то можно вскрыть повторяемость каких-то процессов (смена времен года, лунные затмения и др.). Поэтому здесь руководствуются номотетическим(законополагающим) методом.
Исторические науки, науки о культуре изучают абсолютно уникальные исторические события и сходства с другими событиями не имеют. Поэтому используют идеографический(описывающий) метод.1
Общественные явления постигаются нормативно: «нормы – не сущее, а должное» (Кант) и телеологически(«телеос» – греч. – цель), т. е. ставится идеальная цель и то или иное событие рассматривается с этих позиций.
Цель данного направления – интерпретация научного познания. В противоположность позитивизму, считали, что без философских категорий научное познание невозможно. Однако эти философские категории никакого отношения к реальности, к миру не имеют. Они замкнуты в разуме, сознании и представляют собой логические конструкции.
Представители данного направления отрицали объективную истину и, следовательно, объективность познания.