Философия жизни» и ее разновидности

«Философия жизни» возникает как реакция на рационализм; обосновы­вает иррационалистическую философию (последняя треть XIX в., главным об­разом в Германии и Франции).

«Философия жизни» выступала за реабилитацию жизни, против ее ущемления и обеднения рассудочным, политическим, экономическим и иными утилитарными подходами. В связи с этим понятие «жизнь» призвано заменить понятие «бытие». Бытие – это статичное состояние. Жизнь – это движение, становление.

Жизнь как поток неуловима рассудочными методами познания. Ее познание осуществляется на основе особых познавательных способностей: переживания, понимания, интуиции, веры, любви и т. д.

В «философии жизни» можно выделить три основных школы: академи­ческую «философию жизни» В. Дильтея и Г. Зиммеля, «творческую эволюцию» А. Бергсона и его последователей, «философию воли и власти» А. Шопенгаура, Ф. Ницше и их последователей.

Философия жизни» и ее разновидности - student2.ru Наиболее известной работой А. Шопенгауэра (1788–1860) является двухтомник «Мир как воля и представление», в котором изложены основные постулаты его концепции. В своей философии Шопенгауэр противопоставляет волю и разум. Субъект и объект – соотносимые моменты, из которых складывается мир как представление, где нет объекта без субъекта. Мир для субъекта есть его представление. Мир – слепая воля к жизни, которая дробится на множество объективаций. Человек создает себя всей волей к жизни. Вывод – о беспре­дельном эгоизме человека. Преодоление эгоистических импульсов Шопенгау­эр находит в искусстве и морали. Искусство – незаинтересованное созерцание. Из всех искусств Шопенгауэр предпочитал музыку, которая наиболее непосредственно выражает волю к жизни. В мо­рали видел иллюзорность счастья, неотвратимость страдания.

Шопенгауэром увлекались Р. Вагнер, Ф. Ницше, П. Чайковский, А. Скрябин, Т. Манн, Б. Пастернак, М. Булгаков.

Философия жизни» и ее разновидности - student2.ru Центральным понятием у немецкого философа В. Дильтея (1831–1911) является понятие жизни как способа бытия че­ловека. Задача философии (как «науки о духе») по Дильтею, – понять жизнь из нее самой. Философия должна начинать с анализа сознания. Дильтей полагал, что природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем. Понимание приводит к таким категориям , как значимость, ценность, цель, развитие, идеал. Все они чужды познанию природы и укоренены в самой жизни.

Философия жизни» и ее разновидности - student2.ru Французский философ А. Бергсон (1859–1911) являлся основателем интуитивизма. Основное произведение «Творческая эволюция» (1907). Согласно его воззрениям, человек не должен руководствоваться разумом, а должен просто жить, в идеале — напряженно, динамично, переживая все, что можно пережить. И полагаться во всем на под­сознательную интуицию, которая всегда мудрее всякого разума. Из интуиции вытекает понятие творческой эволюции, которая присуща природе, обществу. Философия похожа более на искусство, чем на науку.

Философия жизни» и ее разновидности - student2.ru Произведения Ницше написаны в форме афоризмов и мифических ино­сказаний, что послужило причиной их неоднозначного понимания и вольной интерпретации.

Это учение имеет непосредственным источником волюнтаризм Шопенгауэра. Воля – основа жизни, которая находится во всех ее представлениях.

Ницше провозглашал учение о воли к власти. Под волей к власти понималось самоутверждение воли к жизни. Для Шопенгауэра мир есть воля к власти и интерпритация.

Прагматизм

Прагматизм (греч. pragma — дело, действие) оформляется как самостоятельное направление в 70-х гг. XIX в. в США, благодаря трудам Ч. Пирса (1839–1914), У. Джеймса (1843–1910).

Прагматизм признавал конечной инстанцией познания поступки людей, совершаемые с определенными целями.

Познавательная ясность достигается не во впечатлениях, не в мыслях и даже не в практических действиях, а лишь в том, в чем преследуются некоторые цели. Стремясь реализовать идеи прагматизма, Пирс развивал учение о знаках – семиотику.

Феноменология

Феноменология (от греч. феномен – являющееся) – философское направление, связанное с именем немецкого философа Эдмунда Гуссерля(1859–1938). Оно оказало большое влияние на все основные философские учения XX в. и является одним из самых популярных в современном мире.

Феноменология пытается выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры, исходные понятия в чистом виде.

Задача феноменологии сводится к раскрытию смысла предмета, затемненного разноречивым мнением, словами и оценками. Феноменологическая установка достигается с помощью метода редукции (сведение сложных ве­щей к простым и элементарным).

Экзистенциализм

Экзистенциализм (лат. existentia – существование), или философия существования – одно из главных направлений XX в. Родоначальником экзистенцианизма считают религиозного мыслителя С. Кьеркегора. Кьеркегор выступил против рационализма классической философии, обвинив разум в том, что он поглощает индивидуальность, «убивает личность». Наибольшее распростра­нение экзистенциализм получил в Германии — М. Хайдеггер (1889–1976), К. Ясперс (1883–1969), и во Франции – Г. Марсель (1889–1973), Ж.-П. Сартр (1905–1980), А. Камю (1913–1960). Экзистен­циализм делится на религиозный (Ясперс, Марсель) и атеистический (Хайдеггер, Сартр), но различия между ними незначительны. Экзистенциализм ока­зал большое влияние на художественную литературу, театр, кино.

Предметом философии является человек, его существование, бытие. Существование характеризует пребывание человека среди других людей. Для обозначения глубокого смысла человеческого существования используется термин «экзистенция». Экзистенция выражает сущность существования, неповторимость, уникальность человека и его судьбы. Если существование представляет человека, таким, каков он есть, то экзистенция указывает на заклю­чающиеся в нем возможности. Экзистенция означает способность человека осуществить свой выбор, раскрыть свои возможности, быть самим собой. По­этому назначение философии — помочь разобраться в экзистенции.

Герменевтика

Герменевтика возникает и развивается, начиная с античности, как искус­ство и способ истолкования религиозных, литературных, правовых источни­ков. В настоящее время – это особое философское направление (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамер, П.Рикер). Основной вопрос – как возможно понимание окружающего мира и как в этом понимании воплощается истина бытия. Центральная проблема – проблема языка (истолкование и понимание). Интерпретация – обязательный способ существования человека.

Философский структурализм

Структурализм (от лат. structura – строение, расположение, порядок) – одно из новейших направлений западной философии. Его можно обобщенно определить, как попытку выявить глубинные универсальные структуры, которые проявляются в структурах социума на всех уровнях: в литературе и фило­софии, в математике, в бессознательных психологических моделях. Зарожде­ние структурализма связано с исследованиями швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра (1857–1913), рассматривающего язык как систему знаков.

Структурализм – это не только метод научного познания, но также особое мировоззрение, особая философская система, получившая наибольшее распространение в 50–60-е гг. XХ в.

Аналитическая философия

Аналитическая философия сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как подлинный источник поста­новки философских проблем. (Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Б. Рассел, А. Айер и др.).

Внутри аналитической философии выделяют два направления: философия, ориентированная на логический анализ языка с применениемап­парата современной математической логики, и лингвистическая философия,занимающаяся исследованием типов употребления выражений в естествен­ном, обыденном языке (Ст. Чейз, Ч. Морис, Н. Хомский и др.).

Дж. Мур (1873–1958), Г. Фреге (1848–1925), Б. Рассел стремились придать философии ясное содержание. Философия представлялась им формой языка, состоящей из предложений, обладающих истинностным значением.

Наши рекомендации