Тема 2. Философия Древнего мира
Основные понятия: космос, архэ, природа, эйдос, душа, диалектика, космоцентризм, субстанция, бытие.
Возникновение философии, ее культурно-исторические предпосылки.
Философия в Древней Индии. Выделение философии из религиозно-мифологической формы идеологии в самостоятельную область знаний. Традиционные древнеиндийские философские школы: буддизм, джайнизм, санкья, ньяя, вайшешика, йога, миманса, веданта, чарвака (или локаята)
Философия в Древнем Китае. Этико-политическое учение Конфуция. Материалистические идеи в даосизме.
Философия Античного общества. Космоцентризм. Наивно - материалистический характер первых древнегреческих философских учений. Проблема первоначала. Милетская школа: Фалес (624-547 гг. до н.э.). Соединение практической деятельности с теоретической. Вопрос о первовеществе. Вода как вещественное первоначало Фалеса; Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.). Его космология и космогония. «Беспредельное» первовещество; Анаксимен (585-526 гг. до н.э.) и его гипотеза о «воздухе» как о вещественном первоначале.
Гераклит из Эфеса (ок. 530-470 до н.э.). Наивный материализм Гераклита. Учение об огне как о вещественном первоначале. Диалектический характер изменения вещей: относительность всех свойств, переход всякого свойства в противоположное, борьба и единство противоположностей. Учение Гераклита о «логосе», отражение в нем первых представлений о необходимости природных процессов.
Элейская школа. Материалистический характер учения Перменида (II пол. VI . – нач. V вв. до н.э.). Учение истины и учение мнения. Метафизическая критика Парменидом учения Гераклита о диалектическом процессе. Отрицание небытия. Тезис о единстве мысли с мыслимым предметом. Отрицание мыслимости генезиса, изменения, движения и множества. Доказательства Зенона (сер. V в. до н.э.) в защиту учения Парменида.
Школа атомистов. Атомистический материализм. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) и его учение об атомах и пустоте.
Постановка философских категорий. Учение Сократа (469-399 гг. до н.э.) о методе и его составных элементах. Этика и теория познания в философии Сократа.
Философия Платона (427-347 гг. до н.э.). Сочинения. Учение о бестелесных видах (идеях). Бытие и небытие. Учение о мире чувственном как о «среднем» между миром бестелесных видов и миром небытия. Учение Платона о знании. Теория «припоминания». Учение о государстве и о воспитании. Аналогия между разрядами граждан и частями души.
Философия Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) Сочинения. Критика платоновской теории «идей». Учение о «форме» и «материи», «возможности» и «действительности». Учение об Уме-перводвигателе. Общественно-политические теории Аристотеля.
Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения.
Основные понятия: теоцентризм, номинализм, реализм, универсалии, схоластика, пантеизм, гуманизм, антропоцентризм.
Соотношения христианской религии и философии. Роль патристического богословско - философского учения. Августин Блаженный (354-430): учение о первенстве воли над разумом. Учение о предопределении спасения или гибели. Философско-историческая концепция Августина. Критика «мирского» государства и учение о «государстве божьем».
Схоластическое течение Западной Европы XII – XII вв. Борьба между номинализмом и реализмом. Фома Аквинский (1225-1274 гг.): католическая направленность в истолковании учений Аристотеля. Выделение богословских тезисов, постижимых для разума и доступных доказательству. Учение Фомы о бытии и о душе. Традиции естественно-научных исследований в Англии и философия Роджера Бэкона (ок.1210-1292 гг.). Новое понимание задач и методов науки. Учение Р. Бэкона о знании.
Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения. Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) концепция роли интереса в жизни людей, освобождение политики от морали. «Утопия» Томаса Мора (1478-1535гг.) как отражение мечты о справедливых общественных порядках. Утопические идеи Томмазо Кампанеллы (1568-1639).
Возникновение натурфилософии в эпоху Возрождения. Николай Кузанский (1401-1464 гг.): пантеистическое решение вопроса об отношении бога к миру. Научное и мировоззренческое значение открытий Н. Коперника (1473-1543), Г. Галилея (1564-1642). Джордано Бруно (1548-1600 гг.): пантеистический характер материализма Бруно и его особенности: природа как «бог в вещах», гилозоистическое понимание природы, представление о «мировой душе» как движущем и всеоживляющем принципе.