Чем вызван кризис современной цивилизации?
1) развитием науки;
2) отсутствием разумной стратегии развития общества;
3) дефектами социальной системы;
4) научно-техническим прогрессом.
2. Что такое «экологический императив»:
1) нравственный закон;
2) изучение глобальных моделей развития человечества;
3) учет экологических требований как факторов, определяющих стратегию развития общества.
4) золотое правило нравственности.
3. Что означает термин «ноосфера»:
1) объединение человечества в единую мировую систему;
2) сфера господства разума;
3) система глобального моделирования окружающей среды;
4) глобализация общества.
Что означает термин «коэволюция»
1) взаимодействие индивида и общества;
2) совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы;
3) современная теория эволюции;
4) синоним эволюционного подхода.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Данный раздел УМК включает в себя:
– перечень основной и дополнительной литературы;
– перечень Интернет-ресурсов.
В качестве основной литературы указаны основные учебники с точки зрения необходимости, доступности, новизны, наличия в библиотеке университета (института). В качестве основной литературы рекомендована только та литература, которая имеется в библиотеке ЧИ БГУЭП, или в электронном варианте на кафедре «Истории и политологии».
Согласно требованиям, перечень основной литературы должен содержать не более 5 источников, имеющих гриф учебников и учебных пособий, год издания которых по дисциплинам общегуманитарного профиля - 5 лет. Исключением могут служить фундаментальные учебные издания, выдержавшие несколько переизданий. Основной базовый учебник по данной дисциплине должен быть в достаточном количестве в библиотеке университета (филиала).
В качестве дополнительной литературы указывается литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углубленного изучения дисциплины (монографии, сборники статей, журналы и др.)
Карта обеспеченности литературой по дисциплине «Философия» в библиотеке ЧИ БГУЭП.
Наименование дисциплины | Кол-во экз. в библ-ке | Автор, название, место издания, год издания | Обеспеч. на 1 обучаю щегося |
Философия | Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2007. | ||
Миронов В.В. Философия: учеб. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2006. | |||
Интернет-ресурсы
Вся необходимая научная и учебно-методическая литература имеется в Интернете по адресу:
1. Электронная библиотека по философии // www.filosof.historic.ru
2. «Золотая философия» // www.philosophy.alleu.net
3. Электронную версию учебника "Введение в философию"( под рук.И.Т.Фролова) см.: http://philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/
Дополнительная литература электронный ресурс
5. Лавджой А. Великая цепь бытия: История идеи [Электронный ресурс]: пер. с англ. / А. Лавджой. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/lovejoy/index.htm
6. Шпет, Г.Г. Сознание и его собственник [Электронный ресурс] / Г.Г. Шпет. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shpet01/index.htm
7. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека [Электронный ресурс]: пер. с фр. / П. Тейяр де Шарден. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shard01/index.htm
8. Швейцер, А. Культура и этика [Электронный ресурс]: пер. с нем. / А. Швейцер. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shvei01/index.htm
9. Шульц, П. Философская антропология [Электронный ресурс]: пер. с нем. / П. Шульц. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shult01/index.htm
10. Хокинг, С. Краткая история времени от Большого взрыва до черных дыр [Электронный ресурс]: пер. с англ. / С. Хокинг. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/hokin01/index.htm
11. Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении [Электронный ресурс] / А.Ф. Лосев. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/losew01/index.htm
12. П.П. Гайденко Эволюция понятия науки (кн.1 + кн.2) //Греческая (новоевропейская) философия в ее связи с наукой (www.philosophy.ru).
В процессе преподавания философии применяются следующие инновационные методы:
1. Использование информационных ресурсов и баз знаний.
2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий.
3. Ориентация содержания на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ.
4. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук.
5. Возможность подготовки самостоятельных студенческих работ с использованием мультимедиа (презентации).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению самостоятельной обязательной и дополнительной работы
· Написание конспекта и эссе,
· Написание реферата,
· Написание рецензий, аннотаций по научным журналам.
Цель – умение составлять конспекты (или тезисы) философских текстов, понимание возможности альтернативного решения какой-либо сложной философской проблемы. Эссе – размышление-анализ по выбранной теме, что не должно исключать ознакомления с соответствующими философскими работами.
Работа включает два этапа:
1. Написание конспекта.
2. Написание эссе.
· Тема выбирается студентом самостоятельно из разделов, представленных в хрестоматии «Мир философии». Темой является один раздел в хрестоматии, в рамках которого представлены тексты разных философов по одной теме.
· Конспектирование должно быть не механическим, а осмысленным.
· Конспект пишется в отдельной тетради (требования к написанию конспекта приводятся ниже).
· Эссе- (от франц. essai - попытка, проба, очерк) – творческая работа, выражающая личное (субъективное) мнение по проблеме, которая не имеет однозначного решения, вызывает дискуссии и споры, разные варианты решения проблемы. Главное при написании эссе – учитывать характер проблемы (спорный, дискуссионный) и невозможность найти единственно верное решение. Что и позволяет сделать собственный субъективный вывод. Язык эссе должен быть не перегружен терминологией, изложение свободное, но литературно и логически правильное. Формы эссе могут быть разными, но желательно, чтобы собственное мнение было высказано аргументировано/доказательно. Эссе должно быть кратким, не более пяти страниц печатного текста (не менее двух страницы) (шрифт 14, Taims Roman, интервал одинарный).Эссе по философии отличается от школьного сочинения по литературе и от рефератов по другим дисциплинам. Эссе не является формой выражения личных впечатлений и эмоций. Эссе не является кратким изложением одной или нескольких публикаций (книг, журнальных статей) по определенной теме. Эссе - это обоснование тезиса. Это значит, что в эссе должно быть утверждение, в правильности которого вы постараетесь убедить читателя, а также аргументы (доводы) в пользу этого утверждения. Цель написания эссе - научиться формулировать свое мнение и уметь его обосновывать. Приступая к написанию эссе, изложите в одном предложении, что именно вы будете утверждать и доказывать (свой тезис). Если вы не можете это сделать, то переходить к следующей задаче рано. Наиболее распространенная ошибка: студенты не формулируют тезис вообще или формулируют его так расплывчато, то читатель не может понять, что же утверждает автор.
Следующая задача: определить, каким образом убедить читателя в правильности тезиса, какие аргументы вы приведете в своем эссе. Студентам часто кажется, что поскольку им самим ясно, что тезис верен, то приведенных аргументов в пользу тезиса вполне достаточно. Поэтому лучше исходить из того, что читатель хорошо знает предмет, о котором идет речь, и при этом с вами не согласен. Постарайтесь предусмотреть возможные возражения и ответить на них.
Вы должны ясно выражать свои мысли, чтобы избежать неверного понимания. Кроме того, хорошее эссе несовместимо с грамматическими ошибками.
Еще несколько типичных ошибок, которых следует избегать
1. Для информированного читателя не нужно длинное вступление. Лучше сразу переходите к тезису.
2. Длинные цитаты пересказывайте своими словами. Помните, что читателя интересуют ваши собственные мысли.
3. Часто студенты излагают разные позиции по той или иной проблеме, а в конце пишут, что и в той, и в другой позиции есть зерно истины. Читатель это знает. Вам надо сформулировать свою позицию.
4. Плагиат. Недопустимо выдавать чужие слова и идеи за свои собственные. Это грубое нарушение академической этики. Ваша работа только выиграет, если вы дадите ссылку на источник. Правильное цитирование говорить о вашем знакомстве с литературой по предмету. Использованная литература, «цитаты» в тексте оформляются сносками. Например[1].
Если преподаватель не согласен с вашим тезисом, то это не значит, что ваша оценка будет низкой.
Балльная оценка: Конспект и эссе оцениваются по отдельности (до 5 баллов за конспект и до 10 за эссе).Результатом этого вида работы должно стать личностное освоение философской проблематики изучаемых текстов, соотнесение их с собственными мировоззренческими и методологическими установками и, тем самым, развитие способности к самостоятельной философской рефлексии.
Написание конспекта.
Буквальное копирование текста, как от руки, так и с помощью технических средств, не только бесполезно, но и препятствует пониманию.
Для этого, прежде чем приступать к конспектированию текста, студенту необходимо получить общее представление о способе философствования, характерном для данной эпохи, и о философском учении автора того или иного произведения в целом.
(Посильную помощь здесь может оказать перечень учебников и учебных пособий, приведенный в конце пособия).
Конспект должен отражатьструктуру произведения, логику и аргументацию автора, выделять основные идеи произведения и ваше отношение к ним.
Большое значение имеет внешняя форма конспекта: широкие поля, нахождение в едином блоке (поэтому желательно завести для конспектов произведений отдельную тетрадь), выделение заголовков различных уровней. Конспект каждого нового произведения следует начинать с новой страницы. Конспект не должен быть анонимным и безадресным. Выходные данные конспектируемых первоисточников необходимо приводить полностью (автор, название произведения, год издания, страницы). Цитируемые фрагменты также должны соотноситься со страницами конспектируемого издания.
В конспекте следует четко разграничить цитаты (ссылки обязательны), свободный пересказ, собственные замечания или комментарии других авторов.
Критерии оценки эссе
Эссе оценивается по следующим критериям:
1) Тезис.
- тезис оригинальный и сформулирован ясно – 4 балла
- тезис неоригинальный, ясно сформулирован – 2 балла
- тезис сформулирован расплывчато – 1 балл
2) Обоснование.
- обоснование всестороннее и глубокое – 5 балла
- обоснование есть, но не всестороннее – 3 балла
- обоснование есть, но аргументы противоречат тезису – 2 балла
- обоснование свидетельствует о неглубоком понимании автором проблемы - 1 балл
3)Использование литературы.
- использована дополнительная литература и даны ссылки на нее – 3 балла
- использованы только первоисточники и даны ссылки – 1 балл.
4) Оформление.
- эссе написано аккуратно и разборчиво, грамматические ошибки отсутствуют – 1 балл