Сочинение Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Структура демократии по Солону.

В своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва" Энгельс рассматривает взаимодействия Экономич-их и нравственных з-нов. Кот. взаимодействуя, определяют движ-е человечества. По Ф. Энгельсу, можно выделить 3 этапа развития человечества: дикость, варварство и цивилизация. 1. ДикостьЧел-к имел весьма развитый мозг. Это, давало ему возможность осознать себя. Осознав, что он силён сообществом, чел-к необходимо д/был растворить свои интересы в интересах своего сообщества. Основная цель рода - обеспечить своё выживание как единого целого. 2. Варварство 2.1. Род Экономич-ие причины этого падения, развитие разделения труда. Однако в чистых условиях родового общ-ва не мог возникнуть, скажем, институт рабства. Для этого д/б размыты его моральные устои. Зададимся таким вопросом: как высоконравственный чел-к родового строя пришёл к мысли, что люди не равны - ведь он не мог бы эксплуатировать своего врага, не считая его чем-то отличным от себя, ниже себя? Так случилось, что чел-к выделил себя из общ-ва, осознавая себя как самостоятельную единицу и заимел собственные интересы, личных врагов, частную собственность? Как только цель - обеспечение выживания, чел-к освободился от необх-сти обеспечивать выживание целого; это стало теперь лишь его обязанностью. Таким образом, он выделил себя из целого и, след-но, получил некую свободу от него. Будучи неискушённым, он пал жертвой собственной свободы: он не смог ею должным образом распорядиться. Возникали ситуации, когда в отдельных семьях возникали излишки, и со временем они накапливались, и эта семья получала преимущество, над другой. В такой ситуации он уже может переложить труд на чужие плечи. Недоставало ещё только одного, недоставало учреждения, кот. увековечило бы не только начинающееся разделение общ-ва на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним. И такое учреждение появилось. Было изобретено гос-во." 2.2. Гос-во Энгельс отмечает 2 особенности гос-ва - деление по территориальному признаку и публичная власть. Грехопадение свершилось. Невинные излишки породили понятие собственности, собственность взрастила личную ненависть, жадность, ненасытный рост потребностей. Начавшийся процесс интеграции привёл к тому, что вожди племён образовали совет. В связи с тем, что территория, подчиняющаяся совету, была достаточно большой, народное собрание не всегда могло решать вопросы управления. Таким образом, власть уже отделялась от народа и вожди могли использовать её в своих интересах, а поскольку их интересы были - богатство, то они использовали её именно для наживы. Чтобы закрепить и узаконить это своё положение, они внесли в 1е з-ны право на власть только для лиц, имеющих определённый доход. Поскольку написаны были з-ны, или правила, кот. д/б следовать граждане зарождающегося гос-ва, д/б появиться и люди, наблюдавшие за соблюдением этих з-нов, люди, пресекавшие нарушения этих з-нов, люди, совершенствующие эти з-ны, наконец, люди, знающие эти з-ны достаточно, чтобы консультировать незнающих. Появился государственный аппарат. Всем этим людям некогда уже было заниматься производительным трудом; чтобы их прокормить, понадобилось собирать налоги; а значит, нужны были люди, определяющие размер этих налогов, люди, собирающие их - и их нужно было кормить. Но не все люди, работавшие в государственном аппарате, были собственниками. -3. Цивилизация Класс феодалов, живущий исключительно за счёт поборов - вот новый носитель безнравственности. Начинается новый этап развития разделения труда. Если в родовом общ-ве это разделение труда и это повышение уровня производства было необх-м, так как способствовало выживанию, то теперь оно удовлетворяло возрастающие потребности праздных людей. Однако, удовлетворяя свои потребности, феодализм готовит себе гробовщика: ремесленники, повышая производит-сть труда, растут числом и богатеют; их потребности растут тоже; они полны ненависти к тем, кто богат и могущественен. И вот уже люди ненавидят других лишь за то, что те имеют вещи и положение, которых не имеют они. Буржуа хочет иметь всё то, что имеют дворяне; он считает, что имеет на это не меньше прав; чтобы иметь всё то, что имеют дворяне, он д/б как min достаточно богат; чтобы быть достаточно богатым, он должен больше производить и продавать. Девиз Буржуа - потребление. Обладание явл-ся лишь средством к потреблению. Таким образом, стремительный рост производства в буржуазном общ-ве - это следствие стремительного роста материальных потребностей. Это - порочный круг. Материальное состояние - призрак, кот. не догнать. Проблема (и не столько) в принципе распределения богатств. Проблема в избавлении от стремления к ним.





Структура демократии по Солону Солон (ок. 638—559 г. до н. э.) — знаменитый афинский реформатор, гос-ный деятель и законодатель. Он был избран 1м архонтом и наделен широкими полномочиями «посредника» м/д враждующими силами, «устроителя» полисного порядка и законодателя. Взяв государ­ственные дела в свои янки, Солон издал новые з-ны (в 594 г. до н. э.) и довольно Существенно реформировал соц-но-политич-й строй афинского полиса. Солон произвел отмену частных и государственных долгов. Упразднив кабалу за прошлые долги, он запретил и на будущее обеспечение ссуды личной кабалой. В соответствий с различием в имущественном положении он разделил его на 4 класса: пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. Представителям первых 3х классов был, по законодательству Солона, открыт доступ ко всём гос-ным должностям, феты могли уч-вать лишь в народном собрании и судах. Вновь учрежденный Совет 4хсот (по 100 членов от каждой из 4х афинских фил) в заметной мере подорвал главенствующую роль ареопага, бывшего оплотом аристократии. Солон открыто признавал нежелание потворствовать чрезмерным притязаниям одной из сторон в ущерб Другой. Гос-во, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке: беззаконие и м/дусобица - наибольшее зло, порядок и з-н - самое большое добро для полиса. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии. В экономической обл-ти Солон преследовал цель активизировать хозяйственную жизнь Афин в целом. Были приняты меры для регулирования водоснабжения на территории Аттики, обычно страдавшей от засухи. В законодательстве Солона нашли место статьи, поощряющие занятия ремеслом. Одна из таких статей освобождала сына от обязанности содержать престарелого отца, не научившего его какому-нибудь ремеслу. Солон способствовал активизации афинской торговли и не только общим повышением товарности оливководства и ремесленных мастерских. Для создания более благоприятных условий для торговых операций Принципиальное значение имело введенное Солоном разделение всего свободного коренного населения Афин на 4 разряда (по величине земельного дохода). Лица, получающие 500 медимнов (1 медимн -ок. 52 л) дохода зерном или в жидких (вино, масло) продуктах, были отнесены к самому высокому 1 разряду и стали наз-ся пентакосиомедимнами (пятисотниками). 2разряд составили те, кто получал доход в 300 мер, их называли всадниками. Граждане 3его разряда - зевгиты (владельцы упряжки волов) - имели 200 мер. В 4й, самый низший, разряд входили так наз-ые феты, получавшие доход менее 200 мер. Принадлежность к тому или иному разряду была связана с наличием определенного набора прав и обязанностей. Одной из важнейших была радикальная реформа долговых отношений. Прежде всего, были кассированы все долги, сделанные под заклад земли, проведена так наз-ая сисастхия, т. е. "стряхивание бремени" (заимодавцы для обеспечения долга ставили камни с записями на участках задолжавших крестьян). Одновременно законодательно запрещалось обращение в рабство за долги, т. е. долговая кабала. Снятие долговых камней и отмена долгового рабства были тяжелым ударом по родовой аристократии, так как именно с помощью этих мер она увеличивала свои земельные владения и закабаляла земледельцев, превращая их в зависимых арендаторов. Стремясь укрепить экономическое положение средних земледельцев, Солон ввел ограничения ссудного процента. Эти радикальные меры д/б укрепить экономическое положение основной массы афинских земледельцев, создать некот. гарантии их общего благосостояния. Все эти мероприятия Солона привели к активизации деятельности Народного собрания. Сходки соплеменников для решения разных дел были хорошо известны в Греции еще с гомеровского времени. Однако их роль в Афинах в 8-7 вв. до н. э. была небольшой, собирались они по желанию знати и были одним из инструментов ее политического господства. При Солоне положение изменилось. На Народном собрании стали обсуждать важные государственные дела, принимать законы, кот. были направлены против знати. В частности, целая серия реформ Солона была утверждена на Народных собраниях. Новое социальное деление на четыре разряда, право зевгитов и фетов участвовать в Народных собраниях, общее повышение роли средних прослоек гражданства способствовали превращению Народного собрания в полномочный и важный государственный орган. Для лучшей организации работы Народных собраний Солон учреждает новый Совет из 400 чел-к (избирались 100 чел-к от каждой филы), кот. руководил подготовкой дел для обсуждения на Народном собрании, разбирал некот. текущие дела управления. Сущность политических нововведений Солона заключалась в организации такого государственного управления, в котором могли бы принимать участие широкие слои афинского народа, демоса. Государственный строй, при котором в управлении могли принять участие самые широкие слои демоса, получил название демократии. Солон заложил основы афинской демократии, кот. достигнет полного расцвета только в 5-4 вв. дон. э.

Наши рекомендации