Философия неотомизма, экзистенционализма, герминевтики.
Согласно неотомизму, человек – это путешественник, который неустанно идет в поисках собственной души. Задача философии – помочь ему найти свое «Я». С точки зрения неотомизма существовать значит нечто большее, чем существовать чувственно. Именно реально-нематериальное бытие и является, по мнению неотомистов, первичным. Неотомизм метафизически разрывает и взаимопротивопостовляет абсолютное и относительное. Философия – мост, который должен, по мысли неотомистов, соединить науки с теологией.
В основе экзистенциализма лежит представление о том, что человеческое бытие уникально, а потому не может быть выражено на языке понятий. Экзистенциалисты отрицают тот факт, что бытие полностью прозрачно для мышления, то есть является объективируемым; особенность бытия состоит в том, что оно всегда ускользает от рациональной мысли, не дает возможности сформулировать себя в четком, целостном, логически непротиворечивом понятии. На основании этого экзистенциалисты полагают, что рациональные методы, полезность которых применительно к некоторым областям нельзя отрицать, все же неуместны как средство познания человеком самого себя. Наиболее крупными представителями экзистенциализма считаются К.Ясперс, М.Хайдеггер, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А. Камю. Существует два относительно самостоятельных направления внутри экзистенциализма: религиозный и атеистический экзистенциализм. Религиозные экзистенциалисты мыслят бога как существующего в рамках религиозной веры; существование бога до веры (в качестве предпосылки веры) при этом отрицается. Вера в бога у религиозных экзистенциалистов является единственным путем обретения человеком подлинного существования.
Герменевтика—наука о понимании, истолковывании текстов. Применялась в любых гуманитарных науках. Чел-к читает текст, в котором есть объективная и субъективная сторона. Объективная сторона—это сами слова, субъективная—«вживание» в текст вместе с автором ( мы переживаем, вживаемся в текст).
Структурализм. Последователи выбирали структуру, скелет текста и рассматривали ее. Структурализм и поструктурализм—это 2 направления современной философии, которые являются очень непохожими друг на друга и одновременно имеют много общего. Структурализм представляет собой вариант позитивистской рационалистической ф-фии, поскольку верит в силу научного знания. В основе структурализма лежит представление о том, что различные явления соц.и дух.жизни организованы в виде стр-ры—устойчивого набора связей и отношений мжд.элементами, сохраняющегося в кач-ве устойчивого образования даже при внешних изменениях и трансформациях.
Постпозитивизм – направление, возникшее в 60-70 гг. нашего века. П. Ставит перед собой задачу выявить формы и методы, позволяющие раскрыть историческую динамику развивающегося научного знания. Постпозитивисты (К.Поппер, Т.Кун, П. Фейербенд и др.) сформулировали вывод о том, что логика науки может быть только теорией ее развития. В отличие от позитивистов рассматривали философию как органическую часть науки.
Постмодернизм
Постмодернизм—умонастроение, но не течение. Постмодернизм — одно из наиболее влиятельных направлений в современной философии и культуре. Постмодернистская философия распространена главным образом во Франции и США.
Одна из основных задач, которая была поставлена постмодернистами, состоит в разрушении, «деконструкции» проекта науки и философии, заложенного философией Нового времени.. Другими словами, основной целью философии постмодернизма является разрешение всего «современного». При интерпретации понятия «современность» применительно к концепциям постмодернизма следует исходить из обычного, обыденного значения этого слова: «все то, что является современным».
Другая важная задача, стоящая перед постмодернистами, состоит в разрушении любых проявлений тоталитаризма, проявляющегося в европейской культуре. При этом «тоталитаризм» понимается максимально широко, как любое ограничение свободы. А следовательно, к проявлениям тоталитаризма относятся культурные стереотипы, идеологии, власть, логика, стремление все подвести под строгие формулировки законов, поиск всеобщего и универсального, приоритет рационального над чувственным, мужскою над женским, авторитеты и т.д. Позитивной целью постмодернизма является провозглашение свободы, множественности точек зрения, уникальности индивидуального существования, иронического отношения ко всему устоявшемуся и общепринятому, критичность по отношению к ценностям, которые навязываются человеку культурой, властью, авторитетами и средствами массовой информации.
Жан-Франсуа Лиотар (род. 1924) — французский философ, один из наиболее влиятельных представителей постмодернизма. В основе концепции Лиотара лежит понятие «большого нарратива» (от франц. — повествование). С этим понятием Лиотар связывает важное для постмодернизма понятие власти. Возникновение «большого нарратива» приводит к тому, что в культуре начинает господствовать лишь один язык, который полагается как истинный и обладающий особым отношением к действительности.
Развитие как философская проблема. Разнообразие трактовок развития. Диалектика как Ф. теория, описывающая и объясняющая природу универсальных связей и сущность процесса развития. Исторические формы диалектики. Альтернативы в диалектике в сознании и логике мышления
Мы постоянно сталкиваемся с явлениями, которые так или иначе изменяют свое состояние. В растительном мире - рост, расцвет, увядание, в животном мире - рождение, взросление, старение, в обществе - переход от одних общественных форм, организаций и состояний к другими т.д. Проблема развития - многоуровневая и многоаспектная. Ряд наук исследует с точки зрения своего предмета те или иные формы и способы развития. Философский подход отличается комплексным, обобщенно-абстрактным и универсальным подходами к феномену развития.
Изменение состояний предметов, процессов, явлений с сохранением их исходного состояния, основы, приводящее к их новому качественному состоянию называется развитием.
Объективные признаки, приводящие к развитию:1. невозможность сохранить существующие формы без угрозы их существованию;2. потенциальное разрушение, нарушение устойчивости организации и функций предметов, процессов, явлений.3. направленность преобразований всякой системы.
Характеристики развития:а) объективность;б) разноплановость;в) непрерывность;г) многоуровневость;
д) системность;е) многоэтапность;ж) комплексность.
Направленность развития обнаруживает три основных типа развития.
1. Прогрессивное развитие - движение явлений и процессов по восходящей линии, от менее совершенного к более совершенному состоянию называется прогрессом.
2. Противоположный процесс развития от более совершенного и менее совершенному, упрощение с потерей лучших форм и качеств, движение вспять, по нисходящей линии называется регрессом.
3. Круговорот - процесс развития "по кругу", без приобретения четкого направления, построение либо воссоздание предыдущих состояний после обретения нового качества.
Учение, предметом которого является изучение закономерностей развития и взаимосвязи явлений и процессов называется диалектикой. Этимология слова восходит греческому понятию искусства рассуждения, проведения беседы (Сократ).
Исторические формы диалектики.1. Античная диалектика. Основные представители: Герактит, Демокрит, Зенон, Платон и др. Основные черты диалектических взглядов: отрывочность, наивность, созерцательность, гипотетичность, стихийность, спонтанность.2. Немецкая классическая диалектика. Представители - Кант, Гегель, Фихте. Характеристики ее рассмотрения: идеалистичность, системность, методологичность, универсальность, активная творческая сущность, целостность, теоретичность т.е. совокупность законов и категорий.3. Современная диалектика. а) Марксистская диалектика (Маркс, Энгельс, Плеханов и др.) Принципы к ее изложения: объективность, материалистичность, всеобщность, теоретичность, научность. б) Идеалистическая диалектика. Виднейшие представители: Ж.-П. Сартр, Н. Лосский, Г. Маркузе и др.