Философия неотомизма, экзистенционализма, герминевтики.

Согласно неотомизму, человек – это путешественник, который неустанно идет в поисках собственной души. Задача философии – помочь ему найти свое «Я». С точки зрения неотомизма существовать значит нечто большее, чем существовать чувственно. Именно реально-нематериальное бытие и является, по мнению неотомистов, первичным. Неотомизм метафизически разрывает и взаимопротивопостовляет абсолютное и относительное. Философия – мост, который должен, по мысли неотомистов, соединить науки с теологией.

В основе экзистенциализма лежит представление о том, что человеческое бытие уникально, а потому не может быть выражено на языке понятий. Экзистенциалисты отрицают тот факт, что бытие полностью прозрачно для мышления, то есть является объективируе­мым; особенность бытия состоит в том, что оно всегда ускользает от рациональной мысли, не дает возможности сформулировать себя в четком, целостном, логически непротиворечивом понятии. На основа­нии этого экзистенциалисты полагают, что рациональные методы, по­лезность которых применительно к некоторым областям нельзя отри­цать, все же неуместны как средство познания человеком самого себя. Наиболее крупными представителями экзистенциализма счи­таются К.Ясперс, М.Хайдеггер, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А. Камю. Существует два относительно самостоятельных направления внут­ри экзистенциализма: религиозный и атеистический экзистенциализм. Религиозные экзистенциалисты мыслят бога как существующе­го в рамках религиозной веры; существование бога до веры (в каче­стве предпосылки веры) при этом отрицается. Вера в бога у религи­озных экзистенциалистов является единственным путем обретения человеком подлинного существования.

Герменевтика—наука о понимании, истолковывании текстов. Применялась в любых гуманитарных науках. Чел-к читает текст, в котором есть объективная и субъективная сторона. Объективная сторона—это сами слова, субъективная—«вживание» в текст вместе с автором ( мы переживаем, вживаемся в текст).

Структурализм. Последователи выбирали структуру, скелет текста и рассматривали ее. Структурализм и поструктурализм—это 2 направления современной философии, которые являются очень непохожими друг на друга и одновременно имеют много общего. Структурализм представляет собой вариант позитивистской рационалистической ф-фии, поскольку верит в силу научного знания. В основе структурализма лежит представление о том, что различные явления соц.и дух.жизни организованы в виде стр-ры—устойчивого набора связей и отношений мжд.элементами, сохраняющегося в кач-ве устойчивого образования даже при внешних изменениях и трансформациях.

Постпозитивизм – направление, возникшее в 60-70 гг. нашего века. П. Ставит перед собой задачу выявить формы и методы, позволяющие раскрыть историческую динамику развивающегося научного знания. Постпозитивисты (К.Поппер, Т.Кун, П. Фейербенд и др.) сформулировали вывод о том, что логика науки может быть только теорией ее развития. В отличие от позитивистов рассматривали философию как органическую часть науки.

Постмодернизм

Постмодернизм—умонастроение, но не течение. Постмодернизм — одно из наиболее влиятельных направле­ний в современной философии и культуре. Постмодернистская философия распространена главным образом во Франции и США.

Одна из основных задач, которая была поставлена постмодер­нистами, состоит в разрушении, «деконструкции» проекта науки и философии, заложенного философией Нового времени.. Другими словами, основной целью философии постмодернизма является разрешение всего «современного». При интерпретации понятия «современность» при­менительно к концепциям постмодернизма следует исходить из обыч­ного, обыденного значения этого слова: «все то, что является совре­менным».

Другая важная задача, стоящая перед постмодернистами, со­стоит в разрушении любых проявлений тоталитаризма, проявля­ющегося в европейской культуре. При этом «тоталитаризм» пони­мается максимально широко, как любое ограничение свободы. А сле­довательно, к проявлениям тоталитаризма относятся культурные стереотипы, идеологии, власть, логика, стремление все подвести под стро­гие формулировки законов, поиск всеобщего и универсального, при­оритет рационального над чувственным, мужскою над женским, авто­ритеты и т.д. Позитивной целью постмодернизма является про­возглашение свободы, множественности точек зрения, уникальности индивидуального существования, иронического отношения ко всему устоявшемуся и общепринятому, критичность по отношению к ценно­стям, которые навязываются человеку культурой, властью, авторитета­ми и средствами массовой информации.

Жан-Франсуа Лиотар (род. 1924) — французский философ, один из наиболее влиятельных представителей постмодернизма. В ос­нове концепции Лиотара лежит понятие «большого нарратива» (от франц. — повествование). С этим понятием Лиотар связывает важное для постмодернизма понятие власти. Возникновение «большого нарратива» приводит к тому, что в культуре начинает господствовать лишь один язык, который по­лагается как истинный и обладающий особым отношением к дей­ствительности.

Развитие как философская проблема. Разнообразие трактовок развития. Диалектика как Ф. теория, описывающая и объясняющая природу универсальных связей и сущность процесса развития. Исторические формы диалектики. Альтернативы в диалектике в сознании и логике мышления

Мы постоянно сталкиваемся с явлениями, которые так или иначе изменяют свое состояние. В растительном мире - рост, расцвет, увядание, в животном мире - рождение, взросление, старение, в обществе - переход от одних общественных форм, организаций и состояний к другими т.д. Проблема развития - многоуровневая и многоаспектная. Ряд наук исследует с точки зрения своего предмета те или иные формы и способы развития. Философский подход отличается комплексным, обобщенно-абстрактным и универсальным подходами к феномену развития.

Изменение состояний предметов, процессов, явлений с сохранением их исходного состояния, основы, приводящее к их новому качественному состоянию называется развитием.

Объективные признаки, приводящие к развитию:1. невозможность сохранить существующие формы без угрозы их существованию;2. потенциальное разрушение, нарушение устойчивости организации и функций предметов, процессов, явлений.3. направленность преобразований всякой системы.

Характеристики развития:а) объективность;б) разноплановость;в) непрерывность;г) многоуровневость;

д) системность;е) многоэтапность;ж) комплексность.

Направленность развития обнаруживает три основных типа развития.

1. Прогрессивное развитие - движение явлений и процессов по восходящей линии, от менее совершенного к более совершенному состоянию называется прогрессом.

2. Противоположный процесс развития от более совершенного и менее совершенному, упрощение с потерей лучших форм и качеств, движение вспять, по нисходящей линии называется регрессом.

3. Круговорот - процесс развития "по кругу", без приобретения четкого направления, построение либо воссоздание предыдущих состояний после обретения нового качества.

Учение, предметом которого является изучение закономерностей развития и взаимосвязи явлений и процессов называется диалектикой. Этимология слова восходит греческому понятию искусства рассуждения, проведения беседы (Сократ).

Исторические формы диалектики.1. Античная диалектика. Основные представители: Герактит, Демокрит, Зенон, Платон и др. Основные черты диалектических взглядов: отрывочность, наивность, созерцательность, гипотетичность, стихийность, спонтанность.2. Немецкая классическая диалектика. Представители - Кант, Гегель, Фихте. Характеристики ее рассмотрения: идеалистичность, системность, методологичность, универсальность, активная творческая сущность, целостность, теоретичность т.е. совокупность законов и категорий.3. Современная диалектика. а) Марксистская диалектика (Маркс, Энгельс, Плеханов и др.) Принципы к ее изложения: объективность, материалистичность, всеобщность, теоретичность, научность. б) Идеалистическая диалектика. Виднейшие представители: Ж.-П. Сартр, Н. Лосский, Г. Маркузе и др.



Наши рекомендации