Философия возникла из мифологии.

Функции философии.

Философия выполняет

- мировоззренческую функцию, поскольку изучает человека в мире;

- методологическую функцию, поскольку включает в себя теорию познания и определяет методы научного познания;

- логико-гносеологическую, поскольку обосновывает понятийные и теоретические структуры научного знани; разрабатывает философские методы.

- эвристическую, как следствие методологической, поскольку способствует открытию нового знания ( эврика – открыл);

- нравственную, культурно-воспитательную функцию, поскольку включает этику – учение о добре и зле;

- эстетическую функцию, поскольку включает эстетику как учение о прекрасном;

- аксиологическую, поскольку включает аксиологию – учение о ценностях;

- прогностическую; поскольку помогает прогнозировать (предсказывать) ход развития бытия

- гуманистическую, поскольку способствует совершенствованию человека;

- социальнаяфункция – в прогнозе будущего.

Философия бытия

Концепции бытия

Монистические – (монизм – признание одного первоначала: либо материального, либо духовного): 1) идеалистические (Платон, Гегель), 2) материалистические (Демокрит, Бэкон, Маркс, Энгельс),.

Дуалистические – (дуализм – признание двух первоначал: материального и духовного): Аристотель, Декарт.

Онтология как учение о бытии впервые возникла в философии Парменида.

Парменид: противопоставлялбытие небытию. Бытие- неподвижно, неизменно, умопостигаемо, совершенно. Три совершенных качества бытия: Истина, Добро и Благо. В отличие от «бытия» конкретные вещи изменчивы, конечны, несовершенны.

Досократики (древнегреческая философия) отождествляли бытие с космосом.

Гераклит (древнегреческая философия) признавал изменяющееся, становящееся бытие, бытие в движении, в противоречии. Основа бытия – огонь.

Демокрит, Левкипп: основа бытия – атомы.

Платон: противопоставлял истинное бытие вечных и неизменных идей неистинному бытию преходящих, недолговечных конкретных вещей.

Аристотель: бытие характеризуется формой и материей. Различал бытие возможное и действительное.

В религиозной философии противопосталялось божественное бытие (бытие Бога) сотворённому бытию (бытию сотворённых Богом вещей).

В философии Возрождения бытие – это природа, реальность, противостоящая человеку. Природа рассматривается вне отношения к ней человека.

Декарт: бытие связано с сознанием: «Мыслю – следовательно, существую».

Кант: бытие всего лишь способ связи понятий: «Человек есть существо нравственное».

Гегель: объективно-идеалистическое бытие, бытие объективного духа. Принцип тождества бытия и мышления.

Маркс, Энгельс: бытие природы, бытие общества, бытие человека. Сформулировали основной вопрос философии как вопрос об отношении сознания к бытию. Бытие – первично, сознание - вторично. Основа общественного бытия – способ производства. «Человек – это совокупность общественных отношений).

Фромм: противопоставлял бытие и обладание. Автор «Быть или иметь».

Сартр: противопоставлял материальное и человеческое бытие.

Хайдеггер:бытие конкретного индивида (здесь-бытие).

Картины мира.

Картина мира – это целостный образ мира, исторически обусловленный.

Философские картины мира:

- космоцентризм– картина мира, центром которой является космос; характерна для древней философии;

- теоцентризм – картина мира, центром которой является Бог (тео – Бог); характерна для средневековой философии;

- антропоцентризм – картина мира, центром которой является человек (антропос – человек).

Философско-мировоззренческий рационализм исходит из отрицания Бога.

Научные картины мира:

Механическая (Ньютоновская)картина мира базировалась на понятиях неделимой корпускулы, абсолютного пространства и времени, бесконечной скорости движения, непрерывности и др.

Квантово-механическая и релятивистская (Эйнштейн) картина мира базировалась на понятиях делимой корпускулы, относительности пространства –времени, Конечной скорости движения, дискретности и др.

Научная наиболее разработанная картина мира – физическая.

Связьмежду свойствами Вселенной и существованием в нём человека фиксируется в антропном принципе.

Религиозная картина мира

Религиозная картина мира характеризуется принципом творения и удвоения мира (на земной и потусторонний).

Мифологическая картина мира

Мифологическая картина мира характеризуется антропоморфизмом (наделением природы человекоподобными существами, перенесением на природу человеческих свойств).

Наши рекомендации