Философия возникла из мифологии.
Функции философии.
Философия выполняет
- мировоззренческую функцию, поскольку изучает человека в мире;
- методологическую функцию, поскольку включает в себя теорию познания и определяет методы научного познания;
- логико-гносеологическую, поскольку обосновывает понятийные и теоретические структуры научного знани; разрабатывает философские методы.
- эвристическую, как следствие методологической, поскольку способствует открытию нового знания ( эврика – открыл);
- нравственную, культурно-воспитательную функцию, поскольку включает этику – учение о добре и зле;
- эстетическую функцию, поскольку включает эстетику как учение о прекрасном;
- аксиологическую, поскольку включает аксиологию – учение о ценностях;
- прогностическую; поскольку помогает прогнозировать (предсказывать) ход развития бытия
- гуманистическую, поскольку способствует совершенствованию человека;
- социальнаяфункция – в прогнозе будущего.
Философия бытия
Концепции бытия
Монистические – (монизм – признание одного первоначала: либо материального, либо духовного): 1) идеалистические (Платон, Гегель), 2) материалистические (Демокрит, Бэкон, Маркс, Энгельс),.
Дуалистические – (дуализм – признание двух первоначал: материального и духовного): Аристотель, Декарт.
Онтология как учение о бытии впервые возникла в философии Парменида.
Парменид: противопоставлялбытие небытию. Бытие- неподвижно, неизменно, умопостигаемо, совершенно. Три совершенных качества бытия: Истина, Добро и Благо. В отличие от «бытия» конкретные вещи изменчивы, конечны, несовершенны.
Досократики (древнегреческая философия) отождествляли бытие с космосом.
Гераклит (древнегреческая философия) признавал изменяющееся, становящееся бытие, бытие в движении, в противоречии. Основа бытия – огонь.
Демокрит, Левкипп: основа бытия – атомы.
Платон: противопоставлял истинное бытие вечных и неизменных идей неистинному бытию преходящих, недолговечных конкретных вещей.
Аристотель: бытие характеризуется формой и материей. Различал бытие возможное и действительное.
В религиозной философии противопосталялось божественное бытие (бытие Бога) сотворённому бытию (бытию сотворённых Богом вещей).
В философии Возрождения бытие – это природа, реальность, противостоящая человеку. Природа рассматривается вне отношения к ней человека.
Декарт: бытие связано с сознанием: «Мыслю – следовательно, существую».
Кант: бытие всего лишь способ связи понятий: «Человек есть существо нравственное».
Гегель: объективно-идеалистическое бытие, бытие объективного духа. Принцип тождества бытия и мышления.
Маркс, Энгельс: бытие природы, бытие общества, бытие человека. Сформулировали основной вопрос философии как вопрос об отношении сознания к бытию. Бытие – первично, сознание - вторично. Основа общественного бытия – способ производства. «Человек – это совокупность общественных отношений).
Фромм: противопоставлял бытие и обладание. Автор «Быть или иметь».
Сартр: противопоставлял материальное и человеческое бытие.
Хайдеггер:бытие конкретного индивида (здесь-бытие).
Картины мира.
Картина мира – это целостный образ мира, исторически обусловленный.
Философские картины мира:
- космоцентризм– картина мира, центром которой является космос; характерна для древней философии;
- теоцентризм – картина мира, центром которой является Бог (тео – Бог); характерна для средневековой философии;
- антропоцентризм – картина мира, центром которой является человек (антропос – человек).
Философско-мировоззренческий рационализм исходит из отрицания Бога.
Научные картины мира:
Механическая (Ньютоновская)картина мира базировалась на понятиях неделимой корпускулы, абсолютного пространства и времени, бесконечной скорости движения, непрерывности и др.
Квантово-механическая и релятивистская (Эйнштейн) картина мира базировалась на понятиях делимой корпускулы, относительности пространства –времени, Конечной скорости движения, дискретности и др.
Научная наиболее разработанная картина мира – физическая.
Связьмежду свойствами Вселенной и существованием в нём человека фиксируется в антропном принципе.
Религиозная картина мира
Религиозная картина мира характеризуется принципом творения и удвоения мира (на земной и потусторонний).
Мифологическая картина мира
Мифологическая картина мира характеризуется антропоморфизмом (наделением природы человекоподобными существами, перенесением на природу человеческих свойств).