Основные этапы развития древнегреческой мифологии (Героизм, поздняя классика, самоотрицание мифологии, и её упадок).

Средняя и поздняя классика (Олимпия):Боги Олимпа напоминают прекрасных горделивых людей, однако они бессмертны и кровь их бесцветна. Считалось, что подлинного лика божества никто не сможет увидеть, так как не в силах вынести его. И поэтому боги являлись то в облике человека, то в виде вещих снов.

Героизм:Героями греки называли потомков от божества и человека. Это можно объяснить тем, что в связи с явлением богов Олимпа на землю в качестве знамения, могли были заключаться браки. Так вот героизм стал развиваться, когда уже достаточно развился патриархат и начался расцвет Микенской Греции. Герой признан выполнять волю олимпийцев, чтобы вершить порядок на земле и совершать различные подвиги. Однако герой лишен бессмертия, оно остается божественной привилегией. Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире бессмертием подвига. Более ранний героизм связан с подвигами героя, уничтожающего чудовища. Но подвиги всегда сопровождаются помощью божественного родителя. Так, с укреплением и распространением героизма наступает их противопоставление богам и даже совершение преступлений против них, что даже приводит к упадку героизма. Начиная с VII в., Мифологический героизм перешел в культовый, где герой оказывается защитником полиса.

5. Основные аспекты агональной культуры в архаичсекой и классической Греции:Сопоставляя сохранившиеся в обрядах олимпийских, истмийских, пифийских, немейских и делосских игр культовые элементы с этнографическими данными, можно констатировать, что наиболее важную роль в становлении греческой агонистики играли испытания, связанные с обрядом посвящения молодежи, магические ритуалы, имевшие целью способствовать плодородию, и ритуальные церемонии, посвященные умершим. Большую роль в деле умиротворения господствующих слоев сыграло в числе прочего знаменитое Дельфийское святилище. Его жрецы в интересах поддержания чувства общегреческой племенной общности взяли под свое покровительство те содержащие в себе элементы церемоний посвящения состязания, обряды, формы воспитательной деятельности и обычаи, сохранение которых было в первую очередь важно для жизненных интересов аристократии городов-полисов, но в конечном итоге тогда все это еще отвечало также интересам всех свободных граждан. Ускорившийся в IX веке до н. э. процесс классового расслоения греческого общества не мог не оказать влияния и на выбор испытаний для агонов - состязаний, завершающих племенные и национальные обряды посвящения. Эти испытания, если отбросить их ритуальную оболочку, превратились в эстетическую демонстрацию боевых качеств потомков прежней национальной аристократии, которая была призвана косвенно показать внешнему миру мощь крепнущих городов-государств, а собственному народу - физическое превосходство "избранных". Таким образом, известный из "Илиады" аристократический идеал "всегда стремиться к первенству, к тому, чтобы обойти других" происходил не из якобы характерного для древних греков духа соперничества, а их непосредственной потребности обеспечить прочность существующей власти. Не случайно и то, что местные состязания и испытания органически входили в культы богов того или иного города-государства. Однако эти проявления эллинской физической культуры уже и качественно отличались от упомянутой выше сугубо спортивной зрелищности состязаний, проводимых в городах эгейской культуры. Здесь уже начиная с IX века до н. э. можно проследить процесс все большего выделения из состязаний местного значения культовых игрищ, проводимых в религиозно-политических союзах городов - амфиктиониях, образующихся вокруг тех или иных святилищ, принадлежащих более сильным объединениям.

6. Рождение греческого полиса.Этот процесс совершался в течение длительного времени, более чем половины тысячелетия с середины XII по VI в. До н.э. Его главные фазы – начальная и заключительная – соответствуют двум важнейшим эпохам, Гомеровской и Архаической. К концу Гомеровской эпохи заново накапливавшийся потенциал к развитию возрос, и это послужило причиной формирования первичных организмов раннеклассового общества – протогородских и протогосударственных центров – протополисов. Следующая архаическая эпоха была уже отмечена радикальными техническими, социально-экономическими и культурными сдвигами, результатом которых было окончательное формирование полиса. Из предпосылок можно, например, взять – гибель микенских дворцовых центров, избавившую сельские общины от гнета бюрократического аппарата и внутренние изменения на Переднем Востоке, что приостановило вмешательства оттуда к грекам. Традиционное стимулирующее воздействие ландшафта, который повлиял на объединение племен вокруг укрепленного центра. Выделялся какой-то определенный поселок, который чисто по природному положению был укреплен лучше других, который становился убежищем для племени, а между тем, и протополисом. Особое влияние оказывало освоение нового металла – железа. С помощью железных орудий можно было вскапывать каменистые земли, вырубать леса и обращать их в пашню. Всё это может говорить о том, что это расширяло материальные возможности греков и создавало предпосылки для появления более сложной экономики и торговой системы. Процесс исторического развития греческого общества в VIII—VI вв. до н. э. протекал в рамках мелких, внутренне сплоченных республик, опирающихся на гражданский коллектив среднезажиточных земледельцев. В таких мелких общественных и государственных образованиях появлялись более благоприятные возможности для создания рациональной и динамичной экономики, более сложной социальной структуры, разнообразных политических учреждений и высокой культуры. Общим результатом этого процесса было появление на территории Балканской Греции, Великой Греции и в Причерноморье нескольких сотен мелких государственных образований с более или менее сходной социально-экономической структурой, принципами политического управления и системой духовных ценностей. Именно в рамках полисного строя древние греки создали в классический период своей истории блестящую цивилизацию, которая стала великим вкладом в сокровищницу мировой культуры, обеспечила древнегреческому обществу почетное место во всемирной истории.

7. Структура греческого полиса.Типичный греческий полис был крошечным государством, территорию которого можно обойти из конца в конец за один день, с небольшим числом жителей, большинство из которых знали друг друга в лицо, с одним центром, где собиралось Народное собрание, находились храмы наиболее чтимых богов, ремесленные мастерские, проживало основное население. Город стоял или на берегу моря, или в нескольких километрах от морского берега, но на берегу моря имел гавань или порт (гавань Фалеры была расположена в 5 км от Афин). Городской центр полиса мог быть окружен кольцом оборонительных стен, но в VI в. до н. э. многие города крепостных сооружений еще не имели. В городском центре была сосредоточена большая часть населения полиса. В городе на центральной площади совершались торговые операции, проводились общеполисные празднества и спортивные состязания. Хотя на территории полиса имелось несколько сельских поселений, но городской центр был один. Вот почему полис определяют еще как город-государство. Основой полисной экономики является земледелие. В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство. Виноградарство, оливководство и огородничество требовали значительных затрат труда и материальных средств и потому нуждались в использовании труда рабов. Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: господствующий класс, свободные мелкие производители, рабы и зависимые работники самых различных категорий. К господствующему классу относились крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост. Основная часть полисного населения состояла из свободных мелких производителей, прежде всего земледельцев (в Афинах они назывались зевгитами и фетами), а также ремесленного и торгового люда, добывающего пропитание собственным трудом. Ядром социальной структуры греческого полиса было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, включавший полноправных граждан: коренных жителей (т. е. тех, кто жил в данной местности несколько поколений), владеющих наследственным земельным участком, принимающих участие в деятельности народных собраний и имеющих место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов.

9. Организация воспитания в греческих полисах.Начиная с семи лет, мальчики вступали под опеку отца. Приобретал навыки обращения с оружием, обучался музыке и танцам. Также мальчика учили вести хозяйство, он наблюдал за работой в поле и винограднике, осваивал даже практическую медицину. Девочки рано привыкали к труду. Под опекой матери они учились прясть, ткать, вести домашнее хозяйство. На Крите мальчики с 14 лет начинали систематически заниматься физическими тренировками, а в 18 лет их включали в особые товарищества, называемые гетериями. В Греции программа обучения охватывала и объединяла интеллектуальное, музыкальное и физическое воспитание. Синтезом этих двух элементов должно стать классическое равновесие тела и духа. Афиняне стремились к полному и всестороннему раскрытию возможностей человека. Другой важный элемент бытия и культуры – агонистика, принцип состязательности с целью получения олимпийского венка. Полагалось иметь трех учителей – грамматиста, кифариста и педотриба. Тетради – деревянные таблички, покрытые воском. Когда уже изучалось чтение и письмо, тогда приступали к изучению старых писателей. Платон в учителях видит и целенаправленников. В IV веке ввели в Афинах институт Эфебии, после которой они могли нести службу. Подросток должен быть извлечь из поэзии нечто большее, этическое воспитание. Например, уяснить для себя характер того или иного героя, а затем обратить внимание на его слова и поступки. Использовать тему героев в процессе воспитания. Ценность устойчивых, положительных, неизменны черт характера признавались всегда. В Спарте в возрасте семи лет мальчик переходил под опеку государства. В отряд илов он мог вступить только в 12-14 летнем возрасте, переходя к сложным занятиям, которые завершал в 20 лет в качестве ирена. Закалка в Спарте давалась суровая. Переносить боль, стужу, голод, готовность к походам, спортивным тренировкам и владению оружием. Их секли перед статуей Артемиды, чтобы проверить. Эту экзистенцию подросток должен был выдержать без малейшего стона. Перед принятием в ирены тоже были испытания – хождение босиком зимой, спанье без постелей, скитание ночью и днем по всей стране. Умение петь и танцевать девочкам было пригодно в дальнейшем для участия в религиозных танцах.

10. Семья в Древней Греции.Сначала надо отметить, что роль женщин в греческом обществе была почти свободной. Они участвовали в религиозных обрядах и даже иногда занимали места у власти. Об этом свидетельствуют различные находки. Например, на фреске одного из царских дворцов в Кноссе, представлена группа женщин, исполняющая сакральный танец, как об этом свидетельствуют секиры в руках жрицы. По крайней мере, в культуре древнего Крита. В искусстве микенской эпохи можно встретить сцены с участием женщин в придворной жизни. Переход от традиций родового строя к государственному вызвал множество перемен в политической и повседневной жизни общества. Обязательная моногамия и утвердившийся патриархат. За отцом признавали неограниченную власть над детьми, не разрешалось только распоряжаться их жизнью. Греки были одним из первых народов, которые ввели моногамию (так как вводить в свой дом множество жен – это по-варварски). Считалось, что супружество преследовало две цели – общегосударственную и частно-семейную. Одинокие люди не пользовались тем уважением, которое окружало женатых. В Спарте, например – одиночество и бездетность предполагало утрату личной и гражданской чести. Платон писал, что всем надлежит жениться с тридцати до тридцати пяти лет. Спартанцы имели закон, чтобы жениться на бедных девушках, но на иноземных тоже можно было для полноправных граждан. В ранние эпохи – VIII – VI века, отец сам выбирал для дочери жениха из нескольких претендентов. В классическую эпоху роль женщины в семье была ограниченной. Браки заключались иногда между детьми одного отца, но не заключались, если у них была общая мать. Обручение было важным юридическим актом, так как при нем обсуждались имущественные отношения будущих родственников. Невесту всегда брали с приданным, так было по обычаю, который был сильней любого закона. Афинянки в классическую эпоху почти весь день проводили на женской половине дома, она не могла так же распоряжаться имуществом. Афиняне считали, что женщина должна себя вести так, чтобы о ней не могли сказать ни хорошего, ни дурного. В разных полисах женщины различались по образу жизни. За измену в Афинах наказывали лишь женщин. Появление младенца было для семьи событием торжества. Если отец принимал младенца, то на седьмой день устраивали праздник обхождения, если отец не признавал ребенка, то малыша просто выкидывали из дому. Так обстояло дело в Спарте, а в других полисах решал совет старейшин. Мальчик и девочка были под опекой матери, в которой девочка находила хранительницу тайн, а мальчики с семи лет под опекой отца. Часто матери отдавали детей кормилицам.

11. Спорт и физическая культура в Древней Греции:Духовный мир Греции стимулировал смелые начинания, исследование неизвестного, развитие умственных и физических способностей человека. Такой образ жизни, получивший развитие из антропоморфной мифологии, привел к признанию общественной саморегулирующей роли физической культуры, которое вплоть до наших дней является источником развития физического воспитания, спорта и танцевального искусства. В гомеровский период физическое воспитание в Греции, судя по косвенным упоминаниям, содержащимся в "Илиаде" и "Одиссее", отвечало требованиям военной демократии. Однако сложившиеся в период IX-VIII веков новые условия объективно вызвали преобразование физической культуры. Самооборона полисов и удержание в повиновении подвластных слоев сделали жизненно важным переход к физической подготовке в специальных заведениях. В течение VIII века местные особенности стали играть все меньшую роль. Была создана эллинская система физического воспитания, или античная гимнастика. Слово "гимнастика", точнее, гумнастика, происходит от греческого "обнаженный". Обнаженность связана с гомеровским периодом, когда проводившиеся на берегу рек, ручьев и у моря занятия содержали много таких задач, для выполнения которых одежда была препятствием - преодоление водной преграды, борьба в воде. Согласно другим упоминаниям, греки, веря в магию, считали, что одежда может ослабить физические способности человека. Античная гимнастика в том, что касается ее цели обучения и упражнений, состояла из 3 основных частей: из подвижных игр, в которых под наблюдением родителей или воспитателей участвовали дети от 1 до 7 лет, а также из обучения калестрике и орхестрике. 1. Упражнения детских игр, проводившихся в рамках физического воспитания, упражнения с мячом, обручем, бег, метание копья, диска и другие упражнения, развивающие ловкость.

2. Элементы физического воспитания, взятого в более узком смысле слова, включала в себя палестра. Это название связано с первоначальными залами для борьбы - палестра, которые были построены в VIII веке вместо турнирных площадок под открытым небом. В рамках системы упражнений основу общей физической подготовки составляло комплексное испытание, пентатлон. Оно включало в соответствии с традициями бег на дистанцию примерно 192-196 м, прыжки в длину с альтерами, метание копья, диска и борьбу. Из числа других упражнений, относящихся к палестре, наибольшее значение имели рукопашная схватка, кулачный бой, борьба вольным стилем, борьба и метание камней. В этой школе обучали также бегу с оружием, верховой езде, стрельбе из лука, плаванию и даже, за исключением Спарты, гребле.

3. Орхестрика, сформировавшаяся из ритуальных танцев, тесно связанных с древними обрядами посвящения, включала в себя искусство двигаться и упражнения, считавшиеся необходимыми для развития ловкости. Одновременно она служила вводным и дополнительным к палестре обучением. К ней причисляли игры с мячом и для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы. Очень трудно выяснить развитие упражнений и их различие в орхестрике, потому что сохранившиеся изображения упражнений запечатлели не процесс их выполнения, а момент, выражающий их содержание. На основе этого можно установить лишь то, что упражнения с мячом, которым обучали в рамках орхестрики, не содержат в себе элементов групповой игры. А в самих формах танцевальных движений и их мотивах отражаются племенные охотничьи традиции, ритуальные танцы во времена эгейской культуры, а также обычаи окружающих народов. Так, например, Ксенофонт ссылается на заимствование критских мотивов, а Геродот - эфиопских танцев со стрелами. Историческую ценность последнего заявления подчеркивает тот факт, что упомянутые Геродотом танцы со стрелами можно и сегодня найти в эфиопском фольклоре.

Игра, палестра и орхестрика служили также средством создания греческого физического идеала - калогатии, заключавшегося в каноне красоты в эстетическом понимании. В физическом воспитании калогатия заключает в себе физическую сторону понятия прекрасного и хорошего. В указанный период понятие "калос" - красивый, означало прежде всего непобедимую мужскую силу.

13. Рождение науки и особенности научного мышления:Важнейшим видом духовного производства является наука, рассматриваемая и как система знаний, и как устойчивый социальный институт. Наука есть, прежде всего, систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д.Ее европейской родиной считается Древняя Греция. В родоначальники науки древние греки попали вовсе не потому, что больше других накопили фактических знаний, изобретений или технических решений (последние они в основном заимствовали у своих географических соседей). Учеными в подлинном смысле этого слова их сделал необыкновенный интерес к самому процессу мышления, его логике и содержанию. Древнегреческие мудрецы прославились тем, что открыли в привычном мире принципиально новый класс объектов анализа, а именно: класс абстракций, понятий, суждений, законов мышления и т.д. Оказалось, что эта идеальная реальность в своем существовании и движении подчиняется каким-то особым правилам или законам, не совпадающим с привычным ходом вещей.

В отличие от обыденного познания научное познание характеризуется:

- систематичностью, а также логической выводимостью одних положений из других;

- объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги — идеализированные объекты;

- осознанным контролем над самой процедурой познания; фиксацией и предъявлением строгих требований к методам, т.е. способам и приемам получения нового знания;

- высокими требованиями, предъявляемыми в науке к языку описания исследуемых объектов; неопределенность, многозначность понятий естественного языка заставляет науку вырабатывать свой специальный язык с четкой фиксацией смысла и значения понятий;

- строгостью и объективностью открываемых истин, т.е. их независимостью от познающего субъекта, обязательностью, воспроизводимостью и т.д.

14. Политико-правовая мысль раннего периода.В основе политико-правовой мысли раннего периода пока ещё лежал миф, так как сложная система норм ещё не развилась. Миф представлялся не только как повествование о прошлом, но и как правило, которое дано на соблюдение его в настоящем и будущем. В мифе тогда преобладали уже какие-то нормы, но до сложной системы прав и обязанностей ещё не могли развиться. Можно сказать, что порядок Космоса – есть порядок всего. Так, порядок на Земле являлся частью космического порядка, на котором строилось мироздание. Вот так и вырисовывались основные аспекты происхождения политико-правовой мысли. Дальше появляется представление (а может быть и не представление) о семи мудрецах, которые заложили основы этической морали и в том числе на уровне полиса. Многие из них сами были участниками политических событий, правителями и законодателями. Среди них были Фалес и Хилон. Фалес предположил не брать в счет развития мира мифологическую концепцию, а посчитал, что все в мире произошло из воды. У Хилона можно увидеть представления о законе. У него была известная фраза «Повинуйся Закону». Он считал лучшим полис тот, в котором люди слушаются больше законов, чем ораторов. Питтаку приписывают фразу «Повинуйся тому закону, который ты постановил сам для себя». Пифагор также относился к мыслителям раннего периода. Когда он основал полис с аристократическими порядками Кротон, то и в других полисах стали создаваться тайные организации с аристократическими порядками на основе учения Пифагора, так как он читал свое прозрение только избранным кругам. В его гетерию допускались и мужчины, и женщины, но только после соответствующей проверки. Определяющую роль во всем пифагорейском учение играло учение о числах. Так создалась математика и диалектика противоположностей, когда брали число за основу бытия. Гераклит же уделял больше времени проблеме полиса и его законов. Он считал, что все в мире находится в вечном движении, борьбе, изменении. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, поскольку все находится в движении.

15. Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли:Демокрит (460-370). Демокрит был энциклопедическим мыслителем и плодовитым автором. Согласно его воззрениям все в мире состоит из атомов и пустоты. Поэтому мы можем пологать, что Демокрит поднял физику и метафизику еще на один уровень вверх. В своем социально-политическом учении Демокрит одним из первых в истории античной мысли стремится рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода, общества и политической жизни как составную часть естественного процесса всеобщего развития, представляющего собой в своей действительной основе и, в конечном счете, движение атомов в пустоте. Рожденные природой, люди первоначально вели звероподобный образ жизни и действовали в одиночку. Затем последствием страха перед лицом природы люди стаи объединяться в родовые общины.

Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с именами софистов, выступивших во второй половине V в. до н. э. в условиях бурного развития античной демократии после победы эллинов над персами. Название «софист» происходит от древнегреческого слова «софос», что означает «мудрый». Софисты были глубокими и смелыми новаторами в области

философии, логики, гносеологии, этики, политики, риторики и целом ряде других областей познания. Прежняя натурфилософия, занимавшаяся по преимуществу объективной, ≪божественной≫ ≪природой вещей≫, оставляла вне поля своего зрения человека и его творчески активную роль, субъективный фактор бытия и мышления, социальный смысл и характер человеческого познания и действования. В этой же эпохе был и Сократ, и Платон, и Аристотель. Которые тоже внесли немало в политико-правовую мысль.

16: Политико-правовая мысль периода эллинизма:Эпикур (341-270). Творчтво Эпикура протекало в период упадка древнегреческой государственности. Характерный для рассматриваемого периода упадок древнегреческой политико-правовой мысли отчетливо проявляется в учениях эпикурейцев и стоиков. Свое учение он основывал на чувственном познании, хотя дополнял предположение Демокрита об атомах. Эпикур считал, что ложь получается процессом прибавления мыслью ненужной нам информации. Его самый большой сборник сочинений – это «О Природе». В него входило 37 книг. Этика — основная часть учения Эпикура. Она представляет собой связующее звено между его физическими и политико-правовыми представлениями.

Стоики. Основателем стоицизма был Зенон (336—264 гг. до н. э.) из города Китион на Кипре. Философия, согласно воззрениям стоиков, состоит из трех частей: логики, физики и этики. Во всех этих трех разделах философии, особенно в этике, стоики касались и вопросов государства, права, политики. В физике стоики исходили из существования двух начал всего: деятельного и страдательного. Значительную этическую и политико-правовую нагрузку несет понятие «мироздание», разработанное в физике стоицизма. Прежде всего «мироздание», согласно стоикам,

это бог, который здесь выступает как творец миропорядка. Но, помимо прочего, «мироздание» трактуется стоиками и как «совокупность неба и земли, а также находящихся на них созданий или совокупность богов и людей, а также вещей, созданных ради них».

Полибий (210-128) Используя доверие и расположение к нему римлян, Полибий в качестве посредника между Римом и Грецией сделал очень многое для смягчения их взаимоотношений и

сохранения черт и элементов политической самостоятельности в жизни эллинских полисов, насколько это было возможно под властью римского проконсула македонской провинции. В центре политико-исторического исследования Полибия — полувековой отрезок (220—168 гг. до н. э.) пути Рима к господству над всем Средиземноморьем. Большое внимание при этом уделяется политикоправовой тематике вообще, анализу достоинств римских государственных учреждений в особенности. Таким образом, «всеобщая история» Полибия в своей существенной части предстает как политическая история Рима и покоренных им народов, как анализ роли государственного устройства и политико-правовых институтов в историческом развитии. Полибий и сам называет свое изложение «политической историей» (VI, 5, 2).

17. Становление исторического знания в Древней Греции:Древнегреческая цивилизация, не будучи первой в истории человечества, не являлась, естественно, и родиной исторического сознания как такового. Однако несомненен тот факт, что именно в ее рамках это сознание впервые приобрело рефлектированную, дискурсивную форму, стало эксплицитным предметом теоретического осмысления. Первые древнегреческие историки отнюдь не были антикварами, интересующимися «прошлым ради прошлого». Неслучайно в исторических произведениях V в. до н. э. речь шла прежде всего о событиях недавних, о прошлом, но о прошлом близком или даже предельно близком. Геродот писал о греко-персидских войнах, которые при его жизни еще продолжались, а те события, которые он непосредственно освещал, хорошо помнили люди, с коими он встречался и беседовал. Фукидид избрал предметом своего сочинения Пелопоннесскую войну, а ведь он сам принял участие в первом этапе этого вооруженного конфликта в качестве полководца. Можно сказать, что практически с самого момента «рождения Клио», в V в. до н. э., наметились две противостоящие друг другу принципиальные установки, которые можно охарактеризовать как «диалогичную» и «монологичную». Они-то и проявились, соответственно, у Геродота и Фукидида. В дальнейшем «геродотовская» и «фукидидовская» — «диалогичная» и «монологичная» линии противоборствовали в античной историографии. В частности, «Афинская полития» Аристотеля написана всецело в русле второй из них; не случайно в ней, как и у Фукидида, столь редки ссылки на источники. Совсем иное дело — Плутарх. Правда, субъективно этот автор относился к Геродоту отрицательно (и даже написал обличающий его трактат «О злокозненности Геродота»), а Фукидида просто-таки боготворил. Однако объективно Плутарх, напротив, следует заветам Геродота, «передает все, что рассказывают», даже если он со многим и не согласен. Херонейский биограф очень любит, разбирая какой-нибудь вопрос, сталкивать друг с другом две (или более) противоречащие друг другу трактовки, обнаруживаемые им в предшествующей традиции. При этом чаще всего сам он не делает однозначного выбора в пользу одной из версий, предоставляя такой выбор читателю (ср. Плутарх. Солон. 19: «Над этим вопросом ты подумай сам»). Такая черта, как «диалогичная» установка, — не только одна из самых импонирующих в творчестве некоторых античных историков, но еще и одна из особенно коррелирующих с наиболее передовыми ныне методиками исторической науки.

18. Геродот – отец истории:Геродот (родился между 490 и 480 г. до н. э., умер около 425 г. до н. э.) родился в городе Галикарнасе на юго-западе Малой Азии. Он принимал участие в борьбе с тиранической властью в своем городе и в результате вынужден был бежать из него. Он жил потом на острове Самос и много путешествовал. Геродот посетил, кроме материковой Греции и островов Эгейского моря, Вавилон, Финикию, Египет, Ливию, Италию и Сицилию, вероятно, побывал он и на побережье Черного моря. Долго жил он в Афинах. Здесь он сблизился с Периклом и входил в кружок ученых и деятелей культуры, который сформировался в Афинах под покровительством их правителя. Все эти путешествия, общение с лучшими умами Эллады, изучение документов позволили Геродоту приступить к созданию труда, который до сих пор читается и изучается во всем мире. Позже его труд условно назвали «Историей» и разделили на девять частей, названных по именам девяти муз — богинь — покровительниц культуры. В объяснении причин, предпосылок и событий греко-персидских войн Геродот использует как характерные для мировоззрения греков — веру в предопределение и божественное вмешательство в дела людей, так и вполне рационалистические доводы, основанные на географических и исторических данных. Историк вырабатывает и свой стиль изложения, в котором соединяются документальность и художественность.

В «Истории» Геродота собрано множество ценнейших сведений по истории и культуре народов древнего мира. Уже в древности развернулась острая борьба вокруг этого произведения по вопросу о достоверности его содержания. Многие греческие и римские писатели и историки последующего времени резко отрицательно высказывались о ценности труда Геродота, которого его почитатели уже тогда называли «отцом истории». Так, выпады и критика Геродота содержатся в трудах Фукидида, Плутарха, Аристотеля, Страбона и других. В средние века авторитет Геродота был велик, однако с XVIII в. усилилось критическое отношение к нему. Однако современные исследования, сопоставление данных Геродота с данными археологии и других наук показывают, что он обычно был точен в своих рассказах, а его древние оппоненты в своей критике допускали гораздо больше ошибок. Таким образом, Геродот вполне заслуженно носит титул «отца истории».

Наши рекомендации