Общая хар-ка древневосточной ф-ии. ф-ия китая.
ОБЩАЯ ХАР-КА ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ Ф-ИИ. Ф-ИЯ КИТАЯ.
· Философские учения Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
В китайской философии выпячивается светский характер с государственническим уклоном. Центральные фигуры ‑ учитель и чиновник. Подробные правила поведения (ритуалы и кодексы) – как путь праведной жизни, вселенской гармонии темного (инь) и светлого (ян) начал. Основой всех учений объявлена «Книга перемен», где 64 гексаграммы (шестизначника), составленных из «инь» и «ян», обозначают все фундаментальные явления мира сего.Особенности: вместо отвлеченных систем прикладные и афористичные правила поведения - поучения. Кроме того, стабильность поставлена превыше всего.Зарождение философских школ Китая (период 100 школ) в VI-III вв. до н.э.
Конфуцианство (со II века до н.э. официальнаягосидеология) создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). Конфуцианство видит путь к гармонии в соблюдении каждым подробных правил этикета: хорошо делай свое и не лезь в чужое.
Даосизм (основатель Лао-цзы) – только недеяние позволяет Гармонии самоосуществиться. Путь (Дао) сам себя прокладывает, если ему не мешать.
Легизм: справедливые и строгие законы, поощрение и наказание – вот средства достижения гармонии.
6 школ:
-Инь-янузя (школа тёмного и светлого начал)
-Дао Дэ узя (школа пути)
-Жуузя (школа конфуцианских учений)
-Фа узя (школа законников)
-Мо узя (школа моизма)
-Мин узя (школа имён).
· Общая характеристика древневосточной философии.
Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской.
Восточная мысль во многом сходна с античной. Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен. В нем содержится напластование имен, образов, идей и концепций. Он является произведением не одного автора, но целой школы, время же его создания измеряется столетиями.
Ф-ИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
В индийской философии первым делом отмечают ее религиозный характер: Ведический канон и Упанишады (якобы комментарии к ведам).
Дофилософские знания в Индии передавались в ведах. Веды состояли из 4х корпусов:
-Ригведа (сборник гимнов)
-Самоведа (сборник песнопений)
-Яджурведа (сборник жертвенных формул)
-Атхарваведа (сборник заклинаний).
Базовые категории: Брахман (абсолютно совершенное), Атман (совершенный дух), Пракрити (природа), сансара (течение изменчивой жизни), карма (судьба-воздаяние), дхарма (долг), мокша-нирвана (освобождение от суетного).
Здесь главная проблема – достижение вечного (нетленного) через избавление от преходящего. Разные школы предлагают свои пути и методы решения этой проблемы.
Существенные особенности: психологизм (виртуализация), традиционализм, обращение к внутреннему опыту, философствование ради спасения.
Формирование философских школ – VI-V века до н.э. Сначала появились неортодоксальные (отрицающие непогрешимость вед и брахманов и апеллирующие к массам), а им в ответ ‑ ортодоксальные, приверженные традиционным канонам.
3 неортодоксальные школы: буддизм (спасение от страданий через восьмеричный путь избавления от желаний), джайнизм (время от времени приходят учителя-спасатели – джины), локаята-чарвака (есть только этот мир – им и насладимся).
6 ортодоксальных школ: вайшешика (Рассматривала адекватное познание в качестве основной цели систематического мышления), ньяя (изучала механизмы познания и определяла правила ведения дискуссий), санкхья (исходит из посылки о существовании в мире 2х вечных принципов: пуруша - начало, подобное духу, обладает сознанием, но пассивное; пракрити - материя, лишённая сознания, но очень активная), йога (в основе её методики лежит убеждение в том, что человек с помощью концентрации духовных сил, медитации и аскетизма, ведущего к успокоению нрава, может достичь освобождения от материального пракрити), веданта(ведутся рассуждения о моральном долге), миманса (познание и описание истинного ритуала для того, кто желает достичь спасения).
Философия Нового времени
Основные представители (Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Блез Паскаль, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц)В 17 веке определилась формируется вера в неограниченные возможности разума.В в отличие от античности и Средневековья сформировалось новое представление о науке. Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие, и поэтому главной наукой стало естествознание. Происходит ориентация на познание объективной природы, осмысление и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма.
для философии эпохи Возрождения характерен антропоцентризм (в центре внимания философов - человек), в эпоху Нового Времени - акцент на истолкование человека как полностью подчиненного природе (человек как часть целого). Человек рассматривается как машина, состоящая из костей и мышц, как существо, жизнедеятельность которого объяснима механическими законами.Формируется механическая и метафизическая картина мира: В данной картине мира роль Бога сведена к минимуму - создание материи и еепервотолчка. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.17 в. - время критики Средневековой схоластики. Наиболее ярый критик схоластики - Рене Декарт. Френсис Бекон и Томас Гоббс утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание. Именно они заложили фундамент эмпиризма (источник познания - в опыте). Для эмпиризма характерно взаимодействие 2-х источников получения знания - органов чувств человека и разума. Рене Декарт, Барух Спиноза, Лейбниц видели в математике проявление "естественного света человеческого разума, который способен проникнуть в любую тайну и постичь истину".Френсис Бекон считал, что все проблемы общества можно разрешить на основе научно-технического прогресса. Критиковал схоластику, призывал анализировать вещи.Рене Декарт-Родоначальник рационализмаСредством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме
Философия Просвещения
Фил-я ориентирована на пропаганду сформулированных идей английских последователей Локка, разработ. литеральную теорию религии и государства: деизм и конституционализм, которые сост. теоретический базис Просвещения. Инициатор либералистических устремлений – Вольтер. Собрав воедино теорию Локка, Ньютоновское учение о природе, было положено начало процессу, приведшему к созд-ю французского материализма. Просветители считали, что причина зла и несчастья человека – в невежестве. Преодолеть зло можно только просветив разум. Осн. требования: теор. и практ. Программы просветителей: все существующие знания, мораль, вера должно быть подвергнуто беспощадному суду разума. И только то, что будет оправдано этим судом, имеет право на существование. Философия Просвещения отриц. сущ-е божественного мира – существенная черта – атеизм.борьба против ложных идеалов становится гл. задачей натуралистической философии просветителей. Разум в фил-и просветителей занимает место высшего судьи. Он оказ-ся вне критики, т.к. над ним нет высшей инстанции. Жан Жак Руссо выражает глубокое сомнение по поводу безграничной веры в процесс, осуществляемый через разум. Руссо полагал, что сущность чел. Натуры наиболее полно выр-ется не в разуме, а в чувствах. Эти его суждения оказали огромное влияние на формирование РОМАНТИЗМА и на основателя нем. Класс.фил-ииИммануила Канта, поставившего задачу maxточно определить пределы компетенции разума.
Философия Марксизма
Для Маркса центральная проблема–это проблема общества. Первично общество, а не субъект, он вторичен. Внешне труд отдельного человека кажется чем-то сугубо индивидуальным, но по своей сути он является представителем общественного труда, величина которого определяется товарно-денежным механизмом. Маркс за справедливость–каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда рабочих присваивают безвозмездно. Такова концепция Маркса, практического подтверждения которой пока не достигнуто. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Основные достижения философии Маркса:
1) в талантливой критике недостатков капитализма;
2) в разработке проблемы практики;
3) в постановке проблемы природы общественного.
Позитивизм
Начальной версией философии науки стал позитивизм, сложившийся в своей первой, классической форме на протяжении первой половины 19 века во Франции (Огюст Конт 1798-1857) и Англии (Джон Милль 1806-1873 и Герберт Спенсер 1820-1903). Главный тезис первого позитивизма заключается в том, что подлинно научное, положительное (позитивное) знание о мире может быть получено лишь специальными (прежде всего – естественными) науками, которые владеют такими важными методами познания, как наблюдение и эксперимент, и опираются на бесспорные факты.
Основоположник позитивизма Огюст Конт обосновывает свою концепцию науки тремя основными законами:
1.Закон трех стадий, отражающий этапы человеческого познания мира.
2.Закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Его смысл и назначение заключаются в том, чтобы «обуздать» неуемную творческую фантазию ученого, отвлечь его от умозрительных, не опирающихся на опыт размышлений.
3.Энциклопедический закон, проявляющийся в классификации основных наук. Используя принципы движения научного знания (от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому
Идеи Конта получили свое развитие и завершение в концепциях Джона Милля и Герберта Спенсера.
Эмпириокритицизм
Основное содержание эмпириокритицизма (философии «критического опыта») составили идеи, высказанные немецким философом Эрнстом Лаасом (1837-1885), швейцарским философом Рихардом Авенариусом (1843-1896), австрийским физиком Эрнстом Махом (1838-1916). Но главным и наиболее известным представителем второго позитивизма суждено было стать Э.Маху – не случайно, поэтому это философское направление называют также махизмом. Именно ему эмпириокритицизм обязан своим довольно широким распространением среди естествоиспытателей в начале 20 века.
Мах подверг убедительной критике принципы ньютоновской механики, что повлияло на многих ученых (в частности на А.Эйнштейна) и оказалось адекватным методологическим запросам неклассической физики, формирующейся в то время.
Главные принципы
1.Принцип «корреляции» (Э.Лаас) или «координации» (Р.Авенариус), то есть соотносительной связи субъекта и объекта в процессе познания. Согласно ему, научное знание зависит в своем содержании, прежде всего, от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями.
2.Принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий.
3.Принцим экономии мышления, выступающий логическим продолжением принципа критики опыта, требует от ученого «экономии сообщения и понимания» которая, по Авенариусу, составляет «сущность науки».
Развитие науки в начале 20 века привело ученых к отказу от чувственно-наглядной модели познания: они стали отдавать предпочтение «свободно-создаваемым понятиям» (А.Эйнштейн) и количественным результатам эксперимента, а не его чувственной данности. Это стало основной причиной потери эмпириокритицизмом своего влияния на науку (в определенной мере этому способствовало и доказательство истинности важнейших физических концепций – статистической термодинамики и атомной теории с которыми Мах постоянно боролся), его критики со стороны виднейших физиков (Л. Больцмана, М.Планка, А.Эйнштейна) и, как следствие, его замены третьей формой позитивизма – неопозитивизмом.
Неопозитивизм
Первый вариант неопозитивизма – логический позитивизм – сформировался на базе «Венского кружка», основанного в 1922 году в Венском университете МорицемШликом (1882-1936) и объединившего группу философов, логиков, физиков.
. Методом анализа должна стать философия (понимаемая как логика), а его результатом – построение единого языка науки. Для достижения этих целей необходимо следовать некоторым базисным принципам.
1.Принцип элиминации (исключения) метафизики. Традиционные философские положения не поддаются непосредственному сравнению с фактами, являются поэтому вненаучными и должны быть отделены от научного знания. Новая же философия, которая должна заниматься логическим анализом языка науки, «не имеет дела ни с открытием факта и законов (задача, которую должен решать ученый – эмпирик), ни с метафизическими рассуждениями о мире. Вместо этого она обращает внимание на саму науку, исследуя понятия и методы, которые в ней используются, их возможные результаты, формы суждения и типы логики, которые в ней применяются» (Р.Карнап).
2.Принцип верификации, ориентирующий на эмпирическую проверку (верификацию) всех теоретических суждений. Если то, или иное суждение поддается сопоставлению с опытом, то оно имеет научный смысл, если же
нет – оно вненаучно.
3.Принцип конвенций утверждает, что в фундаменте теоретического знания лежат определенные базисные принципы и положения, которые принимаются научным сообществом в результате соглашений (конвенций).
4.Принцип физикализма ориентирует на объединение (унификацию) всех наук на основе универсального языка, которым является язык физики. Утверждения всех наук должны быть адекватно переведены на предложения, состоящие только из физических терминов. На основе такого единого языка можно установить логические связи между науками, проанализировать их основные понятия, выработать междисциплинарную методологию научного исследования.
Неопозитивизм внес заметный вклад в развитие философии науки: им были поставлены и обсуждены реальные проблемы научного знания – его структуры, методов построения, роли конвенциональных (соглашательных) элементов, статуса и функции языка.
Постпозитивизм
(то, что после позитивизма) включает в себя целый ряд философско-методологических концепций науки, которые пришли на смену неопозитивистской традиции.к
- стремление к анализу реальной истории науки в поисках наиболее оптимальных методологических средств познания;
- исследование динамики научного знания, изучение процессов перехода к новым теориям;
- признание научной осмысленности философских положений, их неустранимости из языка науки и более того – эвристичности для развития научного знания. «Метафизика – исторически была и продолжает быть эвристическим средством для научного исследования и построения теорий».
( амер.фил.М.Вартофский).
- изучение социокультурных факторов развития науки.
Из всего обилия постпозитивистских концепций рассмотрим кратко лишь наиболее значимые.
Это – критический рационализм Карла Поппера (1902-1994), концепция научно-исследовательских программ ИмреЛакатоса (1922-1974), историческая динамика науки Томаса Куна (1922-1996), анархистская эпистемология Пола Фейерабенда (1924-1994).
Английского философа Карла Поппера по праву можно считать родоначальником постпозитивизма. Еще в 30-е годы 20 века он выступил с критикой ведущих идей неопозитивизма: принципа верификации, описательной трактовки научного знания, стремления к устранению из него философских положений. В те годы расцвета логического позитивизма он оставался «бунтарем одиночкой».
В 1959 году выходит в свет английский вариант основной работы К.Поппера «Логика научного исследования», его взгляды обретают широкую популярность и становятся, в сущности, исторически первой версией постпозитивизма.
Своей главной задачей Поппер считает построение модели развития научного знания. Однако для этого необходимо сначала найти критерий, который позволял бы отличать эмпирическую науку от знаний более общего характера – математики, логики и метафизики (критерий демаркации). При этом Поппер не ставит своей целью ниспровержение метафизики, а лишь предлагает определить круг тех проблем, которые хотя и являются осмысленными, не подлежат, тем не менее, исследованию эмпирическими методами. Для этой цели может быть использован такой критерий демаркации, как выдвижение соглашения (конвенции). Именно путем соглашения между учеными определяется, по Попперу, тот набор метафизических (философских), математических и логических принципов и правил, которым руководствуется научное сообщество
И, наконец, коль скоро знание научно лишь тогда, когда оно в принципе может быть опровергнуто, то, следовательно, любое научное знание всегда носит лишь предположительный, гипотетический характер. В этом состоит суть еще одного попперовского утверждения – «принципа фаллибилизма» (от англ. Fallible - подверженный ошибкам, погрешимый). Этот принцип основан на признании двух фактов: во-первых, того, что мы не застрахованы от заблуждений, и, во-вторых, того, что стремление к достоверности ошибочно.
«Наука погрешима, - утверждал Поппер, - ибо наука – дело рук человеческих». Правда, мы все равно стремимся к истине как образцу знания и даже способны обнаруживать ее, но мы «никогда не можем быть уверены до конца, что действительно обладаем истиной».
На основе названных исходных идей Поппер выстраивает модель развития научного знания, которая схематично выглядит следующим образом:
Р1 – ТТ – ЕЕ – Р2
Феноменология
Одно из ведущих направлений философии 20 века. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859-1938); в различных вариантах и модификациях она и доныне продолжает весьма активно развиваться и оказывает влияние на современную философскую и культурную ситуацию в мире. Кроме самого Гуссерля, давно уже ставшего классиком философии 20 века, к феноменологам, предложившим собственные, отличные от гуссерлевской, влиятельные концепции, можно отнести таких выдающихся мыслителей 20 века, как Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Макс Шелер, Морис Мерло-Понти.
Гуссерль замышлял и разрабатывал феноменологию, как «переворот» в философии, как открытие абсолютно нового необъятного поля исследований «духа в качестве духа», как «универсального самоосмысления», фундирующего и обосновывающего все актуальные и потенциальные формы человеческого опыта.
Предыстория герменевтики
Герменевтическое искусство возникло в античности. Оно носило сакральный характер и представляло собой толкование высказываний оракула, не дававшего прямых указаний, но говорившего намеками.
Движущей силой развития герменевтики в античности было напряжение между двумя принципиально различными способами истолкования текста - грамматическим и аллегорическим.
Процедуры аллегорического истолкования были расширены позднее Филоном Александрийским (ок.25 до н.э.- до ок.50 н.э.), который попытался примирить ближневосточное мифологическое мышление с античным рациональным и, далее, христианскими мыслителями из так называемой «александрийской школы», а именно Климентом (ок.150 до 215 н.э.) и Оригеном (ок.185-254/254 н.э.).
В эпоху протестантизма складывался так называемый «герменевтический триумвират» - относительно самостоятельные формы герменевтического знания: теологическая, юридическая и филологическая герменевтика. Все они существуют и в настоящее время.
Предыстория герменевтики
Герменевтическое искусство возникло в античности. Оно носило сакральный характер и представляло собой толкование высказываний оракула, не дававшего прямых указаний, но говорившего намеками.
Позднее в античной традиции поиск сакрального смысла уступил место ученому толкованию. Об этом свидетельствует название работы Аристотеля «Об истолковании». В этом произведении герменевтика рассматривается не как теория интерпретации в современном смысле слова, но как вид логической грамматики. По Аристотелю, она анализирует грамматические и логико-семантические проблемы высказываний и утверждений в отношении функции истинности и ложности высказываний.
Движущей силой развития герменевтики в античности было напряжение между двумя принципиально различными способами истолкования текста - грамматическим и аллегорическим.
Грамматическое истолкование, переформулировав, сохраняло смысл старого текста, в то время как аллегорическое, напротив, предавала каноническому тексту в его исходном звучании новый смысл в контексте иного мышления. Преимущественное значение в грамматической интерпретации получал буквальный смысл (sensuslitteralis).
Аллегорическая интерпретация обращалась не к буквальному, а к аллегорическому смыслу (sensusallegoricus).
Процедуры аллегорического истолкования были расширены позднее Филоном Александрийским (ок.25 до н.э.- до ок.50 н.э.), который попытался примирить ближневосточное мифологическое мышление с античным рациональным и, далее, христианскими мыслителями из так называемой «александрийской школы», а именно Климентом (ок.150 до 215 н.э.) и Оригеном (ок.185-254/254 н.э.).
В средневековой европейской культуре для обозначения истолкования Священного Писания применялось слово «экзегетика».
В качестве нормативных экзегетических сочинений следует назвать четвертую книгу «О началах» Оригена, третью книгу «О христианском учении» Августина и вторую книгу сочинений Юнилия «Основные принципы божественного закона».
Употребление слова герменевтика в качестве понятия вошло в культурный обиход лишь в 17 веке, что было вызвано актуализацией проблемы понимания Библии в связи с церковным расколом. Немецкий протестантский теолог Иоганн Конрад Даннхауэр (1603-1666) в работе «Священная герменевтика, или о методе истолкования Священного Писания» предал старому слову «герменевтика» понятийное значение.
С развитием протестантизма герменевтика постепенно освобождалась от теологических интенций. Возникли сочинения о толковании, касающиеся не только Святого Писания, но и других текстов.
Искусство истолкования оформилось как самостоятельная дисциплина.
В эпоху протестантизма складывался так называемый «герменевтический триумвират» - относительно самостоятельные формы герменевтического знания: теологическая, юридическая и филологическая герменевтика. Все они существуют и в настоящее время.
Генезис протестантской герменевтики свидетельствует, что герменевтика актуализируется в так называемых герменевтических ситуациях, то есть в эпохи разлома традиций. Герменевтика всегда занята истолкованием манифестаций, которые не понятны сами по себе. Она нужна только тогда, когда требуются сознательные рефлективные усилия по восстановлению непрерывности культурной традиции.
Русская философия
Россия намного позже, чем другие страны, вступила на путь философской образованности. Лишь к концу XVIII века интерес к философии у представителей русского Просвещения становится постоянным, появляются переводы на русский язык трудов европейских философов Нового времени, предпринимаются попытки самостоятельного философствования. Расцвет русской философии приходится на XIX век, когда впервые появляются утверждения о том, что русская философия представляет собой оригинальный тип философствования, отличающийся от западного и восточного типов.
В отношении русской философии в философской историографии существует две крайние позиции:
* Не существует особой, оригинальной русской философии со своим предметом и специфическими методами. Правильнее говорить не о русской философии, а о философии в России.
* Русская философия отличается от остальных типов философии своим предметом, методами и целями. Она не "вписывается" в исторический ряд западноевропейской философии.
Изучение источников по русской философии позволяет склониться в пользу второй позиции, обосновывающей существование русской философской мысли, обладающей принципиально отличными от западной философии чертами. Эти черты можно увидеть уже в предмете русской философии. Несмотря на внешне различные формулировки, большинство определений предмета русской философии примерно таково: "Предметом русской философии является "русская идея", под которой понимают размышления о том, что есть Россия и каково её предназначение в мировой истории". Русская философия, таким образом, занимается рефлексией по поводу сущности всего русского, его связи с универсальным, мировым духом. Русские философы, исследуя русскую идею, вкладывают в неё различное содержимое.
Черты русской философии
* Неразрывная связь философии с православной религиозной традицией.
* Более позднее, чем на Западе, конституирование философии в самостоятельное знание.
* Второстепенность гносеологических проблем перед онтологическими. Критика "логоцентризма" в теории познания, стремление выработать идеал цельного, непосредственного познания.
* Интерес к проблемам философии истории.
* Отчётливо выраженное доминирование моральной установки, стремление включить нравственность в число критериев познания и практики.
* Критика западной культуры и западной философии за их одностороннюю, рационалистическую ориентацию.
Периодизация истории русской философииВ истории русской философии выделяют следующие этапы:
* Становление русской философии (философский пролог) - X-XVIII века.
* Философия русского Просвещения - конец XVIII - начало XIX века.
* Формирование славянофильства и западничества в русской философии - 30-50-е годы XIX века.
* Философия русского политического радикализма - 50-70-е годы XIX века.
* Систематический период - конец XIX - начало XX века.
* Философия русского зарубежья - 20-40-е годы XX века.
* Современная русская философия.
Начальный период в русской философииНачало философии в России трудно зафиксировать, потому что она не имеет такой чёткой выраженной формы, как западная философия. Принято считать, что элементы философской мысли наличествуют уже в труде митрополита Илариона "Слово о законе и благодати" (X век), в котором предпринята попытка философской рефлексии по поводу предназначения Руси, роли Православия в её жизни. В формировании русской философии, характерной чертой которой является осмысление сущности Православия, большую роль сыграла Византия и традиции восточного неоплатонизма.
Эволюция славянофильстваВ развитии славянофильства можно выделить три периода:
* Ранний период, представленный И.В.Киреевским, А.С.Хомяковым, А.И.Кошелевым.
* Зрелый период: братья Аксаковы, Ю.Ф.Самарин.
* Почвенничество: Ф.М.Достоевский, А.Григорьев, Н.Страхов.
Русские революционные демократыВ середине XIX века в России происходят изменения в социальной структуре общества, связанные с появлением нового слоя - разночинства. Разночинцы (буквальное значение - выходцы из разных сословий и чинов) представляли собой значительную социальную группу, состоящую из межсословного смешения людей, занимающихся преимущественно умственным трудом: учителей, врачей, мелких чиновников.
Не будучи связанными экономическими, политическими и социальными интересами с определённым сословием или классом, разночинцы выступили с претензией на патерналистскую роль по отношению к "униженным и угнетённым". Они положили начало русской интеллигенции, отличительной чертой которой на протяжении полутора веков была попытка выступить в качестве идейного вдохновителя и руководителя в борьбе трудящихся за свои права.
По своим политическим симпатиям разночинцы были социалистами, в идейной и политической борьбе придерживались радикальных средств, поэтому их деятельность называли политическим радикализмом. Чётко выраженных философских симпатий у них не было, ибо философия рассматривалась в качестве средства для достижения политических целей. Это течение в русской философии представлено именами А.И.Герцена, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачёва, М.А.Бакунина.
Онтология и её предмет.
Онтология — раздел философии, изучающий бытие. «Онтология в своем классическом понимании есть знание о предельно общем».
Типы онтологий:
· Мета - онтологии — описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей.
· Онтология предметной области — формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия, определённые в мета-онтологии (если используется), и/или определить общую терминологическую базу предметной области.
· Онтология конкретной задачи — онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы.
· Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.
Предмет онтологии
Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.
Реальность традиционно ассоциируется с материей (материальный мир) и духом (духовный мир, включая понятия Бога, душ) и подразделяется (материалистами) на косную, живую и социальную материю (что порождает формализм и отношение к личности как к безличному человеку вообще).
Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё небытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.
. Эволюция представлений о материи в философии и наукеМатерия - фундаментальная исходная категория фил., от того или иного ее понимания зависит решение практ всех других проблем. От лат. -вещество. Это вещественное знач-е удерживалось до 20в.,когда произошла револ в физике.1ой ступенью в осознании материальности мира был стих.материализм. Все кач.разнообр.мира выводилось из какого-либо одного тоже качеств.определенного,эмпир. воспринимаемого элемента.(огонь,вода). Но уже Демокритзаметил,что с помощью одного кач.определения в-ва невозможно объяснить происхожддругого,т.к.он не содержит принципа своего превращения.Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике. Атомы тоже истолковывались как вещ-во,как кирпичи всего существующего.Так зародилась дискретная картина мира.Она была очень плодотворной для ф-и и науки в целом.С этой теорией связаны многие открытия в физике(тяжесть,сохранение в-ва).Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явл.и событий мира на основе взаимодей-я атомов. Казалось еще чуть-чуть и физ.картина мира полу-чит полную завершенность. Однако был открыт электрон, и атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва.Диалектико-материалист.понятие материи. Материя есть фил. категория для обозначения объективной реальности, кот. дана челу в ощущениях, кот.копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
ОБЩАЯ ХАР-КА ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ Ф-ИИ. Ф-ИЯ КИТАЯ.
· Философские учения Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
В китайской философии выпячивается светский характер с государственническим уклоном. Центральные фигуры ‑ учитель и чиновник. Подробные правила поведения (ритуалы и кодексы) – как путь праведной жизни, вселенской гармонии темного (инь) и светлого (ян) начал. Основой всех учений объявлена «Книга перемен», где 64 гексаграммы (шестизначника), составленных из «инь» и «ян», обозначают все фундаментальные явления мира сего.Особенности: вместо отвлеченных систем прикладные и афористичные правила поведения - поучения. Кроме того, стабильность поставлена превыше всего.Зарождение философских школ Китая (период 100 школ) в VI-III вв. до н.э.
Конфуцианство (со II века до н.э. официальнаягосидеология) создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). Конфуцианство видит путь к гармонии в соблюдении каждым подробных правил этикета: хорошо делай свое и не лезь в чужое.
Даосизм (основатель Лао-цзы) – только недеяние позволяет Гармонии самоосуществиться. Путь (Дао) сам себя прокладывает, если ему не мешать.
Легизм: справедливые и строгие законы, поощрение и наказание – вот средства достижения гармонии.
6 школ:
-Инь-янузя (школа тёмного и светлого начал)
-Дао Дэ узя (школа пути)
-Жуузя (школа конфуцианских учений)
-Фа узя (школа законников)
-Мо узя (школа моизма)
-Мин узя (школа имён).
· Общая характеристика древневосточной философии.
Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской.
Восточная мысль во многом сходна с античной. Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен. В нем содержится напластование имен, образов, идей и концепций. Он является произведением не одного автора, но целой школы, время же его создания измеряется столетиями.
Ф-ИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
В индийской философии первым делом отмечают ее религиозный характер: Ведический канон и Упанишады (якобы комментарии к ведам).
Дофилософские знания в Индии передавались в ведах. Веды состояли из 4х корпусов:
-Ригведа (сборник гимнов)
-Самоведа (сборник песнопений)
-Яджурведа (сборник жертвенных формул)
-Атхарваведа (сборник заклинаний).
Базовые категории: Брахман (абсолютно совершенное), Атман (совершенный дух), Пракрити (природа), сансара (течение изменчивой жизни), карма (судьба-воздаяние), дхарма (долг), мокша-нирвана (освобождение от суетного).
Здесь главная проблема – достижение вечного (нетленного) через избавление от преходящего. Разные школы предлагают свои пути и методы решения этой проблемы.
Существенные особенности: психологизм (виртуализация), традиционализм, обращение к внутреннему опыту, философствование ради спасения.
Формирование философских школ – VI-V века до н.э. Сначала появились неортодоксальные (отрицающие непогрешимость вед и брахманов и апеллирующие к массам), а им в ответ ‑ ортодоксальные, приверженные традиционным канонам.
3 неортодоксальные школы: буддизм (спасение от страданий через восьмеричный путь избавления от желаний), джайнизм (время от времени приходят учителя-спасатели – джины), локаята-чарвака (есть только этот мир – им и насладимся).
6 ортодоксальных школ: вайшешика (Рассмат