Общая характеристика философии древнего Китая.

В это время в Китае (особенно в VI - V вв. до н. э.) происходит расцвет философии, сопровождающийся возникновением «ста философских школ», объединенных по шести основным направлениям:
1) школа «даоцзя» (даосизм). Главными направлениями и объектами философии даосизма являются онтология (природа, космос), антропология (человек как телесное и духовное существо), этика (поиск идеальной формы поведения), политическая философия (учение об идеальном правителе). Основу даосизма составляют учение о Дао и концепция бессмертия (сянь), которые отличает ярко выраженная практическая направленность. Следование пути мировой гармонии – великому Дао в пределе способствует обретению бессмертия (сянь) или долголетия без смерти, которое и составляет высшую цель многочисленных духовных и физических практик.
2) школа «служилых людей» (конфуцианство). Самая краткая формулировка учения Конфуция содержится в словах: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Его мысль сводилась к тому, что все сместилось со своих традиционных мест и теперь должно вернуться в прежнее состояние. Как видно, целью и этого учения выступает бессмертие, но в варианте увековечения в доброй памяти потомков и детей. Другой важнейшей целью конфуцианства становится гармонизация отношений в системе общества, где социальное неравенство объективно способствует формированию противоречий, вражды, смуты. Для нормализации жизнедеятельности в обществе и достижения наиболее сложного состояния единства подчинения и достоинства (одинаково важных в конфуцианстве) предлагается использование ритуала, позволяющего каждому, исполняя ту или иную роль, «подчиняться, не унижаясь», сохранять внутреннее достоинство и высокий статус в собственной семье.
3) школа «фацзя» (легизм, или школа законников). Один из основателей легизма Гуань Чжун утверждал, что правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые – все должны следовать закону. Идеалом учения Шан Яна было государство, постоянно ведущее войны и одерживающее победы. Если Конфуций считал, что основной двигатель человека – совесть, то Шан Ян вслед за Моцзы полагал им стремление к выгоде и страх наказаний. Система наград и наказаний становится у Шан Яна единственным средством наведения порядка, при этом роль вторых неизмеримо выше роли первых.
4) школа «моцзя» (моизм). Для достижения этих целей надо, прежде всего, отказаться от беспрекословного следования обычаям древности, которого требовал Конфуций. Моцзы провозгласил новый принцип в отношениях между людьми: их основой должны стать не семейные узы, как учил Конфуций, а «всеобщая любовь». Все люди в стране должны любить друг друга независимо от родственных уз, и тогда, полагал он, наступит социальная гармония. Для того чтобы народ воспринял новый принцип «всеобщей любви», Мо-цзы предложил два метода: убеждение (внушить людям, что их любовь к ближнему и дальнему окупится встречной любовью к ним самим) и принуждение (надо разработать систему наград и наказаний, чтобы любить людей стало выгодно, а вредить – невыгодно). Далее, по его мнению, следовало ввести строжайшую экономию расходов, изъять предметы роскоши, устранить дорогие обряды и церемонии и главное – положить конец войнам, раздирающим страну.
5) школа «минцзя» (номиналисты);
6) школа «иньянцзы» (натурфилософы).Ее сущность состоит в созвучности, сопряженности и цельности человека и мира. Корни философии Китая уходят глубоко в мифологическое мышление, в котором мы встречаемся с обожествлением неба, земли, одушевлением всех предметов, почитанием культа умерших, предков, магией, общением с духами и т.д.
Общими чертами, характерными для философских школ Китая, можно считать:
- идею неразрывности человека и природы, всех частей мироздания;
- одушевление природы, обожествление неба, частей окружающего мира;
- высокую ценность жизни (в телесном и духовном аспектах);
- повышенное внимание к вопросам устройства общества, управления и государственной организации;
- антропологичность, императивность (в центре внимания всегда стоит проблема человека, вопросы этики, нравственного усовершенствования);
- внутреннюю стабильность китайской философии, идею превосходства и нетерпимости по отношению к другим учениям и культурам;
- интерес к вопросам магии как к практической стороне философии.



Наши рекомендации