Общая характеристика государства и права Древнего Китая

Аппарат государственной власти включал в себя массу подразделений. Центральная «горизонталь власти» империи включала в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядовое, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору. Во главе финансового ведомства стоял канцлер, выполнявший обязанности первого Министра, разрабатывал финансовую политику. Ведомство выполняло и некоторые функции организатора общественных работ. Военное ведомство возглавлялось тайвеем, к ведению которого относились комплектование армии, назначение военных чинов, награждение за доблесть, проявленную в боях. За разветвленным аппаратом было трудно усмотреть: на местах процветало взяточничество, за которым наблюдали особые цензорские органы, возглавляемые верховным цензором. Страна была поделена на округа. Уездная территориальная администрация в Китае начала складываться еще в начале VII в. до н. э. В каждый уезд направлялся чиновник, ответственный перед правителем царства. Армия играла огромную роль в Древнем Китае. Это определялось междоусобными войнами и крестьянскими восстаниями. Основа военной силы - воины-профессионалы. Должность командующего передавалась по наследству. Постепенно формировалась и постоянная армия, на которую возлагались полицейские функции. Судебное ведомство строго следило за применением уголовных законов. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. В качестве последней инстанции выступал сам император. Родовая знать Древнего Китая была неподсудна обычным органам правосудия.

8. Особенности возникновения государства в Афинах. Реформы Тесея, Солона, Клисфена Тезей. Синойкизм – слияние племен, населявших аттику, в единый народ. Следствие: распространение крупного землевладения, развитие ремесла и торговли, изживание старых форм управления. Общественные группы: эвпатриды (родовая знать), геоморы (земледельцы), демиурги (ремесленники). Органы управления: архонты, ареопаг. Архонты (9): эконим (глава), базилевс (жреческие функции), полемар (военоначальник), фемофет (толкование норм права – 6 чел.). Ареопаг контролировал деятельность архонтов, разбирал уголовные дела. Территория на 48 округов. Законы Драконта – 1 писаные законы. Солон. Сисахвия – стряхивание бремени. личные долги аннулировались, заложенные земли освобождались от долговых камней. Реформа о земелном максимуме: установлен максимальный размер участка у одного лица. Деление общества на 4 разряда по имущественному цензу: пентакосиомедимны, триакосиомедимны (всадники), зевгиты, феты. 1-3 могли осуществлять важнейшие гос. полномочия. Феты участвовали в Народном собрании и суде присяжных. Военная реформа. 1 разряд освобождался от службы. 2 служил в коннице. Зевгиты – тяжело вооруженная пехота, феты – легко вооруж. пехота. Совет 400 готовил решения для народного собрания. Нар.собрание – регулярно созываемый законодательный и управленческий орган. Гелиэя – новый судебный орган/суд присяжных. Создание народных судов – дикастерии. Закон о лишении гражданской чести. Реформа ремесла. Монетная реформа. Унификация мер длины и веса. Клисфен. Создал 100 территориальных фил. Совет 500, Коллегия 10 стратегов. Стратеги – военоначальники. Остракизм – суд черепков (изгнание на 10 лет). Реформа для увеличения афинских граждан. Реформа армии, когда каждая фила должна формировать подразделение пехоты.

9. Государственный строй Афинской демократии в V-IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла.Право вето на решении народного собрания перешло к гелиэе. Функция контроля над должностными лицами и надзор за исполнением законов перешел к гелиэе, Совету 500 и Народному собранию. В области судебных полномочий за ареопагом остались религиозные дела и дела об убийствах. Существенное снижение ценза для занятия гос. должностей. Народное собрание превращается в регулярно действующий высший полит. орган. Введение платы за отправление выборных должностей и посещение народного собрания. Совет 500 превращается в орган, предварительно рассматривающий и подготавливающий решения для народного собрания. Реформа Перикла по оказанию помощи переселенцам за пределами государства. Цель: расширение влияния Афин, отток беднейшего населения из Афин. В период Перикла исчезает почти деление граждан на разряды на основе имущественного ценза. Требование: чистота происхождения. В 462 г. до н. э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций. Ареопаг становится чисто судебным органом.

10. Основные черты афинского права Черты. 1) обычай 2) законы Драконта 3) реформа Солона 4) 5-4 в. основной источник – закон. 5) Законодательные акты греческого государства (тексты законов, постановления). Право, регламентирующее имущественные отношения, достигло высокой степени развития. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества. Законы XII таблиц разрешают наследование по завещанию, но ограничивают его рядом условий. Уголовно-правовые постановления Законов XII таблиц отличаются суровостью. В Законах XII таблиц не упоминали об умышленных убийствах, возможно, это объясняется тем, что меры наказания, следуемые за них, не вызывали сомнений (смертная казнь). Во избежание произвола за каждым римским гражданином признавалось право апелляции к Народному собранию, решение которого было окончательным. Рассматриваемое дело состояло из нескольких стадий. На первой стадии истец в официальной форме заявлял свои претензии к ответчику. На второй стадии допускались к участию в процессе представители сторон и защитники. Судьи знакомились с доказательствами, выслушивали речи сторон и их защитников.

Решение судей было окончательным и обжалованию не подлежало. В уголовных делах магистрат, который вел дело, использовал инквизиционную процедуру. В спорах между иностранцами нормы Законов XII таблиц были неприменимы.

11. Общественный и государственный строй Спарты. В XII-XI вв. до н. э. в Лаконику вторглись дорические племена. Область эта была уже занята ахейцами.

Победили более отсталые в культурно-экономическом отношении, но сплоченные дорийцы. Началась война за

овладение соседней Мессенией. Она окончилась победой Спарты. Возникла классовая дифференциация: спартиаты превратились в господствующий класс рабовладельцев, а покоренные жители - в рабов. Спарта была земледельческой общиной. Ремесла и торговля были делом неполноправных периэков. Свободному спартиату эти профессии были строго запрещены. Его занятием была военная служба. Периэки - жители периферийных горных неплодородных районов Спарты - занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались правами и находились под надзором особых должностных лиц - гармостов. На них распространялась военная обязанность. Земля в Спарте была поделена на 10 тыс. равных участков - по числу полноправных граждан. Число это должно было оставаться неизменным. Не было участка — не было гражданства. Обрабатывали землю илоты. Илотами признавались порабощеные жители Мессении и Лаконии, они являлись собственностью государства. Семья в Спарте оставалась на стадии парного брака. По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. От первобытно общинной эпохи здесь уцелели Народное собрание, совет старейшин и два вождя. Народное собрание - сохранил старинное демократическое устройство, но с течением времени утратил реальную власть. В нем участвовали все спартиаты 30-летнего возраста. Совет старейшин состоял из 28 членов-геронтов. Они занимали места пожизненно и не были ответственны за свои действия. Геронты избирались из числа знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. Герусия рассматривала и подготавливала законопроекты, осуществляла суд по

уголовным делам. Функции царей ограничивались военными, религиозными и некоторыми судебными делами.

12. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Туллия. Патриции – родовая верхушка. Плебс – были лично свободными. Не имели права заключать брак с патрициями. Клиент – находился в личной наследной зависимости от патрона. Патрон – покровитель патриции, принимал клиента в свой род, давал ему свое имя, выделял часть земли. Узы клиентелы священны и нерушимы. Рабство носило патриархальный характер. Раб не рассматривался в качестве вещи. Органы управления: народное собрание (куриантные комиции и жреческие коллегии), царь, сенат. На комициях разбирались дела в сфере культуры, семьи. Выносились постановления об объявлениях войны. Излагались завещания, происходили усыновления. Царь стоял во главе всей общины и был военоначальником. Его должность выборна. Сенат подготавливал предложения для народного собрания, одобрял решения принятые на куриатных комициях. Являлся совещательным органом при царе. Жреческие коллегии: авгуры (заключение о целесообразности мероприятий), пантифики (хранители и толкователи обычаев), фециалы (ведали международными отношениями). Тулий. 1. Реформа общественного строя. Деление мужского населения по имущественному цензу. Критерием являлось наличие земельного участка. Центуриатные комиции – новый вид народного собрания. 2. Реформа территориального деления. 4 городские трибы. 17 сельских триб. Во главе – выборный глава, обязанностями которого было определение имущественной состоятельности граждан и сбор податей.

13. Государственный строй Римской республики. Исполнительная власть принадлежала магистратам. Магистр: выборность, коллегиальность, право принесения вето, краткосрочность службы, ответственность перед народом, безвозмездность. Высшие магистраты: право созывать сенат, народное собрание; право высшей гражд. И угол. Юрисдикции; решать юрид. вопросы. Магистратура – ординарная и экстраординарная. 2 консула. Высшее военное командование: руководство по набору граждан в армию; распоряжались военной добычей; право заключать перемирие с врагом. Преторы – помощники консулов. Цензоры – составляли иски населения, участвовали в управлении финансами. Эдилы – выполняли полицейские обязанности, занимались снабжением продовольствием, городским благоустройством. Квесторы – занимались военной добычей, принимали участие в заседаниях сената, созывали плебейское собрание. Власть диктатора неограниченная. Все магистраты подчинялись диктатору.

14. Эволюция общественного строя и правовое положение групп населения Римской республики. Три статуса правоспособности и способы ее утраты. Плебеи – свободное крестьянство, мелкие ремесленники или торговцы. Главный источник рабства – военный плен. Рабы государственные и частновладельческие. 3 статуса: свобода, гражданство, семья. Гражданство. Свободное население – граждане и иностранцы (перегримы). Полную правоспособность имели свободные римские граждане. Перегримы – свободные жители провинций. С утратой статуса свободы утрачивался статус гражданства и семьи. С потерей гражданства утрата статуса семьи.

15. Падение республики и переход к монархии в Древнем Риме: реформы Гракхов, военная реформа, военные диктатуры. Главной причиной падения республики являлось противоречие между политической формой республики I в. до н. э. и её социально-классовым содержанием. Широкий средиземноморский рынок, сложные взаимоотношения между Италией и провинциями, настоятельно требовали новой системы управления. Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. кризис полисной организации.
• восстания рабов • борьба между мелким и крупным землевладением, широкое революционное движение сельского плебса• Союзническая война.Аграрная реформа Гракха: наделение землей безземельных граждан; новые колонии в Италии; закон о продаже городскому населению зерна по низким ценам; возможность контроля всадниками деятельность наместников; закон о сборе налогов с провинций Азии.Военная реформа Гракха: упорядочил сроки военной службы; уменьшил число военных походов; военнообязанные с 17 до 46 лет; вооружение выдается бесплатно за счет государства; у воинов право апелляции обжаловать смертный приговор в народном собрании; воинам платить жалование. Усилил роль и власть народного трибуна. Упорядочил монетную систему. Военная диктатура: укрепил сенат, увеличил до 600 человек; изменен порядок голосования в народном собрании; преторы ведали только судами; цензоры лишены своих главных функций; право интерцессии ограничено; народ лишился хлебных раздач.

16. Общественный и государственный строй Римской империи (принципат и доминат). Причины падения Западной Римской империи. Политическая анархия, связанная с постоянно сменой императоров и узурпаторами в разных частях государства в совокупности с вторжением германских племен. Западные районы были менее экономически развитыми, нежели восточные, где были сосредоточены более значительные трудовые, промышленные и торговые ресурсы, складывался неблагоприятный баланс торговли. Варваризация армии. Принципат: система гос. управления Октавиана и его преемников до конца 2 в.н.э. Принцепс-первый сенатор и первый человек гос-ва. Сенат(600ч) - высший орган, законодательная и судебная власть, его решение приобрело силу закона. Нар. собрания собираются. На комициях принимались законы и избирались магистраты. Число претеров уменьшено до 10. Строгая последовательность занятий магистратур. Начал формироваться бюрократический аппарат. Общ. строй – сенаторское сословие неоднородно; всадничество опора власти, имели высшие должности, старое и новое из выслужившихся военных; гор. ремесленники, торговцы, гор. беднота – низший слой; раб – личность; вольноотпущенники; провинциальная знать – средние рабовладельцы; колонат – должны обрабатывать участок и платить аренду. Доминат: 3-5 в.н.э.; диоклетиан; неограниченная монрахия. Император господин по отношению к подданным без различия ранга, божество. Избрал соправителя максимилиана. С 286 носят имя Августов. Цезари –соправители. Тетрархия – правление 4 императоров. Объявили себя семьей. Полит. значение Рима снижается. Сенат теряет значение. Вопросы общегосуд. значения обсуждаются императорами. Сенат стал заниматься устройством общ. зрелищ. Сохранилось неск. магистратур. Реформы Диоклетиана: денежная; налоговая; военная; административная. Капитация-югация – налог зависел от голов семьи и качества земли. Политика против христианства. Константин: админ. - терр. Реформа (4 части во главе префект); гражд. власть отделена от военной; закрепощение сословий; христианство-гос. религия.

17. Этапы развития, системы, источники и кодификация Римского права.1. Период цивильного права - Царский период (VIII - VI вв до н.э.) складывается государство Рим. Основная власть у царя и сената. Источники права: Правовые обычаи; Акты римских царей; Законы 12 таблиц; Акты Сената ("Сенатус-Консульты"); Акты магистратов (Эдикты магистратов).
2. Период расцвета Римского права (классический период) - период Республики (V - I вв до н.э.). Характеризуется борьбой плебса и патрициев. Возрастание значения частной собственности; расширение территориальных границ Римского государства. Наряду с правом граждан появляется право народов. Источники права: кривитское право - действовало на основании 12 таблиц, его юрисдикция распространялась только на граждан Рима. Преторское право - система частного права, сложившееся на основе решении преторов. Юстентиум (право народов) - внутригосударственное обеспечение развития товарно-денежных отношений в Риме.
3.Период после классический (III - V вв.) - период Империи, который делится на принципат и доминат. Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации. Появляются кодексы Феодосия, Грегориана, Гермогениана. Первую официальную кодификацю осуществили в первой половине V в. императором Феодосием II, который издал Феодосиев кодекс. В Феодосиевом кодексе были собраны императорские конституции со времен Константина.
Самой большой и значительной кодификацией римского права была кодификация императора Юстиниана.
16 декабря 533 г. была проведена новая кодификация, опубликованная под названием «Дигесты», делились на семь частей и служили источником права, которое действовало в некоторых европейских странах до XX в.
В XII в. кодификация Юстиниана была названа «Сводом гражданского права».

18. Классификация вещей, владение, держание, приобретательская давность по римскому праву Вещи делились на виды: 1) божественного и человеческого права. К вещам божественного права относились священные и религиозные вещи. Данные вещи не входят в чье-либо имущество и являются коллективной собственностью религиозных общин. Вещи человеческого права подразделялись на публичные (принадлежавшие группе людей) и частные (принадлежавшие конкретным лицам); 2) делимые и неделимые. К делимым относились вещи, которые при их разделении не меняли своей ценности (земельные участки, строения). Неделимые — вещи, которые материально разделить нельзя.
3) движимые и недвижимые; 4) определяемые родовыми и индивидуальными признаками5) простые и сложные. 6) главные и второстепенные. 7) вещи в обороте и изъятые из оборота
Владение — фактическое господство лица над вещью и отношение к ней как к своей собственности. Подобные отношения представляли собой прочные взаимоотношения между владельцем и вещью. Лицо, владея определенной вещью, защищало свое владение как лично, так и с помощью государства. Элементы владения: 1) субъективный — желание лица владеть вещью; 2) объективный — фактическое обладание вещь. Виды владения: 1) титульное и беститульное. 2) законное и незаконное. Незаконное владение в свою очередь подразделялось на добросовестное и недобросовестное. Выделялось прекарное владение т. е. владение вещью до первого требования собственника. Помимо господства над вещью, для владения необходима также воля (намерение) лица владеть вещью для себя. Если такой воли нет, то мы имеем дело с держанием. Держателями по римскому праву являлись арендаторы, хранители и другие лица, которые обладали вещью, но у которых не было намерения владеть вещью за себя (от своего имени). Приобретательская давность – первоначальный способ приобретения права собственности, сводящийся к признанию собственником лица, фактически провладевшего вещью в течение установленного законом срока и при наличии определенных условий. По Законам XII таблиц срок приобретательской давности был установлен в 2 года, а для остальных вещей – лишь в год. приобретаемая вещь не должна являться краденой. Ко времени Юстиниана закрепились такие условия приобретения права собственности по давности владения: 1. Необходимо фактическое владение приобретаемой вещью. 2. Это владение должно быть добросовестным. 3. Владение должно иметь законное основание. 4. Давностный законный срок в отношении движимых вещей – 3 года, для недвижимости 10 и 20 лет.

19. Содержание, виды, способы приобретения и защиты права собственности по римскому праву. Утрата права собственности. Собственность — полное и неограниченное господство над вещью. Право собственности включало в себя: 1) пользование вещью; 2) извлечение из вещи полезных свойств; 3) распоряжение вещью
Виды собственности: 1) квиритская собственность. Объектом квиритской собственности могла выступать только земля, принадлежащая Италии. 2) бонитарная собственность. Необходимость возникла в результате приобретения вещи в собственность добросовестным покупателем у несобственника вещи. 3) провинциальная собственность. В отличие от квиритской собственности с провинциальных земель взыскивался налог. 4) собственность перегринов.
Способы приобретения права собственности делятся на первоначальные и производные. Первоначальное приобретение — установление права приобретателя над вещью независимо от предыдущего права на данную вещь.
Виды первоначального приобретения: 1) захват бесхозной вещи 2) приобретательская давность
3) переработка вещи 4) соединение вещей 5) смешение вещей
Право собственности на вещь утрачивалось в случаях добровольного отказа от права собственности, гибели вещи, отчуждения вещи, изъятия вещи из собственности.
В римском праве существовало множествоспособов защиты права собственности, но наиболее распространенными были виндикационный, негаторный, прогибиторный, публицианов и личный.
Виндикационный иск— иск невладеющего собственника к владеющему несобственнику об истребовании вещи.
Негаторный иск предъявлялся, когда собственник вещи, не утрачивая владения, встречал некоторые ограничения по использованию данной вещью (например, при прогоне скота через земельный участок соседа). Если иск удовлетворялся, то ответчик должен был возместить истцу причиненные убытки.
Прогибиторный иск по своему содержанию схож с негаторным. Прогибиторный иск предъявлялся, когда третьи лица, не нарушая права собственности, своим поведением создавали помехи по его использованию.
Иск публицианов защищал право бонитарной собственности и добросовестного владельца.

20. Права на чужие вещи по римскому праву: сервитуты, суперфиций, эмфитевсис, залоговое право. Имущественные права на чужие вещи имели место, когда право собственности на вещь принадлежало другому лицу и не собственник имел ряд прав в отношении данной вещи. Это были права на вещи, принадлежащие лицам, не являющимся собственниками этих вещей. Лицо, имеющее право на чужую вещь, не могло иметь таких обширных правомочий, как собственник, поэтому права на чужие вещи называли ограниченными вещными правами. Виды прав на чужие вещи: 1) сервитут – вещное право на пользование в определенных пределах чужой вещью либо запрещающее такое использование другим лицам, в том числе собственнику. Установление сервитута не исключало полномочий собственника, а лишь ограничивало их использование. Свойства сервитута: – обязанность, связанная с вещью, когда любой собственник земельного участка был обязан терпеть известные действия или подчиняться запрету делать что-либо со стороны хозяина господствующего участка; – принципиальная неделимость – нельзя сделать объектом обязательства часть права проезда, прохода, прогона, водопровода, так как пользование ими неделимо; Способы установления сервитута: по воле собственника; по суду; по закону; по давности. Сервитут утрачивается: с гибелью вещи, со смертью субъекта; если сервитут соединяется с правом собственности; вследствие отказа от него; в случае неосуществления в течение 10 и 20 лет. 2) суперфиций – отчуждаемое и передаваемое по наследству право возведения строения на чужой городской земле, а также право пользоваться этим строением; прекращался путем истечения срока, невзноса платы, отказа, слияния и погасительной давности. 3) эмфитевзис – отчуждаемое и передаваемое по наследству право долгосрочного пользования и извлечения плодов из недвижимого имущества за определенную плату; Прекращался при несоблюдении обязанностей эмфитевтой 4) залог – право пользования и при определенных условиях распоряжения чужой вещью. Цель залога – обеспечение исполнения обязательства. Сущность залога – кредитор, которому была заложена вещь, имел право в случае неисполнения должником своего обязательства распорядиться этой вещью независимо от того, принадлежит ли данная вещь еще должнику или нет, и преимущественно перед другими требованиями иных лиц.

Залог прекращался: гибели вещи; исполнения обязательства; слияния в одном лице собственника и залогодержателя.

21. Понятие и виды обязательств. Договорные отношения и деликты по римскому праву Обязательство – правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано выполнить что-либо в пользу другого лица. Обязательство из договоров: немногочисленность и формализм договоров, односторонний характер (у 1 право требования, у 2 обязанности). Для заключения нужно добровольное согласие сторон. Устно или письменно. Группы: вербальные (произнесение установленных слов), литеральные (письменные договоры в торговом обороте), реальные(требовали передачи вещи составляющей предмет договора – заем, ссуда, хранение, закладной договор), консенсуальные(неформальное согласие сторон по условиям контракта – найм, подряд, поручение и товарищество).Обязательства из деликтов:деликт рассматривался как посягательство на права частного лица. Частные правонарушения по квиритскому праву – личная обида, тяжелые членовредительские повреждения, воровство. Наказание – штраф, талион, бичевание за кражу с поличным. Ночного вора можно убить на месте. Цивильному праву были известны публичные деликты, т.е. взыскания по ним шли государству. Круг преступлений неширок: против республики, убийство, сочинение и пение песен позорящих других лиц, лжесвидетельство, умышленный поджог, тайное истребление чужого урожая, его потрава. Смертная казнь – отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание со скалы. Постепенно заменяется изгнанием и утратой гражданства. Наказания – битье кнутом, штрафы, конфискация имущества, ограничение гражданского статуса, лишение права на погребение. За оскорбление богов – религиозные проклятья.

22. Римское уголовное право. Суд и процесс. Принципы уголовной ответственности плохо разработаны, различают умышленные и неосторожные, смягчение для несовершеннолетних. Классовый подход в уголовном праве: рабы наказываются строже. Уголовное право отразило обострение полит. Борьбы, стремлением рабовладельцев спасти старые порядки. Тенденция – отдельные частные деликты становятся уголовно наказуемыми (в ряде случаев за кражу гос. наказание). Новые преступления, рассматриваемые как посягательство на устои государства. С эпохи принципата это понятие сводится к преступлениям против императорской власти – заговор с целью свержения императора, покушение на его жизнь или жизнь его чиновников, непризнание религиозного культа императора. Против интересов гос-ва: присвоение казенного имущества, взяточничество, фальшивомонетчество. Воинские преступления – измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру. Религиозные преступления. Против семьи и нравственности – кровосмешение, измена, полигамия, мужеложество. Увеличение видов наказания, усиление их карательности. Цель устрашения. При императорах восстановлена смертная казнь. За тяжкие преступление – каторжные работы, отдача в гладиаторы, ссылки. Телесные наказания, конфискация имущества. Сословный принцип уголовной ответственности. Привилегированных казнят только за убийство, поджог, чародейство и оскорбление величия. Рабов за 31 вид. Привилегии имели солдаты. Судьи получили широкую свободу усмотрения. Инквизицийонный характер уголовного процесса. У судьи обвинительные и судебные функции. Закрытый суд, у обвиняемого нет права на юридическую помощь. В ходе сословия к низшим сословиям применялись пытки. Приговор можно обжаловать в императорский суд. Обвиняемый имеет право убежища в императорских храмах, что могло спасти от ареста.

23. Брак и семья по римскому праву Патриархальная семья, хозяйственно обособленная, связана с обществом через его главу. Жена под властью мужа, порывала со своими кровными родственниками и связывалась отношениями с членами семьи мужа. Он имел над ней неограниченную власть, до предания ее смерти. Тенденция к смягчению власти мужа. Для брака согласия глав обеих семей и согласие брачующихся. Брачный возраст жены 12 лет, мужа 14 лет. Не разрешались браки между патрициями и плебеями, потом запрет отменен. Брак заключался путем религиозного обряда или в виде фиктивной покупки жены. Или в результате фактического совместного проживания мужа и жены в течение года. Брак прекращался при смерти одного из супругов или утраты им правоспособности, в силу развода, который допускался только по инициативе мужа в ограниченных случаях. Сильная отцовская власть – право продажи детей в рабство, наказания за проступки вплоть до лишения жизни. Дети не могли приобретать имущество, купленное ими – собственность отца. Обязательство принятые сыном не связывали отца. Развитие института усыновления для привлечения дополнительной рабочей силы, совершалось в народном собрании. Над малолетними и незамужними женщинами устанавливалась опека. Над сумасшедшими и расточителями – попечительство.

24. Наследование по римскому праву 2 способа наследования имущества умершего домовладыки. По общему правилу переходило к детям или ближайшим членам семьи. В случае их отсутствия передавалось сородичам. Рано возникает передача наследства по завещанию. Оно утверждалось на народных собраниях. По законам 12 таблиц завещательные распоряжения на случай смерти является ненарушимыми. В завещании наряду с установлением могли содержаться распоряжения о назначении опекунов, отпуске рабов на волю, легатах. Легаты – завещательный отказ какой - либо из вещей умершего в пользу постороннего лица, которое получало право истребовать эту веешь у наследника.

25. Легисакционный, формулярный и экстраординарный процесс в Древнем Риме Легисакционный процесс представляет собой самую первую и древнюю форму процесса, который рассматривал гражданские иски. Стадии: 1) in iure — стороны являлись к магистрату и осуществляли ряд формально определенных действий, где истец предъявлял к ответчику свои требования, а ответчик — свои возражения. Если предметом спора выступала вещь, то ее необходимо было принести с собой. После совершения указанных действий начинался сам процесс, который протекал в форме борьбы за спорную вещь. Истец и ответчик налагали на вещь определенную палочку (вендикту), при этом они должны были произнести формулу и фразу, установленные обычаем. Спор проигрывал тот, кто первый ошибется в произношении. После этого первая стадия процесса заканчивалась, и магистрат назначал судью для рассмотрения дела;2) in iudicio. Судья рассматривал дело по существу и выносил соответствующее решение. Сторона, не явившаяся в суд, проигрывала дело. Вынесенное судом решение вступало в законную силу немедленно и обжалованию не подлежало. В результате развития торговых отношений и торгового оборота возникла необходимость в упрощении и изменении судебного процесса. Поэтому на смену легисакционного процесса пришел формулярный, из двух частей. Производство в первой инстанции заканчивалось вручением претором истцу записки, адресованной судье. В записке претор указывал на обстоятельства, при наличии которых иск подлежал удовлетворению. Записка носила название формулы и была обязательна для судьи. Судебное разбирательство формулярного процесса было несколько упрощенным. В I–II вв. н. э. часто имели место случаи, когда судебное разбирательство осуществлялось только магистратом. Подобный экстраординарный порядок вытеснил другие виды процесса и ввел новый процесс — экстраординарный. Данный вид процесса состоял из одной части и полностью велся одним лицом. Возбуждение дела осуществлялось по жалобе истца. Ответчик вызывался в суд магистратом. Принятое по делу решение подлежало обжалованию, и спор мог продолжаться несколько лет, переходя из одной инстанции в другую. Наиболее важные дела решались императором лично.

26. Особенности возникновения государства у франков. Государственный строй раннефеодальной монархии франков. Государство франков возникло как раннефеодальная монархия. Особенность в том, что государство стало сразу формироваться как феодальное, минуя этап рабовладения. Конец5-7 век. Во главе-короли, их власть наследственная. Король – главный военный начальник, командовал ополчением из свободных франков и гало-римлян. Назначал и смещал, награждал дарами и пожаловал землями высших должностных лиц. Формально являлся собственником земли. Королевский двор – слуги и приближенные, рабы. Во главе канцелярии были рефендарии, под их начальством были писцы, делавшие грамоты и др. документы. Дворцовые графы ведали правосудием. Маршалы ведали конюшнями. Сенегалы ведали королевской челядью и порядком во дворце. Моайордом – главный в управе королевским имением, потом стал главой королевской администрации. Назначался и смещался сначала только королев. Графы – советники короля, являлись правителями отдельных графств. Туда назначались франкская верхушка и галло-римская знать. Графы – военный суд, имели административные полномочия, но жалования от короля не имели. Помощники графов – виконты – управляли вместе с графом, заменяли его во время отсутствия. Сотня – низшая территориальная единица. Во главе – сотник. Было народное собрание, где выбирали старост и общинный суд. Собирались не чаще 2 раз в год.

27. Складывание феодальных отношений во франкском государстве (V-IX вв.). Реформы Карла Мартелла. Аллот – новый вид земельной собственности (отчуждаемая, переходящая по наследству земля свободных франков). Возник в процессе разложения общинной собственности на землю. Поместье – крупное землевладение (нат. хоз-во, наличие непосредственной связи производителя с землей, феод. рента разных форм). Оброк денежный и продуктовый и барщина – признаки поместий. Прикария договор – способствовал появлению крупной земельной собственности. Сущность его в уступке мелким земельным собственникам своего участка земли крупному землевладельцу или получение от последнего этого участка уже не в виде собственности, а в качестве держания. 3 вида прикария: 1) данный – своеобразная форма аренды земли, малоземельный или безземельный крестьянин получал землю во временное пользование; 2) возмещённый – прикарист сначала отдавал свою землю землевладельцу и получал его обратно во владение. Возник вследствие залога земли в обеспечении долга. 3) подаренный – прикарист уже попавший в экономическую зависимость отдавал свой участок господину, затем получал свой и дополнительный участок, но уже в качестве держания. Новый вид земельной собственности – бенефиций – условное держание за службу (потом передавалось по наследству). В 9в ему на смену приходит феат. Договор коммендации (покровительство) предполагает отдачу себя в покровительство, поэтому свободные крестьяне теряли свободу и через несколько поколений они становились крепостными. Реформы Мартелла: 1. Секуляризация церковных земель 2. Бенефиций получал тот, кто мог служить королю и приводить за собой войско. 3. Отказ от службы или измена влекли пожалование в пользу гос-ва.

Наши рекомендации