Общая экономико-географическая характеристика Китая.

Китай — великое древнее государство, возникшее задолго до новой эры. Оно внесло огромный вклад в материальную и духовную культуру человечества. ЭГП. Китайская Народная Республика — третье по размерам территории государство мира, протянувшееся в центральной и восточной частях Азии с востока на запад на 5,7 тыс. км, а с севера на юг — на 3,7 тыс. км. Границы проходят как по высокогорным территориям, так и в межгорных долинах. Границы с Монголией и Россией на большом протяжении имеют равнинный характер. Чрезвычайно выгодно приморское положение страны. Практически незамерзающие моря открывают широкий выход в Тихий океан и огромные возможности для развития внешних экономических связей.
Природные ресурсы Китая велики и разнообразны. На севере страны расположены огромные массивы дальневосточных лесов, на юге пространства заняты тропическими лесами. Страна занимает одно из первых мест в мире по запасам каменного угля, железной и марганцевой руд, бокситов и цинка, олова, вольфрама, молибдена и других видов минерального сырья. Огромные водные ресурсы хранят в себе крупные запасы гидроэнергии.
Китай — самая многонаселенная страна в мире. Согласно переписи 1990 г. численность населения Китая составила 1 млрд 134 млн чел. Хотя в Китае и проводится активная демографическая политика по снижению темпов роста населения, к 2000 году оно составит 1,3 млрд чел. С одной стороны, такое большое население предопределяет огромные трудовые ресурсы (около 700 млн чел.), с другой — обостряет жилищную и продовольственную проблемы. КНР — страна многонациональная, хотя более 90% ее жителей — китайцы. Большая часть национальных меньшинств проживает во внутренних районах страны. Для Китая характерны большие контрасты расселения: почти 90% жителей сосредоточены на 1/3 территории страны на востоке. Китай слабо урбанизированная страна, лишь каждый третий житель страны — горожанин. При этом ни в одном другом государстве мира нет такого количества городов-миллионеров (около 40).
За последние десятилетия Китай, хозяйство которого основывается на общественной собственности, превратился в крупное индустриальное государство с самыми высокими темпами развития. Основу топливно-энергетического комплекса Китая образует угольная промышленность. Добыча угля рассредоточена по многим бассейнам Северного и Восточного Китая. Растет добыча нефти и газа. Производство электроэнергии базируется на ТЭС (3/4 электроэнергии). В Китае осуществляется программа развития гидроэнергетики: главные каскады ГЭС сооружаются в верховьях Янцзы и Хуанхэ.
Основу металлургического комплекса составляют крупные комбинаты полного цикла, ориентирующиеся на месторождения каменного угля и железной руды (Анынань, Пекин).
В машиностроительном комплексе преобладают не специализированные, а универсальные предприятия. Они тяготеют к крупным городам, к морским портам и металлургическим базам. В последние годы КНР добилась заметных успехов в производстве бытовой электроаппаратуры, приборов, ЭВМ. Главные центры машиностроения — Шанхай, Харбин, Пекин, Лоян и др.
Химический комплекс опирается на продукты коксо- и нефтехимии, горнохимическое и растительное сырье. Выделяют две группы производств: 1) минеральных удобрений; 2) бытовой химии и фармацевтики.
Столицей текстильной промышленности является Шанхай. По производству хлопчатобумажных тканей КНР занимает одно из ведущих мест в мире.
В сельском хозяйстве Китая занято 400 млн чел. В растениеводстве резко преобладают зерновые — 80% всех посевов. Главной возделываемой культурой остается рис. Он выращивается на орошаемых землях, на юге страны и в долине Янцзы. Основные посевы пшеницы сосредоточены на Великой Китайской равнине, в бассейне Хуанхэ. Также выращиваются кукуруза, чай, картофель. Среди технических культур преобладает хлопчатник, основные посевы которого сосредоточены в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы. На северо-западе Китая преобладает интенсивное кочевое или полукочевое скотоводство. Разводят рабочий скот: лошадей, быков, волов.
Примерно половина грузооборота и пассажи-рооборота приходится на железнодорожный транспорт. Однако растет доля автомобильного, морского и трубопроводного транспорта.



Наши рекомендации