Тема 6. Развитие речи в фило- и онтогенезе.
В отношении происхождения речи в филогенезе нет единого решения. Предполагается, что язык зародился более 50 тысяч лет назад, но никаких точных свидетельств этому не имеется. Согласно отечественной теории деятельности, речь возникла в процессе труда, то есть в процессе воздействия на предмет. В частности, предполагается, что в коллективном труде действия одного человека могут не соответствовать ведущему мотиву деятельности. Так, один из группы охотников вместо того, чтобы ловить животного, должен был отпугивать его от себя, чтобы заманить его в засаду. Возникало действие, противопоставленное по значению деятельности, но связанное с ней общим мотивом, смыслом. Но в результате использования речевых знаков человек получал возможность координировать действия членов трудового коллектива и даже более – человек мог не совершать физического действия, а лишь речевое действие. Речевое действие стало замещать физическое, реальное действие и выполнять функцию воздействия на человека.
В настоящее время популярна теория Л.А. Фирсова о стадиях развития языка в филогенезе. Фирсов выделяет 2 стадии речевого развития в филогенезе:
1. Довербальная стадия (или стадия первичного языка). На этой стадии речевую функцию выполняют простые поведенческие реакции: изменение цвета кожи, оскал, врожденные коммуникативные сигналы (мимика и жесты). Первичному языку соответствует допонятийный уровень отражения действительности в форме ощущений, восприятий и представлений.
2. Стадия вторичного языка (вербальная стадия). Связана с понятийным уровнем. Выделяется 2 подстадии: А. Формирование довербальных понятий. На данной стадии используется первая сигнальная система. Появляются сложные формы обобщения (например опасность обозначается одним звуком, а затем дифференцируется тип опасности. Наблюдается у антропоидов и некоторых видов низших обезьян.). Б. Появление вербальных понятий. На данном этапе используется вторая сигнальная система. Используется собственно речевой аппарат, появляются собственно понятия.
Развитие речи в онтогенезе
Слово становится сигналом сигналов не сразу. У ребенка раньше всего формируются условные пищевые рефлексы на вкусовые и запаховые раздражители, затем на вестибулярные (покачиваение) и позже на звуковые и зрительные. Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во 2-й половине первого года жизни. Язык представляет собой определенную систему знаков и правил их образования. Человек осваивает язык в течение все жизни, и какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет и от условий воспитания. Существует критический период для освоения языка. После 10 лет, а по некоторым данным после 5 или 3 лет, способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центров речи, утрачивается.
Потребность общения создает основу для возникновения подражания звукам человеческой речи. Ребенок рано начинает затихать, прислушиваться, когда взрослый с ним заговаривает. После 3-х месяцев, когда ребенок в хорошем расположении духа, он постоянно издает звуки, гулит.
Развитие речи у ребенка от 0 до 3 лет.В младенческий период (до 1 года) ребенок находится на доречевом, подготовительном, этапе развития. До 1 – 2 месяцев вокализации преимущественно представлены криком. Вокализации, в основном, сигнализируют о витальных потребностях организма ребенка. Ко 2-му месяцу младенцы начинают произносить ряд гласных и согласных звуков, а также издавать щелкающие и булькающие звуки, а также такие звуки, которые отсутствуют в родном языке. В 2 – 3 месяца ребенок понимает интонации взрослого и реагирует на них соответствующим образом. К трем месяцам в репертуаре ребенка появляется гуление. В 4-5 месяцев появляется певучее гуление и горловые переливы. В этот период происходит нарастание эмоционального компонента, появляются первые реакции нежности, ребенок интонацией выражает свое недовольство или радость. В 6 месяцев гуление переходит в лепет, в котором представлены все звуки человеческой речи. Лепет представляет собой отдельные простые слоги, такие как «ба», «ма», «па» и другие. В этом возрасте на вопрос «Где?» ребенок находит взглядом предмет, расположенный в определенном месте. В 8-9 месяцев по слову взрослого выполняет ранее освоенные действия («Дай ручку, Ладушки», «Полетели-полетели»). В этом возрасте ребенок уже знает свое имя и откликается на него. Громко и четко произносит и повторяет за взрослым различные слоги (лепет): «ма-ма», «па-па», «ба-ба». В 10 месяцев в лепете появляются новые звуки: ребенок повторяет за взрослым незнакомые слоги, которых нет в лепете. Что касается понимания речи, то ребенок в этом возрасте по просьбе «Дай» легко находит и подает знакомые предметы, а к 11-12 месяцам понимает без показа названия предметов и выполняет поручения («Принеси», «Отдай», «Положи на место», «Возьми»). В 10-11 месяцев ребенок обычно уже знает имена близких ему взрослых. К году ребенок способен произносить несколько облегченных слов, таких как «мама», «би-би», «дай» и другие. Начиная с 12 месяцев начинается речевой этап развития, и запас понимаемых слов быстро расширяется. Активная речь также развивается, ребенок все более активно пользуется лепетом и отдельными словами в момент двигательной активности, удивлении и радости. К 1,5 годам ребенок может произносить до 50 облегченных слов, а к двум годам уже использует двухсловные выражения. К трем годам словарный запас быстро растет и в активной речи достигает объема порядка 1000 слов.
Развитие речи у ребенка в дошкольном детстве (3 – 7 лет).В дошкольном возрасте расширяется круг общения у детей дошкольного возраста. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. В конце дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
Развитие словаря и грамматического строя речи.На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в 3 раза. Рост словарного запаса зависит от условия воспитания и жизни вообще. Индивидуальные особенности здесь более заметны, чем в любой другой области психического развития.
Словарь ребенка дошкольника увеличивается не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов. Усваивается морфологическая система родного языка: осваиваются склонения и спряжения, сложные предложения, союзы, суффиксы. Дети легко начинают образовывать слова, менять их смысл, добавляя различные суффиксы.
Усвоение языка определяется активностью самого ребенка по отношению к языку. Эта активность проявляется в словообразовании и словоизменении. Ориентировка как на смысловую, так и на звуковую сторону языка осуществляется в процессе его практического применения. Постепенно развивается языковое чутье. Ребенок интересуется происхождением слов, выделяет слова общие по звучанию, спрашивает взрослого о смысле некоторых слов.
Развитие фонематического слуха. Фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения. Ребенок 4 – 5лет затрудняется дать фонематический анализ простейших слов. Именно поэтому ребенку этого возраста еще трудно овладеть чтением. Чтением ребенок овладевает только тогда, когда научается выделять в слове отдельные звуки.
Развитие функций речи.Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения (коммуникативная функция). Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок. Общение в этом случае осуществляется с помощью ситуативной речи. Ситуативная речь представляет собой вопросы, возникшие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы, и наконец, определенные требования. Ситуативная речь вполне ясна собеседникам, но обычно не понятна постороннему лицу, не знающему ситуации. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами: 1) выпадение подлежащего («она упала»); 2) словесные шаблоны; 3) изобилие наречий («там»). Под влиянием окружающих ребенок начинает перестраивать ситуативную речь на речь, более понятную слушателю. Постепенно в речи появляются больше существительных, чем просто местоимений. Ситуативный способ изложения прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. («Она, ну кошка, хочет кушать. Соня проголодалась. Надо ее покормить. Я сам сейчас ее покормлю.»)
По мере расширения круга общения ребенок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной и без ее непосредственного восприятия. В дошкольном возрасте ситуативная и контекстная речь имеют равное значение, не вытесняют друг друга. Кроме того, существует объяснительная речь, которая возникает в связи с потребностью объяснять правила игры. Дошкольник овладевает объяснительной речью, но пока еще не может объяснить, почему следует делать именно так, а может объяснить только – как.
На протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического применения (регулирующая и планирующая функции). Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка. Мышление ребенка в раннем детстве включено в его практическую деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задач выступает в виде обращений к взрослому за помощью. К концу раннего детства в речи детей, взявшихся за разрешение какой-либо задачи, появляется много слов, которые как будто никому не адресованы. Частично это восклицания или слова, обозначающие действия или результат. На протяжении дошкольного возраста эгоцентрическая речь изменяется. В ней появляются не просто констатирующие высказывания, но и планирующие, регулирующие («сейчас я построю домик»). С возрастом эгоцентрическая речь интериоризуется, и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию.
Ребенок в игре, рисовании и других видах деятельности открывает для себя возможность использовать предметы-знаки в качестве заместителей отсутствующих предметов (знаковая функция). В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета-заместителя, а в рисовании – знаковый смысл графических построений. Одновременное называние одним словом-наименованием отсутствующего предмета и его заместителя насыщает значение слова знаковым смыслом. Знаковый смысл постигается в предметной деятельности (ребенок постепенно овладевает функциональным назначением предметов).