Тема: «Развитие речи в онтогенезе»

Тема: «Развитие речи в онтогенезе»

План

1. Развитие речи ребенка.

2. Критические периоды в развитии речи.

3. Роль речи в психическом развитии ребенка.

1.Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Все вышеперечисленные факторы в значительной мере зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка способствующая развитию движений и речи, задерживается физическое и психическое развитие.

Большое значение для развития речи имеет психофизическое развитие ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.

Развитие речи начинается у ребенка с 3 месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. К 5-6 месяцам возникает лепет. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, то есть формируется импрессивная речь. Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К 9-10 месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10-12 слов, а иногда и большего количества слов автономного характера (баба, киса, бай, ам). Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся для него средством речевого общения, то есть формируется экспрессивная речь.

Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова и имитировать детскую речь.

В этот период необходимо развивать словарь понимаемых ребенком слов (не произносит, но соотносит с предметом). Постепенно у малыша формируется собственная внешняя речь (слова, которые он употребляет в своей речи).

К двум годам словарь детей насчитывает 250 – 300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются. Словарь детей достигает 800-1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным средством общения. К пяти годам словарь у детей увеличивается до 2500 – 3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к 4 – 5 годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный для общения по объему словарь, практически овладевает грамматическим строем речи. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте.

Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе.

Динамика возрастного развития речи в первые годы жизни значительно варьирует в зависимости от генотипа организма и от влияния на него окружающей среды. Для развития речевой функциональной системы необходимо нормальное созревание и функционирование нервной системы.

2.При оценке нарушений речи у детей важно учитывать так называемые критические периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляется повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и значительный риск возникновения нарушения ее функций даже при воздействии незначительных экзогенных вредностей. В этих случаях критический период в развитии речи является предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств.

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции:

Первый критический период (1 -2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом ее развития считается возраст ребенка 14 – 18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Второй критический период (3 года). Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и пр.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость нервной системы. Могут возникать заикание, мутизм, наблюдаться отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого развития, появляется реакция протеста на завышение к нему требования взрослого.

Возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций. В литературе такого рода нарушения речи иногда обозначаются термином «эволютивные», т.е. связанные с возрастной фазой развития.

Третий критический период (6 – 7 лет)– начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребенка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства.

Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий, они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и пр.

3.Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления.

Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемые через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению жизнь имеет полиморфный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец).

У ребенка с нарушением речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи он мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.

Связь речи с другими сторонами психического развития осуществляется дифференцированно и специфично для каждого из компонентов речи, развитие правильного звукопроизношения зависит как от сохранности речедвигательного анализатора, так и слухового восприятия и развития связи между ними, а также от аналитико-синтетической деятельности мозга ребенка. Недостаточность аналитико-синтетической деятельности мозга играет большую роль в процессе восприятия речи и в звуковом анализе. Благодаря аналитико-синтетической деятельности ребенок начинает обобщать признаки одних фонем и отличать их от других.

Значительное место занимают мыслительные процессы в развитии лексико-грамматической и смысловой сторон речи. Усвоение словарного запаса и грамматического строя происходит успешно, когда ребенок сопоставляет и связывает услышанное слово со значением предметов и действий.

Таким образом, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность поновому ее усваивать. У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятия, на формирование гностических процессов. Речь перестраивает все основные психические процессы ребенка: с ее участием восприятие приобретает обобщающий характер, развиваются представления, совершенствуется синтетическая деятельность. По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становится возможным и такие интеллектуальные операции, как анализ, сравнение и синтез. Это происходит в силу того, что в значении того или иного слова одновременно отражены общие и отличительные признаки предметов, обозначаемых определенным звуковым комплексом, т.е. в этом смысле каждое слово уже является понятием.

Специальное изучение влияния словесной системы на анализаторы показало, что словесное воздействие как ускоряет выработку положительно-условных реакций, так и отличает их дифференцировку.

Большое значение придается речи в регуляции поведения.

Одним из начальных этапов в развитии регулирующей функции речи Л.С.Выготский считал период эгоцентрической речи, когда ребенок начинает сопровождать свои действия собственной речью. Чем сложнее выполняемая ребенком деятельность, тем более выраженной оказывается его речь.

Таким образом, речь способствует целенаправленной деятельности ребенка. Следовательно, речь у ребенка развивается в тесной связи с основными психическими процессами.

Литература.

1. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой. – М., 1989., с. 26 - 27

2.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989., с. 6-8

Тема:

«Особенности зрительного восприятия при нарушениях речи»

План

1. Анатомо-физиологическая основа зрительного восприятия

2. Виды зрительных агнозий

3. Диагностика зрительных агнозий

1. Затылочная область больших полушарий мозга обеспе­чивает, процессы зрительной перцепции. При этом собственно зрительную перцептивную деятельность (зрительный гнозис) обеспечивают вторичные отделы зри­тельного анализатора в их взаимосвязи с теменными струк­турами. При поражении затылочно-теменных отделов моз­га (как левого, так и правого полушария) возникают раз­личные нарушения зрительно-перцептивной деятельности, прежде всего в виде зрительных агнозий.

Виды зрительных агнозий

· Предметная агнозия -отсутствие процесса узнавания или как нарушение целостности восприятия предмета при воз­можном опознании отдельных его признаков или частей.

Она может иметь различную степень выраженности — от максимальной (агнозия реальных предметов) до мини­мальной (трудности опознания контурных изображений в зашумленных условиях или при наложении друг на друга). Как правило, наличие развернутой предметной агнозии свидетельствует о двустороннем поражении затылочных отделов.

При односторонних поражениях структура зрительной предметной агнозии различается. Поражение левого полу­шария в большей степени проявляется нарушением вос­приятия объектов по типу перечисления отдельных дета­лей, в то время как патологический процесс в правом по­лушарии приводит к фактическому отсутствию акта идентификации.

· Симультанная агнозия -невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе. Воспри­нимается только один предмет, точнее, обрабатывается только одна оперативная единица зрительной информа­ции, являющаяся в данный момент объектом внимания.

Возникает при дву- или право­стороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. Симультанная агнозия не всегда имеет отчетливую вы­раженность. В ряде случаев наблюдаются лишь трудности в одновременном восприятии комплекса элементов с поте­рей каких-либо деталей или фрагментов. Эти трудности могут проявляться при чтении, рисовании. Нередко си­мультанная агнозия сопровождается нарушением движе­ний глаз (атаксия взора).

· Лицевая агнозия

Лицевая агнозия проявляется при поражении правого полушария мозга (средних и задних его отделов). Степень ее выраженности различна: от нарушения запоминания лиц (неузнавание знакомых лиц или их фотографий) до неузнавания самого себя в зеркале. Кроме того, возможно избирательное на­рушение либо собственно лицевого гнозиса, либо запо­минания лиц.

· Символическая агнозия -нарушение возможности идентификации букв и цифр при сохранении их написания.

Одностороннее поражение левой затылочно-теменной области может привести к расстройству восприятия сим­волов, характерных для знакомых пациенту языковых си­стем. Изолированно буквенная и цифро­вая агнозия встречается достаточно редко. Обычно при более широком поражении с «захватом» собственно те­менных структур с их функцией пространственного анализа и синтеза нарушается не только восприятие, но и написание и списывание графем. Этот симптом имеет левополушарную локализацию.

· Цветовая агнозия –трудности дифференцировки смешанных цветов (коричневый, фиолето­вый, оранжевый, пастельные тона). Отмечается нарушение узнавания цвета реальных предметов по сравнению с сохранностью узнавания цветов, предъяв­ляемых на отдельных карточках.

Задание

Раскройте специфику видов зрительных агнозий.

Тема:

«Особенности слухового восприятия при нарушениях речи»

План

1. Анатомо-физиологическая основа слухового восприятия.

2. Нарушение слухового восприятия.

3. Диагностика слуховых агнозий.

1. Слуховая кора занимает внешние отделы височной области мозга. Слуховой путь, несущий сигналы звуковых раздражителей, начинается в кортиевом органе, расположенном в улитке внутреннего уха. Отдельные участки этого органа возбуждаются в ответ на различные по высоте колебания, и нервные волокна, передают колебания, которые идут по слуховому пути, прерываются во внутреннем коленчатом теле и заканчиваются в пер­вичных (проекционных) отделах слуховой зоны коры, расположенной в поперечной извилине Гешля.

Большую роль в слуховом восприятии человека играют вторичные отделы височной коры, имеющие большое значение в дифференциации как комплексов одновременно предъявляемых слуховых раздражителей, так и последова­тельных серий звуковысотных отношений или ритмиче­ских звуковых структур. Гностические слуховые расстрой­ства связаны с поражением ядерной зоны звукового ана­лизатора.

2.При поражении корково­го уровня слуховой системы правого полушария (ядерной зоны) больной не способен определить значение различ­ных бытовых (предметных) звуков и шумов. Это пораже­ние носит название слуховая агнозия.

Агнозия (от греч. а — отрицат. частица и gnosis — зна­ние) — нейропсихологическое нарушение. Характеризу­ется потерей способности к восприятию предметов и яв­лений действительности при поражениях коры головного мозга и подкорковых структур.

Слуховая агнозия — это гностическое расстройство, от­ражающее нарушение слухового восприятия, при сохран­ной элементарной чувствительности.

Виды слуховых агнозий

В зависимости от уровня поражения слуховой системы выделяют:

— собственно слуховую агнозию;

— аритмию;

— амузию;

— нарушение интонационной стороны речи (просодики);

— речевую акустическую агнозию.

Собственно слуховая агнозия

В выраженных случаях слуховой агнозии больные не понимают смысла самых простых звуков, например скри­па дверей, шума шагов, т.е. всех тех бытовых звуков, ко­торые в норме человек различает без специального обу­чения.

Подобные звуки перестают для больных быть носите­лями определенного смысла, хотя слух как таковой у них сохранен, и они могут различать звуки по высоте, интен­сивности, длительности и тембру. Подобные расстройства сравнительно редки. Для появ­ления слуховой агнозии требуется обширное поражение правой височной области. Чаще встречается более стертая форма слуховых нарушений в виде дефектов слу­ховой памяти. Например, человек способный различать звуковысотные отношения, не может выработать слуховые дифференцировки, т.е. запомнить два (или больше) зву­ковых эталона.

Аритмия

При поражении височной области мозга возникает арит­мия. Ее симптомы - ребенок не может оце­нить правильно ритмические структуры, которые предъяв­ляются ему на слух, и воспроизвести их. К негативным последствиям данного расстройства относят нарушение тембра речи, неспособность заучивать стихи, сокращение слов (выпускание слогов, например «снеговик — сневик»).

Амузия

Амузия — это нарушение способности узнавать и вос­производить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. Амузия не всегда сопутствует афазическим рас­стройствам. У людей, страдаю­щих амузией, может быть значительное расхождение му­зыкальных и речевых способностей в виде афазии при сохранности музыкального слуха. Ребенок с амузией не только не может узнать мелодию, но и оценивает ее как болез­ненное и непонятное переживание (приступы головной боли). Амузия, связана с нарушением не столько звуковысотного слуха, сколько с более сложной способно­стью к музыкальной комбинаторике, музыкальной грамоте. Важно отметить, что если симптом амузии проявляется главным образом при поражении правой височной облас­ти, то аритмия может возникнуть не только при право-, но и при левосторонних височных очагах (у правшей).

План.

1. Виды тактильных агнозий.

2. Диагностика тактильных агнозий.

1. Виды тактильных агнозий.Поражение вторичных полей коры теменной области мозга сопровождается нарушением высших тактильных функций или тактильными агнозиями. Так в нейропсихо­логии называют нарушения узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности, т.е. при сохранности сенсорной основы тактильного восприятия. История изучения тактильных агнозий начинается с 1884 г., когда впервые было описа­но неузнавание предметов на ощупь.

Син­дромы поражения теменной области мозга: нижнетемен­ной и верхнетеменной.

· Нижнетеменной синдром. Нижнетеменной синдром связан с расстройством сложных форм тактильного гнозиса - «астереогноза» или тактильной предметной агнозии. Это нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактиль­ные ощущения, поступающие от объекта.

Астереогноз может проявляться при относительной со­хранности разных видов чувствительности, т.е. на фоне сохранной сенсорной основы тактильного восприятия, что обычно коррелирует с тяжестью астереогноза. Важ­но отметить, что человек правильно воспринимает пред­мет зрительно, но не узнает его с закрытыми глазами. Ощупывая предметы, правильно оценивают отдель­ные признаки предмета. Однако он не может опознать его в целом. В некоторых случаях неверно опознаются и при­знаки объекта.

Трудности восприятия самого материала, из которого сделан предмет (шероховатость, гладкость, мягкость, твердость и т.п.) - тактильная агнозия тек­стуры объекта.

Нередко нарушается возможность называния пальцев руки, контролатеральной очагу поражения, а также спо­собность узнавать пальцы рук с закрытыми глазами - син­дром Герштман, или пальцевая аг­нозия.

У людей с поражением нижнетеменных отде­лов коры больших полушарий опознание цифр и букв, написанных на коже, нарушается - тактильной алексии.

Тактильная амнестическая афазия или тактильная асимболия — невозможность больного назвать ощупы­ваемый с закрытыми глазами объект при сохранности его правильного описания и назначения. Однако другие авторы считают этот симптом проявлением амнестической афазии.

· Верхнетеменной синдром. Возни­кают симптомы нарушения «схемы тела» или соматоагнозии - расстройство узнавания частей тела, их расположе­ния по отношению друг к другу. Обычно плохо ориентируются в одной левой половине тела {гемисоматоагнозия), что сопровождает по­ражение правой теменной области мозга. Человек игнори­рует левые конечности, иногда как бы «теряет» их. При этом возникают ложные соматические образы (соматопарагнозия) в виде ощущений «чужой» руки, увеличения или уменьшения частей тела (руки, головы), удвоения конеч­ностей.

Существуют четкие латеральные особенности нарушений тактильных функций при пора­жении теменных отделов мозга. И нижне-, и верх­нетеменной синдромы поражения левого и правого полу­шарий мозга проявляются по-разному. Различны также син­дромы поражения передних и задних отделов теменной области.

Способность нарисовать фигуру, предварительно опо­знанную на ощупь, в большей степени страдает при пора­жении задних отделов теменной коры, примыкающей к затылочной доле, а тактильные гностические расстрой­ства в большей степени проявляются при поражении пе­редних отделов теменной коры. В целом предметная так­тильная агнозия (астереогноз) и пальцевая агнозия и соматоагнозия более грубо выражены при поражении правого полушария мозга. Тактильная алексия чаще всего связана с левосторонним поражением теменной коры.

План.

1. Память как психический процесс.

2. Особенности памяти при речевых нарушениях.

3. Диагностика нарушений памяти.

4. Упражнения для развития памяти.

План.

1. Мышление как психический процесс.

2. Особенности мышления при речевых нарушениях.

План.

Нарисуй сказку

Вариант 1. Ребенку читают сказку и одновременно по­казывают иллюстрации к ней. Затем их убирают, уточняют содержание и предлагают нарисовать какой-либо эпизод.

Вариант 2. Ребенку читают сказку, показывают иллюст­рации. Затем их убирают и просят нарисовать всю сказку.

Вариант 3. Ребенку читают сказку, интонационно вы­деляя наиболее значимые части. Уточняют содержание и просят нарисовать сказку.

В этом задании формируется воссоздающее воображе­ние. Работа строится по мере нарастания сложности: сна­чала ребенок воссоздает лишь один эпизод, затем цепочку событий. В двух первых вариантах на короткое время пре­доставляется зрительная опора. В варианте 3 сказка созда­ется без наглядной опоры.

Наряду с воссоздающим воображением развивается логическое мышление. Дети учатся устанавливать причин наследственные зависимости, выделять главные мысли s тексте, учатся планированию, самоконтролю и т.д.

Узнай, что это, и дорисуй

Ребенку поочередно предлагают картинки с точечным, схематическим, частичным изображением объектов. Про­сят назвать их и дорисовать.

План.

Моторное развитие при ДЦП.

Моторное развитие при ДЦП.

У детей с ДЦП развитие двигательных функций нару­шено с периода новорожденности. В основе этих наруше­ний — запаздывание в угасании безусловных рефлектор­ных двигательных автоматизмов, среди которых наиболь­шее значение имеют так называемые позотонические рефлексы. При нормальном развитии к 3-м месяцам жизни эти рефлексы уже не проявляются, что создает благопри­ятную почву для совершенствования произвольных дви­жений.

Преимущественные нарушения параметров движения способствовали попыткам систематизации ряда типов ано­мального развития двигательной сферы. Были выделены следующие формы:

— «моторная дебильностъ», или корково-ассоциативная, связанная с недоразвитием пирамидной сис­темы, проявляется в нарушениях мышечного тону­са, неловкости произвольных движений, синкинезиях. При кажущемся обилии движений наблюдается бедность их комбинаций, слабая приспособленность к реальным задачам. Скудность и инертность мими­ки нередко находятся в контрасте с повышенным настроением;

— «двигательный инфантилизм», отражающий замедлен­ную динамику моторного развития, в основе кото­рого лежит неугасание некоторых рефлексов, свой­ственных раннему детству (синкинезии и др.), за­паздывание в развитии стояния, ходьбы, сидения;

— экстрапирамидная недостаточность, с бедностью ми­мики, жестов, защитных и автоматических движений, недостаточностью их ритмичности и автоматизации;

— фронтальная недостаточность с малой способностью выработки двигательных формул, расторможенностью или, наоборот, гиподинамией.

Мы делили апельсин

Упражнение на сжимание и разжимание кисти. Рука ребенка сжата в кулак. Другой рукой ребенок по очереди разжимает свои пальчики, начиная с мизинца и пригова­ривая:

Мы делили апельсин, Дольку Саше мы дадим, Дольку Маше мы дадим...

Отгибает мизинчик. Отгибает безымянный пальчик и т.д., пока все паль­чики не будут разжаты.

Раскрывающийся цветок

Упражнение на согласованную работу рук.

Вот бутончик сладко спит, Ладони соединяют вместе

(бутон). Но как только солнце встанет, Ладони раздвигают в сто­роны.

Он расправит лепестки Кончики пальцев немного загибают (цветок).

И цветком прекрасным станет.

Строим крышу дома

Упражнение на подвижность пальчиков.

Мы по бревнышку берем,

Крышу дома создаем. Раз бревно, два бревно, Подними еще одно.

Соединяют большие пальцы обеих рук, ладони прямые. Каждым пальчиком по оче­реди находят пару. Все пальчики образуют «крышу» дома.

Тема:

«ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ»

План.

1. Внимание как психическая характеристика.

2. Развитие внимания в онтогенезе.

3. Особенности внимания при речевых нарушениях.

4. Диагностика нарушений внимания.

Тема: «Развитие речи в онтогенезе»

План

1. Развитие речи ребенка.

2. Критические периоды в развитии речи.

3. Роль речи в психическом развитии ребенка.

1.Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Все вышеперечисленные факторы в значительной мере зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка способствующая развитию движений и речи, задерживается физическое и психическое развитие.

Большое значение для развития речи имеет психофизическое развитие ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.

Развитие речи начинается у ребенка с 3 месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. К 5-6 месяцам возникает лепет. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, то есть формируется импрессивная речь. Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К 9-10 месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10-12 слов, а иногда и большего количества слов автономного характера (баба, киса, бай, ам). Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся для него средством речевого общения, то есть формируется экспрессивная речь.

Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова и имитировать детскую речь.

В этот период необходимо развивать словарь понимаемых ребенком слов (не произносит, но соотносит с предметом). Постепенно у малыша формируется собственная внешняя речь (слова, которые он употребляет в своей речи).

К двум годам словарь детей насчитывает 250 – 300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются. Словарь детей достигает 800-1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным средством общения. К пяти годам словарь у детей увеличивается до 2500 – 3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к 4 – 5 годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный для общения по объему словарь, практически овладевает грамматическим строем речи. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте.

Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе.

Динамика возрастного развития речи в первые годы жизни значительно варьирует в зависимости от генотипа организма и от влияния на него окружающей среды. Для развития речевой функциональной системы необходимо нормальное созревание и функционирование нервной системы.

2.При оценке нарушений речи у детей важно учитывать так называемые критические периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляется повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и значительный риск возникновения нарушения ее функций даже при воздействии незначительных экзогенных вредностей. В этих случаях критический период в развитии речи является предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств.

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции:

Первый критический период (1 -2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом ее развития считается возраст ребенка 14 – 18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Второй критический период (3 года). Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и пр.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость нервной системы. Могут возникать заикание, мутизм, наблюдаться отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого развития, появляется реакция протеста на завышение к нему требования взрослого.

Возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций. В литературе такого рода нарушения речи иногда обозначаются термином «эволютивные», т.е. связанные с возрастной фазой развития.

Третий критический период (6 – 7 лет)– начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребенка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства.

Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий, они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и пр.

3.Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления.

Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемые через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению жизнь имеет полиморфный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец).

У ребенка с нарушением речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи он мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.

Связь речи с другими сторонами психического развития осуществляется дифференцированно и специфично для каждого из компонентов речи, развитие правильного звукопроизношения зависит как от сохранности речедвигательного анализатора, так и слухового восприятия и развития связи между ними, а также от аналитико-синтетической деятельности мозга ребенка. Недостаточность аналитико-синтетической деятельности мозга играет большую роль в процессе восприятия речи и в звуковом анализе. Благодаря аналитико-синтетической деятельности ребенок начинает обобщать признаки одних фонем и отличать их от других.

Значительное место занимают мыслительные процессы в развитии лексико-грамматической и смысловой сторон речи. Усвоение словарного запаса и грамматического строя происходит успешно, когда ребенок сопоставляет и связывает услышанное слово со значением предметов и действий.

Таким образом, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительн<

Наши рекомендации