Тема 5. Психология понимания. Психология значения и знака.

В речевом процессе – при продуцировании речи и ее восприятии – необходимо наличие важнейшего семантического компонента, для которого адекватен термин понимание. Данный компонент может быть квалифицирован как наличие модели действительности (ситуации) в когнитивной сфере субъекта. Семантический компонент необходим для того, чтобы произносимая речь была осмысленной и понятой слушателем. Необходимо отметить, что понимание как семантический компонент является областью пересечения речевых и мыслительных процессов. Специфика речевого процесса и его основная функция – создание вербального продукта, адекватного ментальному семантическому содержанию, и его экстериоризация. Именно поэтому речь может быть включена в любой психический процесс, содержащий семантический компонент (не только мышление, но и восприятие, память, эмоциональное переживание).

Психосемантика – область психологии, изучающая генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений, опосредствующей психические (когнитивные) процессы.

А.Н.Леонтьев определял значение как «предметное содержание, освобожденное от своей вещественности и обретшее новую форму бытия – идеальную. Образы сознания – это означенные образы, наделенные значением». Значение предмета – есть то его свойство (или система свойств), в котором данный предмет непосредственно выступает для субъекта.

Значение – обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях (Психологический словарь). Посредством системы значений сознанию субъекта предстает образ мира; индивидуальная система значений в виде интериоризированных эталонов обусловливает познавательные процессы и акты социального поведения.

Значение существует для субъекта в двойственном виде, обладает двойной онтологией. С одной стороны, это объект его сознания, с другой – способ и механизм осознания. Значения являются одновременно элементами двух различных систем. Они входят в систему общественного сознания (социального опыта) и являются социальными явлениями; но одновременно они входят в систему личности и деятельности человека, являются частью сознания личности. (А.А.Леонтьев).

Человек воспринимает предметный мир не только в координатах пространства и времени, но и в квазипространстве значений. «В сущности, это мир рефлексии, мир сознания, мир, конструируемый системой культурных явлений, «отслоившихся» от совокупной деятельности людей» (Деятельный ум).

Различают несколько видов значения. Денотативное значение (предметное) – объект, событие или ситуация, которые стоят за знаком (символом). Коннотативное значение (аффективное) – те состояния, которые следуют за восприятием слова-раздражителя и предшествуют осмысленным операциям с символами.

А.А.Леонтьев выделяет три формы существования значений. Языковое значение (вербальное, знаковое, символическое) существует на чувственной базе языка как системы специфических квазиобъектов (знаков). Предметное значение существует на базе перцептивного образа. В отличие от языкового значения предполагает обязательное присутствие реального предмета в действительной или воображаемой форме. Ролевое значение существует на чувственной базе динамических компонентов деятельности. Примером такого рода значений являются социальные нормы и социальные роли.

Л.С.Выготский подчеркивал, что в значениях слов проявляется единство общения и обобщения, коммуникации и мышления.

Результатом (функцией) освоения значений является смыслообразование. Дифференцированный анализ разных подходов к смыслу и разного его понимания осуществил А.Н.Леонтьев. «За понятием смысла скрывается не конкретная психологическая структура, допускающая однозначную дефиницию, а сложная и многоуровневая смысловая реальность, принимающая различные формы и проявляющая в различных психологических эффектах» (А.Н.Леонтьев).

В смыслах выражается отношение субъекта к явлениям объективной реальности. Структуру сознания составляют личностно-смысловые образования, а значения выступают, с одной стороны, как социальные инварианты смысла, а с другой – как не непосредственный предмет рефлексии над смыслом.

По Л.С.Выготскому, оперирование «чистыми» значениями свойственно мышлению, а смысл связан с предметным действием. А.Н.Леонтьев подчеркивает, что смысл принадлежит не предмету, а деятельности как реализованному отношению к предмету. Изменение смысла сопряжено с изменением субъекта. Значение связано с операционной структурой деятельности, смысл – с актом деятельности в целом. «Смысл есть «значение для меня значения». Смыслы связаны с мотивами и направленностью личности и проявляются в форме эмоциональной окраски того или иного объекта или явления, а также в форме неосознаваемых установок. Отношение мотива к цели, по А.Н.Леонтьеву, порождает личностный смысл деятельности. В свою очередь, смыслы выполняют регулирующую функцию в структуре субъекта деятельности.

Психосемиотика – область психологического знания, изучающая различные аспекты влияния знаков и знаковых систем на психику человека.

Основатель семиотики Ч.С.Пирс предложил три вида знаков. Иконический знак основан на физическом подобии означающего и означаемого. Среди иконических знаков можно выделить образы (представляют «простые качества» означаемого) и диаграммы (знаки отношений означаемого). Индекс – это знак-признак означаемого. Символ – знак, основанный на социальной конвенции. Истинный символ «является родом, а не отдельной вещью», это образ, являющийся представителем других образов, содержаний, отношений. В отличие от иконических знаков и индексов он многозначен.

Пирс также подчеркивал различные способы существования знаков. «Бытие иконического знака принадлежит прошлому опыту. Он существует только как образ памяти. Индекс существует только в настоящем времени. Бытие символа состоит в том реальном факте, что нечто определенно будет воспринято, если будут удовлетворены некоторые условия, а именно, если символ окажет влияние на мысль и поведение его интерпретатора… Ценность символа в том, что он служит основанием для придания рациональности мысли и поведению и позволяет нам предсказывать будущее» (стр.53).

Язык с точки зрения семиотики можно рассматривать как межсубъектную совокупность знаковых средств, употребление которых определено синтаксическими, семантическими и прагматическими правилами.

Психологические аспекты психосемиотики касаются, в первую очередь, влияния знаков на психическую организацию человека. Как подчеркивал Л.С.Выготский, изначально знаки выступают в качестве средства социального контакта, а затем как средство автостимуляции. Благодаря знакам возникает новая форма овладения объектом – опосредованная, связанная с элементами будущего, т.е., с предварительной организацией поведения.

Наши рекомендации