Характер: свойства, детерминация, формирование.
Характер типичное поведение человека в типичных условиях (в большинстве случаев). Х. - содержательная характеристика личности. (Х. отражает ЧТО он будет делать. Темперамент - КАК он будет делать).Зная характер можем прогнозировать что человек будет делать (его поведение).
Характер социальное свойство человека, его формирует семья, общество и т.д. Характер можно менять, формируется, воспитывается, меняется в течение жизни.
Характер как акцентуация - некая заостренная черта характера, чрезмерно яркая выраженность. Акцентуация появляется в подростковом возрасте и со временем угасает. Акцентуация не переходит за грань психопатии (грань социальной адаптированности), вариант нормы.
Биологической основой характера является темперамент.
Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе.
Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок.
Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении.
Мясищев: характер – структурная интеграция отношений, соотношение мотивов и отношений.
В зависимости от отношений личности выделяют 4 системы свойств характера:
отношение к людям, к труду, к вещам, к себе.
Отношения взаимосвязаны, поэтому можно говорить лишь о группах свойств, зависящих преимущественно от определенного отношения личности. Свойства характера также взаимосвязаны, т.е. характер целостен. В системе отношений личности существуют стержневые (всегда социально-типичные) и производные.
Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и свойствами самой структуры характера:
• глубина свойств – более глубокие свойства, определяющиеся стержневыми отношениями, связаны с более широкой системой других свойств;
• активность (сила характера) – определяется степенью противодействия внешним обстоятельствам;
• устойчивость/изменчивость свойств.
Более глубокие свойства активнее и устойчивее.
Характер формируетсяпод влиянием воспитания и обстоятельств жизни.
Во взаимодействии личности и среды выделяют 2 фактора:
1) характер воздействий обстоятельств жизни;
2) активность личности, формируемая обстоятельствами, воспитанием и изменяющая эти обстоятельства с целью наилучшего удовлетворения потребностей.
Из всех условий жизни решающее значение для формирования характера имеют человеческие взаимоотношения, а из всех социальных воздействий – воспитание.
Большое значение имеет семья, т.к. там образуются отношения ребенка к людям, предметам, обязанностям, т.е. формируется его характер:
- родители жестко контролируют ребенка, строго наказывают → неуверенность, замкнутость, недоверчивость;
- родители снисходительны, не делают замечаний, но и не поощряют → отсутствие любознательности, несдержанность;
- родители доброжелательны, сочетают контроль с поддержанием у ребенка желания быть независимым → уверенность, любознательность, зрелость.
Механизм формирования характера - деятельность:
• игровая;
• учебная;
• трудовая;
Свойства характера развиваются неравномерно, не одновременно и формируется характер всю жизнь.
Эмпирические характеристики характера:
1. Полнота – разнообразие черт, свойств.
2. Цельность – характер это всегда индивидуально-своеобразное сочетание свойств.
3. Уравновешенность.
4. Выраженность – может доходить до акцентуации.
5. Оригинальность, самобытность.
6. Интегративность – характер это всегда структура.
7. Социальность – характер всегда проявляется в поведении.
8. Автоматизированность проявления черт характера, хотя закрепляются долго.
9.Мотивационный компонент – характер это всегда отношение.
10.Волевой компонент – черты характера могут компенсировать черты темперамента.
Классификация черт (свойств)характера Ананьева:
1. Коммуникативные черты возникают первыми в процессе онтогенеза, т.к. ведущей деятельностью ребенка является непосредственное общение с окружающими его людьми.
2. Предметно-действенные («деловые») формируются на основе отношений, возникающих между субъектом и окружающей его объективной предметной средой.
3. Система отношений личности к самой себе. Она формируется позже других, что обусловлено становлением Я-концепции и самосознания личности. Требуется значительный опыт множества таких осознаний себя субъектом поведения, чтобы эти отношения к себе превратились в рефлексивные стороны характера. Они наиболее тесно связаны с целями жизни, ценностными ориентациями и выполняют функцию саморегулирования и контроля саморазвития. Именно эти свойства завершают структуру характера и определяют его целостность.