Преподаватель в аудитории: что способствует успеху?
Одной из первых и самых главных задач, стоящих перед преподавателем в аудитории, является утверждение себя как авторитетного источника информации, что обеспечит ему доверие аудитории и интерес к той информации, которую он предлагает. Авторитет может быть результатом длительной работы с аудиторией. Однако имеется ряд источников авторитетности, к которым по необходимости можно прибегнуть. Среди них основное место занимает принадлежность к авторитетной социальной группе.
Преподаватель, впервые входящий в аудиторию, может для усиления авторитетности воспользоваться приемами самопрезентации, чтобы подчеркнуть те свои особенности, которые увеличат доверие аудитории. Можно, например, сообщить о своих собственных исследованиях и публикациях, сослаться на сотрудничество с авторитетными для данной аудитории людьми. Чаще всего самопрезентация начинается с выбора одежды, прически, сумки или портфеля, то есть с создания своего имиджа по внешним данным. В книге Дж. Моллоя «Одежда для успеха» перечисляются детали внешнего облика, сообщающие окружающим о Вашей компетентности, деловитости, строгости к себе и окружающим (темная, даже черная одежда, массивный портфель, строгая прическа, минимум макияжа). Целый ряд исследований показал, что если кто-то хочет сделать карьеру, он должен одеваться так, как того требует его социальное положение, поскольку «встречают по одежке», Чтобы снискать расположение аудитории, преподаватель иногда сознательно одевается, чтобы произвести определенное впечатление. Например, чтобы подчеркнуть свою молодость и демократичность, надевает вещи из «студенческого» гардероба: джинсовый костюм, модный кожаный ремень и пр. Полное безразличие к одежде и внешности тоже можно интерпретировать как самопрезентацию: меня не интересует одежда, я выше этого.
Если самопрезентация «по одежде» по каким-либо причинам не реализована, то самопрезентацию по поведению исключить невозможно. Особенно велика роль невербальных средств поведения, того, что называют языком телодвижений.
Прежде всего, надо выбрать правильную дистанцию между собой и аудиторией. Для преподавателя это расстояние составляет от 1,2 до 3 метров и более (так называемая социальная и общественная зона). Уменьшение дистанции начиная с 1,2 м будет означать вхождение в личную, интимную и даже сверхинтимную зону и обязательно вызовет недоумение, дискомфорт и даже протест со стороны слушателей, особенно если нарушать эти границы систематически и бесцеремонно. Впрочем, иногда можно нарушить границы для демонстрации своего дружеского отношения и желания более тесного доверительного общения. И все же лучше держать дистанцию! Также преподавателю следует учесть, что оптимальной является позиция лицом к аудитории, наихудшей - спиной (к сожалению, нередки случаи, когда преподаватель, особенно неопытный или увлекающийся, поворачивается лицом к доске и продолжает объяснять материал). Боковая позиция с косыми взглядами на аудиторию чаще всего вызывает чувство отстраненности и нежелания близких доверительных отношений.
Элементами самоподачи могут быть и такие невербальные средства, как поза, осанка, походка, жесты. Правильная осанка создает впечатление уверенности, спокойствия и высокой самооценки. Достаточно уверенной должна быть и походка: это говорит о собранности и деловитости. Кстати, даже играя роль уверенного делового человека, Вы почувствуете себя таким.
Пользуясь мимикой и жестикуляцией, можно продемонстрировать не только свое эмоциональное состояние, но и отношение к аудитории
Главная роль при этом принадлежит лицевой экспрессии. В ряде исследований было установлено, что через лицевую экспрессию, главным образом на основании положения губ и бровей, можно очень хорошо определить 7 основных эмоциональных состояний: страх, гнев, отвращение, интерес, страдание, удивление и счастье. Впрочем, при высоком самоконтроле лицевая экспрессия может быть менее информативной. В любом случае для преподавателя важно не только уметь управлять своей лицевой экспрессией, но и имитировать те или иные состояния для демонстрации своего отношения к аудитории. Выражение лица не должно быть угрюмым, высокомерным, презрительным, самодовольным. Располагают к преподавателю его открытость, приветливость, доброжелательность, а также сосредоточенность и деловитость. Прямой и заинтересованный взгляд - приглашение к контакту. Очень плохое впечатление на аудиторию производят бегающие глаза или взгляд, все время скользящий куда-то в сторону. На слушателей в аудитории надо смотреть прямо, но не пристально, а периодически обводя взглядом всех. Было установлено, что тот слушатель, на которого чаще смотрит преподаватель, оценивает его более положительно, чем тот, на кого он вообще не смотрит.
Жесты могут выполнять несколько функций: участвовать в коммуникационных процессах вместо вербальных средств (коммуникативные жесты), усиливать вербальные средства. В этих случаях жесты произвольны и предназначены для передачи информации. В разных цивилизациях и социальных сообществах одни и те же жесты могут иметь разный психологический смысл и, соответственно, по-разному воспринимаются. Если в Японии, например, преподаватель перед началом занятий низко кланяется обучающимся, благодаря их за оказанную честь присутствовать на занятиях, то у нас такой жест вызовет недоумение.
Жесты могут быть и непроизвольными, если они отражают эмоциональные особенности субъекта, его отношение к происходящему: недоверие, сосредоточенность, радость, растерянность, подавленность. Такими жестами управлять достаточно сложно и именно по ним можно определить истинное состояние человека, которое он, возможно, хотел бы скрыть. Особенно это касается движений рук. Если преподаватель беспокойно крутит в руках указку, поминутно поправляет прическу, переступает с ноги на ногу, вообще делает много лишних движений^почти наверняка он взволнован, не уверен в себе и находится в состоянии дискомфорта или даже стресса.
Для того чтобы выглядеть спокойным, уверенным в себе, компетентным человеком, следует контролировать собственные мимику, жесты, походку, подчиняя их поставленным целям. В этом помогают некоторые ухищрения. Например, чтобы скрыть беспокойные движения рук, можно держаться за спинку стула или просто стоять за кафедрой. Чтобы почувствовать себя в аудитории более комфортно и уверенно, можно выбрать среди слушателей знакомое лицо или сосредоточить свое внимание на лице человека, который Вас очень внимательно слушает.
Особое значение имеет умение преподавателя владеть голосом и речью. Голосовые особенности, иначе паралннгвистические, можно отнести к профессионально значимым качествам преподавателя. Кстати, с их помощью можно определить индивидуально-психологические особенности и ситуативное эмоциональное состояние любого человека. Например, вызывающе громкий голос может быть признаком силы и уверенности в себе говорящего. Вместе с тем громкий голос может быть показателем невоспитанности, неинтеллигентности, а также может свидетельствовать о стремлении человека привлечь к себе внимание окружающих. Иногда силой голоса сознательно манипулируют, доходя до крика или опускаясь до шепота, беззвучной речи. В таком случае громкость голоса определяется социальными характеристиками говорящего: его уровнем притязаний, стремлением к доминированию, желанием произвести впечатление сильного и уверенного в себе человека.
Как и в случае с жестикуляцией, преподаватель должен владеть своим голосом. Наиболее эффективна тактика постоянного изменения громкости. Определения понятий, фамилии, даты - все, что сам преподаватель считает особенно важным - может быть выделено голосом аналогично тому, как в письменной речи выделяются отдельные слова и предложения особым шрифтом, размером, подчеркиванием.
Совершенно недопустимо стремление заглушить своим голосом других: просто перекричать в надежде быть услышанным. Обычно это только усиливает шум и беспорядок. В таких случаях лучше вообще помолчать и тем самым подчеркнуть свое нежелание работать в дискомфортной обстановке.
Очень большое значение для речи преподавателя имеют интонация и ее изменения. Монотонная речь, лишенная интонационной окраски, действует усыпляюще, приводит к ослаблению внимания и потере интереса. Живая, выразительная речь привлекает слушателей и держит их в тонусе. Интонация обычно более точно передает состояние говорящего, чем собственно речь. Беспокойство, страх, тревога, усталость, грусть, гнев гораздо лучше распознаются через интонацию, нежели через содержание сообщения.
Темпоральные характеристики также относятся к числу паралингвистических. Темп речи свидетельствует об уверенности при обсуждении проблемы, знании языка, эмоциональном состоянии, искренности или фальши. Для русского языка нормальным темпом считается скорость произнесения 250 слогов в минуту, то есть примерно 4 слогов в секунду. Этот темп воспринимается как типичный. Его уменьшение до 120 слогов в минуту вызывает ощущение неуверенности говорящего, высокомерия или просто плохого знания языка. Быстрый темп (до 400 слогов в минуту) свидетельствует не только о беглости речи, но и о том, что говорящий чем-то взволнован или обеспокоен. Обычно речь ускоряется, когда мы хотим кого-то уговорить и стараемся использовать для этого все возможные средства за короткий промежуток времени.
Экспериментально было показано, что слушатели воспринимают лучше всего тот темп речи, который свойствен им самим. Поэтому преподавателю иногда надо выдерживать медленный темп, например, в группах иностранцев. В интеллектуальной аудитории стоит пользоваться быстрым темпом. И все же оптимальным является меняющийся темп речи в зависимости от трудности материала, внимательности слушающих, собственного самочувствия.
В любом случае темп речи должен обеспечивать ее разборчивость. Обычно при ускорении темпа отдельные звуки произносятся не очень четко, возникают пропуски, в результате чего очень быстрая речь становится малопонятной. Поэтому любому преподавателю очень полезно систематически тренировать свое произношение в разном темпе. И лучше всего для этого подходят скороговорки.
Паузы в речи могут играть роль привлечения внимания, выделения наиболее важных моментов сообщения. У преподавателей, как и у артистов, должно быть развито профессиональное умение держать паузу. Однако если паузы увеличиваются, то это может быть воспринято слушателями как проявление неуверенности, плохого знания материала. Это впечатление усиливается, если паузы заменяются ненужными словами типа «так сказать», «это», «значит» или звуками «э...э...», «м...м...». И чем больше в речи таких пауз, тем больше вероятность, что Вас оценят как человека растерявшегося и не очень компетентного. Иногда такая сбивчивая речь вызывает сомнения в искренности говорящего.
Важно помнить, что при расхождении содержания речи с ее паралингвистическими характеристиками слушающие больше доверяют тону голоса, его ритмике, изменениям громкости. Если, например, Вы словами выражаете одобрение поступку, а тоном голоса - презрение, то слушатели воспримут последнее.
Если Вы сумели добиться авторитета у слушателей, следует привлечь внимание аудитории к лекционному материалу. В начале лекции для этого могут быть использованы интересный случай, парадоксальное утверждение, получающее развитие в ходе лекции, пример из собственной жизни и др. По мере изложения материала Вы должны удерживать и усиливать внимание студентов как за счет интереса к материалу, так и к совместной деятельности. Здесь оправдывают себя такие приемы: столкновение мнений разных авторов по какому-либо вопросу, создание ситуаций лжезатруднений, привлечение студентов к решению проблемы, обобщение сказанного, формулирование выводов и т.д.
Даже если Вы сумели решить вопрос с привлечением внимания студентов к излагаемому материалу, это еще не гарантирует успеха лекции в целом. Установлено, что Вас будут внимательно слушать первые 2-3 минуты, после чего около 80% слушателей могут сделать свои выводы типа «это все старо» или «все так непонятно, что не стоит и напрягаться». Какая-то часть аудитории, наиболее честолюбивая, займется самоутверждением и обдумыванием своих мыслей для последующего выступления. Другая часть будет вроде бы слушать, но с явно критическим уклоном, фиксируя то, какие ошибки Вы допускаете, как себя ведете. Кому-то это может быть неинтересно в силу того, что он быстрее Вас понял то, что Вы хотели сказать, его мысль обогнала Вашу интерпретацию. Ваша задача состоит в том, чтобы преодолеть все возможные барьеры между Вами и слушателями.
Если Вы уверены в том, что аудитория относится к Вам как к авторитетному источнику информации, Вам будет легче управлять ее вниманием. Однако этого недостаточно для обеспечения деловой и дружелюбной атмосферы. Чтобы такая атмосфера возникла, преподаватель должен относиться к аудитории заинтересованно и доброжелательно. Вам должны быть интересны мнения и оценки слушателей. Вы должны уважать и не совпадающие с Вашими взгляды и позиции. Если же преподаватель не интересуется слушателями, держится высокомерно или снисходительно, допускает насмешливые или обидные для самолюбия студентов замечания - это разрушает контакт и делает работу преподавателя неэффективной.
Секрет успеха - в привлечении аудитории к совместному обсуждению проблемы. В этом плане очень хорошо использовать вопросы ~ и риторические, и конкретные (иногда даже адресованные определенному слушателю), сравнивать взгляды студентов со своими, давать положительные оценки, в целом стимулировать активное участие студентов в рассмотрении проблемы.
В аудитории всегда присутствуют очень разные слушатели. Некоторые, например, больше всего озабочены собственным самоутверждением. Они часто выражают несогласие, готовы спорить с Вами по любому поводу. Постарайтесь, чтобы такие критики не выбили Вас из колеи, не теряйте хладнокровия и чувства своей компетентности. Лучше всего, если Вы предоставите возможность другим студентам опровергнуть их. Если Вы будете делать это сами, постарайтесь сохранить дружелюбный тон, даже отметьте достоинства замечания. В любом случае, реагируя на содержание высказывания, стоит проигнорировать его провокационный характер. Критики, как правило, успокаиваются, если их выделили, заметили, оценили. Ни в коем случае не следует устраивать разнос, навешивать ярлыки и делать так называемые оргвыводы.
Прекрасно, если у Вас есть чувство юмора. Чувство юмора характеризует культуру, ум и такт человека. Доброжелательная шутка всегда находит положительный отклик в аудитории. Если преподаватель способен подшутить над собой, это тоже встречает понимание и создает в аудитории атмосферу раскрепощенности и доверия. Однако это имеет место только в тех случаях, когда аудитория не усматривает в шутках преподавателя заигрывания или попыток манипулировать ею.
Среди студентов могут оказаться люди очень тревожные и робкие, которые сами никогда не осмелятся задать вопрос или возразить преподавателю и больше всего заботятся о своей незаметности. Обычно они садятся подальше, прячутся за спинами других, стараются не встречаться с преподавателем взглядом.
Если в случае с критиками Вы защищаете себя от непредсказуемых помех, то робких необходимо поощрить и поддержать даже за минимальное участие. Одобрительная улыбка, более частые взгляды, персональные обращения - все это должно носить только позитивный характер. Даже шутки, причем совершенно безобидные, лучше приберечь для более уверенных оппонентов.
Среди студентов, как правило, есть и совершенно незаинтересованные люди. Они могут откровенно спать или заниматься посторонними делами. Понаблюдайте, в какие периоды они оживляются, что вызывает их непосредственный отклик, попросите их высказать свою точку зрения.
И все же основная часть студентов - люди думающие и заинтересованные, они охотно идут на контакт и готовы к сотрудничеству. Ориентируйтесь на них: они Ваши помощники и участники диалога.
Одним из важнейших способов осознания преподавателем своей деятельности является психологический анализ лекций (семинарских занятий), который способствует как совершенствованию педагогической деятельности в целом, так и пониманию педагогом самого себя к его самосовершенствованию.