Понимание диалектики в философии Гегеля. Законы диалектики.
Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, которые оно совершило в своем развитии; что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход от количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалект переходов.
Каждое понятие и категория у него во внутренней необходимой связи со всеми остальными, взаимно переходят друг в друга. Категории есть чистые мысли, и в силу тождества бытия и мышления, диалектика категорий всеобща, существует не только для философского познания, но и в обыденном опыте. Создал систему определений категорий.
Основные законы диалектики.
Закон перехода количества в качество. Вещь есть то, чем она является благодаря качеству, количество есть внешняя для бытия определенность.
Закон Взаимопроникновения противоположностей - идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей.
Закон отрицания отрицания - развитие не только абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. Природа диалектического отрицания - не тотальное отрицание, а сохранение положительного. Тут теория познания, разработка абсолютной и относительной истины. Каждая ступень дает картину абсолютного, но неполную, незаконченную
Диалектико-материалистическая философия марксизма.
В материалистической диалектикечеловеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило начало созданию новой философии – диалектического материализма. В качестве первичной признается диалектически развивающаяся объективная материальная действительность, отражением которой выступают категории и законны мыслительной деятельности людей.
Основная мысль диалектики – мир состоит не из законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которых предметы находятся в беспрерывном изменении – такова диалектика развития объективного мира и его познания. Учение о ней составляет важный раздел марксистской философии диалектического материализма.
В своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин рассматривает основные положения диалектического материализма. Имеется в виду – первичность материи и вторичность сознания, философское понятие «материи» и естественно-научные представления о ней, соотношение материи и движения, толкование пространства и времени как форм существования материи, а также соответствующие положения о познании мира. Объективной, абсолютной и относительной истине, о роли практики в познании и т.д.
Также, основоположники марксизма в своих работах ставили и решали проблему распространения диалектико-материалистических воззрений на общество. Это означало придать диалектическому материализму законченный вид. В данном случае диалектико-материалистический метод познания предстает как универсальный, применимый к явлениям не только природы, но и общества.
Философия истории Гегеля.
Поскольку история человечества есть проявление мирового духа, развивающегося строго логично и закономерно, то, очевидно, что она не может рассматриваться как набор случайных событий. В ней также есть определенный порядок, последовательность, закономерность, т.е. разум. Мировой разум или дух, движущийся в мировой истории, имеет явно выраженную цель – свободу. Поэтому Гегель различает 4 периода мировой истории: восточный мир (Китай, Индия, Египет) - свободен только один человек, и тот деспот; греческий мир – свободны только некоторые, которые не в рабстве; римский мир – ставит проблему свободы в рамки правовых отношений; германский мир – только они осознают, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека. Этот завершающий этап человеческой истории тоже имеет свою периодизацию. При этом решающим, переломным событием этой эпохи философ считает Реформацию в Германии и Великую французскую революцию.
Важная характеристика исторической концепции Гегеля – высокая оценка активности народа в развитии истории.