Сущность человека. Соотношение биологического и социального в человеке.
Сущность человека в философском плане
Чем бы философ не занимался, все равно человек - в центре его внимания. М. Хайдеггер, говоря о том, что такое метафизика, отмечал, что это - вопрошание к целостности сущего, и это такое вопрошание, которое ставит под вопрос самого спрашивающего. Как бы мы ни строили это специализированное, отрефлексированное мировидение, мы все равно ставим вопрос "что такое мы сами?" "Что такое человек?" Это те же 3 вопроса: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?
Философ подход к человеку отличает:
1) Рассматривается не просто отдельный человек, а в целостности с выявлением наиболее значимых его признаков, с выделением того, что наиболее для него важно. Философов интересует человек как центр или ядро мировоззрения в целом, всеобщее в том, что есть человек.
2) Философию человек интересует прежде всего в его отношениях к возможностям совершенствования, в его отношении к идеалу и идеальному. Философию интересует человек в его возможности найти лучший путь в этой жизни, найти лучшее в себе и реализовать его. В направлении к должному, идеальному. Для этого надо определить параметры себя.
Природа человека
Осн. фунд. признаки чел. существования: что мне дано? Я живое существо, я живу среди других людей особым способом, я должен найти лучшее. Природа человека - то, что ему дано в кач-ве основных фундаментальных характеристик. Аристотель: чел. - живое существо, кот отличается разумностью и возможностью создавать общество-полис. Живое логосное и полисное существо. Наиболее значимые характеристики - те, которые не даны, а заданы. Сущность человека - в его разумности и полисности. Природа двойственна, дихотомична. Есть то, что помогает реализовать человеческие способности, а есть в природе и то, что мешает ему.
Кант. Природа человека двойственна. Он принадлежит двум мирам: один мир внешней необходимости, где живут и другие существа (животные и т.д.), общественная жизнь, где чел вещь среди вещей; другой мир - в том, что он - существо свободы, способное детерминировать себя ориентируясь на цели и ценности ("давать начало причинному ряду"). Не быть промежуточным звеном, а самому, преодолевая необходимость, действовать. Необходимость в этом смысле Кант иногда называет природой.
Сущность человека
В том, что человек способен подчинять детерминизм внешний целям детерминации внутренней. В этом сущность и назначение человека. Природа человека противоречивая, а сущность - то, что подлежит реализации при оптимальном выборе, при направлении оптимальной реализации собственно человеческой.
Разные понимания человека:
Схема Макса Шеллера (к.19-н. 20 в., родоначальник школы философской антропологии) - 5 концепций человека:
1) Христиано-иудейская религ концепция - сотворение человека, грехопадение, страш суд, приход Христа и т.д. Религиозная философия.
2) Человек отличается Логосом, возможностью строить свою жизнь по разумному, ответственному слову (собственно Логос). Логосность присуща мира и применение Логоса и выделяет человека как привилегированное существо в этом мире. С античности идет концепция, ее можно назвать философской.
3) Человек как продукт долгой эволюции - природной, биологической; существо, которое другими средствами, но продолжает тот же путь развития, который был пройден на предыдущих этапах эволюции. Естественно-научная концепция, есть много ответвлений: человек как существо производящее орудия (Б. Франклин), человек, стремящийся к реализации своего либидо (Фрейд), чел. экономический (К. Маркс), воля к жизни, воля к власти (Ницше).
4) Человек как недостаточное, или даже деградировавшее животное. Человек очень напоминает детеныша. Эволюция сделала такой интересный ход, что человек должен компенсировать свою неразвитость, продолжая ощущать свою недостаточность. Наука, религия, государство - способы реализации человеч недостаточности. Платон: миф о Прометее - при изготовлении человека ему не хватило орудий животных - когтей, крыльев, копыт и т.д., поэтому у богов пришлось красть искусства (огонь), чтобы человек выжил.
5) Человек как существо духовное, а центр духа - личность. Эта позиция радикальная, потому что она автономизирует человека. "Постулаторный атеизм серьезности и ответственности". Чел. - свободное существо, способное к нравственности. Чел. создает себя сам своим духом. Природа человека так же двойственна. Сущность человека - не в духовности, а в витальности. Экзистенциализм, гуманистическая философия. Э. Фромм, Кант, Бердяев, Сартр.
Понимание человека в разных типах философии меняется, но принцип остается.
3 типа сознания:
1) Космоцентризм. Абсолютно ценное - космос, мир; человек - микрокосмос, организован по тем же принципам. Космос дан, он абсолютно бытийствует, а человек только задан, он должен состояться как микрокосмос. Для этого он должен победить в себе телестность, страстность своему разуму, который прекрасен и справедлив. Природа - соединение логичного и практичного начала; задача - подчинить все логичному началу. Идеал человека - мудрец, кот способен реализовать свою жизнь по разуму. Таков Сократ: народный хаос его погубил.
2) Теоцентристский. Природа человека двойственна - он одновременно и сотворенная, и несущая кач-ва творца сущность. У него есть образ Божий и греховность, тленность. Следование примеру Христа, учению Христа, вере - путь к спасению и соединению с Богом.
3) Антропо(социо)центристская концепция. Развивающееся человечество - цель, прогресс - цель, все это совершается отдельными людьми. "Человечество в лице каждого", Кант. Сущ-во, живущее в мире необходимости и существо свободное. Сама ценность - не в Космосе, возможно, не в Боге, а в движении к саморазвитию. "Свободное развитие каждого как условие развитие всех" - социалистический идеал. Совершенствование через личностей, ценность прекрасного, истинного. Прежде всего надо нравственно совершенствоваться. Б. Франклин: труд - отец счастья; труд мысли, рук и всего прочего.
Современный взгляд во многом наследует просветительское понимание. Особый упор - на своеобразие, на коммуникацию людей, которые с помощью различных связей создает невиданные раньше возможности самореализации. Фигура хранителя, коммуникатора человека. "Мы человечество и каждый из нас особый народ". Своеобразие вместе нести и развивать, признавая друг друга.