Соотношение биологического и социального в человеке

Тема 8. Биологическая природа человека. Человек как предмет современного естествознания, его потребности и роль в биосоциуме.

1.1.8. Место человека в современном естествознании.

План:

1.Человек как природная суперсистема, стадии эволюции человека, сходства и существенные различия человека и животных.

2. Современные потребности человека, концепции развития человечества в современном мире.

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

биологическая природа человека; биосоциальность человека; ноосфера; научная мысль; «функциональные системы»; гелиобиология Чижевского; концепция этногенеза Гумилева; пассионарность.

Человек –это самая сложная в природе многоуровневная суперсистема, интегрирующая материальные и идеальные структуры и синтетически объединяющая вещественно-телестные и духовные концептуально-знаковые подсистемы. Биологическая подсистема включает биомолекулярный, клеточный, тканевый, органный, системно-физиологический и организмезменный структурные уровни. Психологическая подсистема, согласно теории индивидуальности личности, состоит из нейродинамического (свойства нервной системы), личностного (индивидуального), психодинамического (свойство темперамента) и социально-психологического уровней. Описание биомолекулярного уровня живых систем является научным прорывом в биологии второй половины 20 века. Сформировавшаяся центральная и периферическая нервные системы человека способны к восприятию звуковых, световых, тепловых, электромагнитных, радиоактивных и других видов излучений. Современные научные исследования показали, что любой биологический объект в процессе жизнедеятельности генерирует сложную картину физических полей и излучений, а также передает и воспринимает информацию, заложенную в этих полях и излучениях.

У человека, по Э. Годину,выделяетсяшесть основных видов излучений:

- инфракрасное тепловое излучение характеризует температуру кожи, определяемую кровотоком;

-радиотепловое излучение несет информацию о динамике тепловых полей внутренних органов и мозга;

-акустотепловое излучение в ультразвуковом диапазоне длин волн характеризует распределение температуры внутри тела;

-оптическая хемилюминесценция, связанная в первую очередь с информацией о насыщенности тканей организма кислородом, антиоксидантном статусе организма;

-электрическое поле отражает биоэлектрическую активность мозга, сердца, мышц и других внутренних органов;

-магнитное поле отражает распределение биоэлектрической активности мозга и внутренних органов.

Происхождение человека. Стадии эволюции человека.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле.

Он биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием. ( И. Т. Фролов).

По мере продвижения общества на более высокие ступени развития, расширения и углубления социально- исторической практики и знаний о мире углубляется и интерес к проблеме человека. В философии Аристотеля человек рассматривается как мыслящее животное. В философии Нового времени ученые пытались раскрыть сущность человека не только через разумность, моральность и социальность, а с учетом его природно-биологической основы. И. Кант рассматривал человека и как природно-чувственное существо. Изречение Сократа «Познай самого себя» остается актуальным и в 21 веке. Сегодня человек знает о себе гораздо больше, чем те, кто жил сотни тысяч лет тому назад. В современном мире изучением человека занимается около ста сорока различных наук. Познавая природу и мир, частью которого является человек, он познает и самого себя. Жизнь скрывает много тайн, одной из которых является происхождение человека. В современной науке имеется несколько подходов (концепций) к решению этой проблемы:

1. Креационизм (от лат - сотворение)- религиозное учение о сверхъестественном происхождении всех видов флоры и фауны, в том числе и человека.

2. Концепция эволюцииопределяет положение человека вприроде, объясняет его сходство с другими животными. Ч. Дарвин в работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871г.) выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяны. Э. Геккель выдвинул гипотезу о существовании в прошлом промежуточного звена между обезьяной и человеком - питекантропа (обезьяночеловека). Генетически доказано, что ближе всего к человеку – обезьяны.

3. Трудовая концепция. Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» показал роль труда в эволюции приматов. Человека отличает от животных речь и мышление, которые возникли благодаря труду. Человек - единственное существо на Земле, которое сознательно и целенаправленно преобразовывает мир. Человек осознает, что он делает. Это еще раз подтверждает мысль о биосоциальной сущности человека.

4. Концепция мутагенеза объясняет процесс доминантных мутаций - изменение человеческого кода.

5. Концепция панспермии (космическая концепция) заключается в утверждении, что жизнь занесена из космоса.

Космическую концепцию поддерживал В.И.Вернадский, связывая возникновение жизни на Земле из частичек вещества, занесенных из Космоса.

Современная палеонтология располагает обширным материалом об историческом развитии человека. Человекообразные обезьяны появились 45 млн. лет назад, проживая на деревьях, питались плодами. Изменились условия жизни, которые привели к прямохождению, использованию передних конечностей для других целей. Австралопитеки, первые аналоги современного человека, появились в Африке около 3.5 млн. лет назад. Они ходили на нижних конечностях. Руки использовались для добывания пищи, мозг достигал объема 550см3.

Человек умелый появился около 2млн. лет назад в Южной Африке, его мозг весил уже около 700граммов.

В процессе становления человека выделяют три этапа:

Древнейшие люди;

Древние люди;

Современные люди.

Древнейшие люди: питекантропы, синантропы, гейдельбергсцы заселяли Африку, Европу и Азию, имели рост 1,5-1,8 м, вес-45-50кг. Синантропы по морфологическим особенностям близки к питекантропам, но превосходят их по объему мозга (около 1200см3), имели высокий лоб и свод черепа. Гейдельбергский человек имеет возраст около 400 тыс. лет. В 1907 году около г. Гейдельберга (ФРГ) обнаружена нижняя челюсть с полным набором зубов, которые по форме и строению близки к человеческим.

Древние люди (неандертальцы)имели рост 165см, мозг- около 1750см3 название связано с долиной Неандерталь (ФРГ), где в 1855году были обнаружены их скелетные останки. Н. занимались охотой и рыболовством, жили в пещерах, использовали огонь, изготавливали одежду из шкур, строили жилища, хоронили умерших.

Современные люди.В1868 г. на юге Франции были найдены останки современного человека. Кроманьонцы отличались высоким ростом (до190 см), большим объемом мозга (до1900см3), широким лицом. Они строили постоянные жилища из бивней и шкур мамонтов. Их социальная организация - родовое сообщество.

Соотношение биологического и социального в человеке.

Человек - биосоциальное существо. Биологическая и социальная составляющие взаимно дополняют друг друга. Жизнедеятельность организма человека основана на биологических законах, но биологическая составляющая проявляется через социальную форму движения. Жизнь человека детерминируется единой системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные факторы. Социальный фактор оказывает значительное влияние на деятельность человека. Биологическая сущность человека проявляется в его социальном бытии. Существуют разные точки зрения на соотношения биологического и социального в человеке. Сторонники панбиологизмаобъясняют человека, прежде всего, его биологическими особенностями.Противоположный взгляд(пансоциологизм)на первое место ставит общественные отношения (воспитание, нравственность, моральные принципы).

Человечество существует как биологический вид и как социальный феномен благодаря трем каналам информации:

1) генетический - присущ всей живой природе Материальный носитель ДНК.

2) нервоциркулярный - сохраняется в нервной системе и в головном мозге.

3) лингвистический - словесная передача информации.

Наши рекомендации