Лекция 10. ПРАКТИЧЕСКОЕ, ПАРАНАУЧНОЕ
И ВНЕНАУЧНОЕ ОСВОЕНИЕ МИРА
1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание.
2. Отличительные черты и функции практического познания.
3. Понятие паранауки.
4. Вненаучное знание.
Основная литература
Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 29-31.
Дополнительная литература
Волков Ю., Поликарпов В. Интегральная природа человека. – Ростов-на-Дону, 1994.
Гроф С. Холотропное дыхание: Три уровня человеческого сознания и как они формируют нашу жизнь. – М., 1996.
Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1990.
Островский Э.В. История и философия науки: учеб.пособие для студентов вузов. – М., 2007. Гл. 5, 16.
Спиркин А.Г. Философия. - М., 1999. “Познание, практика, опыт”.
1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание
На ранних этапах развития человеческой мысли картина мира носила целостный характер, где рациональная и иррациональная компоненты выступали в неразрывном единстве. Она была понятной и очень удобной как в обыденной жизни, так и на уровне теоретических представлений. Человек сравнительно легко и естественно находил в ней себе соответствующее место.
Однако последующая дифференциация человеческих знаний привела к разделению этих компонент, каждая из которых начала специализироваться на исследовании отдельных сторон действительности. Выделившаяся наука стала заниматься исследованием глубинных закономерностей отдельных материальных объектов и фрагментов действительности с целью их преобразования и управления для удовлетворения человеческих потребностей. Соответственно в сфере иррационального, из которой впоследствии постепенно выделились искусство, мораль, религия и пр., основное внимание обращалось на фиксировании целостных характеристик бытия на разных уровнях. Философия постоянно пыталась как-то объединить эти два уровня (рационального и иррационального).
Такая ситуация неизбежно приводила к значительному изменению всей мировоззренческой парадигмы, что нашло свое отражение и в формировании различных систем образования, начиная уже с античности. Здесь уже четко обнаружились две полярные ориентации: Платоновская Академия сосредоточила свое внимание преимущественно на вненаучном познании во всем его многообразии (религия, поэзия, философия и пр.), аристотелевская же школа явно ориентировалась на научное, рациональное познание (опыт, наблюдение, логика, риторика и т. д.). И, конечно, не случайно наука в ее сегодняшнем понимании берет свое начало именно от Аристотеля. Однако, и в Средние века, и Новое время исследователи, которых мы бы сейчас отнесли к ученым, неизменно указывали на необходимость наряду с логическими рассуждениями и четкими понятиями использовать и вненаучные знания в виде интуитивных догадок, фантастических образов и т. д. Например, Гиппократ неоднократно говорил, что врач не имеет права лечить людей, если он не овладел астрологией. Парацельс постоянно настаивал на необходимости сочетания рациональных и интуитивно-мистических подходов. Этой же точки зрения придерживался Авиценна и многие другие. Такое сочетание рационального и иррационального (интуитивного, образно-эмоционального и пр.), включая элементы магии, характерно практически для всех представителей эпохи Возрождения, включая таких исследователей, как Д. Бруно, И. Кеплер, отчасти Г. Галилей и даже И. Ньютон, который стоит ближе к нам.
Окончательное разделение научного и вненаучного знания завершилось только в начале двадцатого столетия. Такое разделение вызвало существенное изменение мировоззренческих установок и оценки науки. Уже Бюффон, читая выдающиеся трактаты эпохи Возрождения, касающиеся зоологии, в частности пресмыкающихся, возмущался тем, что их авторы наряду с рассмотрением реальных змей и особенностей их поведения, описывали также драконов, химер и других фантастических персонажей.
В наше время прогрессирующая дифференциация знания (более 2500 различных наук) при явном доминировании научно-рационального, привела к построению формализованной научной картины мира, в которой реальному целостному человеку становится все труднее находить себе место. Эта ситуация с особой остротой поставила на повестку дня вопрос интеграции научного и вненаучного знания.
Эта задача на практике оказалась трудновыполнимой. Сложность усиливается еще и тем, что существующие системы образования ориентированы преимущественно на науку. При этом наука рассматривается как единственный и абсолютный метод познания действительности и в силу этого она якобы должна обладать абсолютной монополией на знание. Разумеется, исходя из такой позиции, почти все вненаучное знание оказалось вне сферы внимания педагогики.
Однако наука в своем развитии постоянно выходила и выходит за пределы нашего знания (теория относительности, квантовая механика, парапсихология и пр.), где исследователь уже на эмпирическом уровне сталкивается с такими объектами, которые явно не поддаются интерпретации с помощью традиционных научных методов (факты ясновидения, телепатия, телекинез, различные биополя и т. п.). Если наука в основном пользуется аналитическими (рациональными) методами, то в области иррационального подхода доминирует интуиция. Будучи дополнительными друг к другу, рациональное и иррациональное знания дают стереоскопическое, объемное представление о мире или его отдельных фрагментах. Здесь речь идет именно о дополнительности, ибо многочисленные попытки поглощения наукой вненаучного знания неизменно оказывались безрезультатными. В последнее десятилетие исследователи спонтанно начинают выделять четыре специфические вида знания: научное, практическое, паранаучное и вненаучное.
Сейчас, пожалуй, трудно сказать, выиграла ли наука от того, что исключила из своего состава вненаучное (паранаучное) знание. Она, конечно, приобрела логическую стройность и завершенность. Но одновременно она стала намного менее пригодной для исследования целостных объектов, в частности таких, как человек и общество. Важнейшие компоненты действительности оказались вне ее компетентности. В еще большей мере это касается таких объектов, как душа, дух, духовность, духовный мир и пр. Но при этом наука оказалась более эффективной для анализа механических систем, агрегатов и вообще объектов с невысоким уровнем целостности. Интересно, что многие выдающиеся открытия в науке были сделаны в тот период, когда наука еще полностью не освободилась от вненаучных представлений. Вполне возможно, что сочетание научного и вненаучного знания было бы полезным и стимулировало научные открытия.
2. Отличительные черты и функции практического познания
Рационально-научное знание традиционно включает в себя представление об устойчивых закономерностях, структурной организации и глубинных взаимосвязях и взаимоотношениях материальных объектов.
Необходимым дополнением к научному познанию является познание практическое, связанное с освоением, постижением окружающего человека мира в процессе материальной жизни общества. Введенный совсем недавно в философско-методологический арсенал, данный вид познания привлекает внимание не только философов, но и юристов, экономистов, политологов, психологов и пр., связанных с созданием, обменом, распределением и получением материальных благ.
Специфика практического познания заключается в том, что оно объединяет, трансформирует все другие формы познавательного процесса, применяя духовный их потенциал в производственно-политической, социальной, бытовой, чувственно-предметной деятельности. Практическое познание поэтому вплетено во многие циклы человеческой жизнедеятельности. С помощью практического познания исторический субъект (личность, социальные группы, коллективы, массы людей) постигает и изменяет мир природы и общества сообразно тем условиям и тем целям, которые вытекают из существующих задач.
Практическое познание - это те познавательные процессы, которые сопровождают деятельность человека в таких сферах, как промышленность, сельское хозяйство, политика, право, военное дело, изобретательство, обучение, воспитание.
Особенности практического познания:
· познавательная деятельность осуществляется не ради самого знания, а для эффективного выполнения общезначимой работы. Поэтому, практическое познание оперативно, оно связано с ограниченными временными рамками большинства стадий материального производства, цикличностью социальной жизни в целом;
· знания практика вынуждены применяться "здесь-теперь", ибо решает поставленные задачи он чаще всего одномоментно. Отсюда, наряду с проверенными знаниями, практик использует подчас и знание вероятностное, неточное, сообразовывая его всякий раз с теми изменениями, которые происходят в жизни. Не может пренебрегать практик и случайностями, неожиданностями, мелочами, которые могут дорого обойтись ему, а то и просто помешать в выполнении поставленной задачи;
· практическая деятельность всегда сопровождается личным соперничеством, конкуренцией, противоборством людей. В этих условиях от качества знания и способности его применения зависит успех в выполнении поставленной задачи, жизненно важной для человека;
· тесным образом связано с эмоциями, волей, чувствами, переживаниями, настроениями, страстями, мотивами, интересами. Успешность процесса познания, поэтому, зависит от личностно-психологических качеств практика (собранности, переключаемости, скорости мышления, уравновешенности и т.д.);
· значима морально-ценностная составляющая. Ответственность, самоконтроль, чувство долга - необходимые качества для практической реализации знания. Именно поэтому, гносеологическим критерием правоты для практического познания является не столько "истина-ложь", сколько "добро-зло", "прекрасное-безобразное", "гуманность-антигуманность". К примеру, использование тех или иных научных открытий, знания в целом в ядерной физике или генной инженерии могут принести опасность, вред и обществу, и человеку.
Практическое познание, как и любой другой вид познания, полифункционально.
Его основные функции:
1)информационная, описательно-объяснительная, которая состоит в отображении свойств и отношений окружающей природной и социальной среды. Источником получения знания служит непосредственное взаимодействие, прямой физический контакт с предметами в процессе труда. Чувственно-образное мышление в процессе работы дополняется словесно-понятийным, логическим выражением знания.
2) экспрессивно-аксиологическая, т. е. ценностная. Ценность знания и его оценка весьма важны и необходимы, так как затрагивают общественные и личные интересы людей, их потребности. Наиболее ярко проявляется это в экстремальных ситуациях, когда от качества информации и умения ею воспользоваться, зависят решения и поступки, жизненно важные и для общества, и для личности. Примером могут служить различного рода катастрофы: железнодорожные, морские, авиационные, энергетические, причиной которых, чаще всего являлось нарушение технологических процессов или же неверная реакция на критическую обстановку со стороны руководителей и персонала технически сложных действий.
3) консультативно-директивная или регулятивная функция. Манипулируя с предметами действительности, практик нуждается в совете, пожелании, в предложении наиболее оптимальных способов решения поставленной задачи. В этой связи, практическое познание носит прикладной, предписывающий характер, что в свою очередь обусловливает специфику отношений на практике (ученик-наставник, любитель-профессионал, специалист-дилетант, подчиненный-руководитель и пр.).
В литературе отмечаются также и другие, относительно самостоятельные функции прикладного знания: коммуникативная, педагогическая, научно-исследовательская.
Основными видами практического познания выступают: трудовое, игровое, учебное, воспитательное, правовое и пр.; профессиональное и любительское; гуманитарное и техническое.
Таким образом, практическое познание составляет необходимую сторону человеческой деятельности, прежде всего, предметно-практической, жизненно важной и необходимой для создания условий жизни человека. Практическое знание представляет собой полноценный и равноправный с другими видами знания вариант освоения и проектирования жизненно-практического опыта людей. Поэтому отличия научного и практического познания не дают основания их противопоставлять, а тем более разделять на высшие и низшие. Перед нами самоценные, периодически сменяющие друг друга или же объединяющие моменты познавательной деятельности. Научное все чаще становится ориентиром в практике и практическом познании. Со своей стороны, практический опыт и практическое умение влияет на науку и выступает нередко в роли заказчика и контролера значимых для него рецептов и технологий.
3. Понятие паранауки
В наше время все чаше говорят и о паранаучном знании – знании, непосредственно примыкающем к знанию научному, но не совпадающему с ним (приставка "пара" означает "около", "рядом", "возле"). Правомочность такого названия вполне оправдана, ибо для получения такого знания часто используются методы, которые получили широкое распространение в науке (логика, математика, использование различных приборов, экспериментальных методик и т. п.). В таком случае в область паранаучного знания попадают такие разделы, как астрология, алхимия, парапсихология, графология, хиромантия (пальмистрия), физиогномика и многие другие.
Паранаучные представления нередко проникают и взаимодействуют с научными знаниями, могут порождать новые направления в науке. Примером такой связи может служить выявленная в последние годы четкая зависимость между определенными комбинациями линий рук человека и его наследственными психическими и соматическими заболеваниями. Эта часть хиромантии, прекрасно известная халдейским и древнеегипетским магам и жрецам, широко используется в современной медицинской диагностике. Это же касается отдельных разделов графологии, физиогномики, широко используемых в современной судебно-медицинской экспертизе и пр.
В паранаучном знании зафиксирован огромный опыт древних культур, который, к сожалению, не может быть выражен рациональными средствами. В эту сферу попадает также эзотерическое знание, часть которого может быть отнесена к знанию научному, но которое сознательно не выражается в рациональной форме, ибо в таком случае оно становится достоянием всех. Однако распространение таких знаний может оказаться опасным не только для овладевшего им человека, но и для всего общества.
Возрастающие масштабы преобразования природы на базе развития науки и техники породило неразрешимые противоречия между человеком и окружающим миром. Войны, революции, глобальные социальные потрясения, угроза всеобщей экологической катастрофы и пр. - все это есть серьезный аргумент в пользу утверждения, что одного научного знания явно недостаточно для достижения гармонии человека и природы. Это понимали многие мыслители задолго до нашего времени. Так, например, один из основателей русского кос мизма Н. Ф. Федоров в прошлом веке сформулировал тезис, что если наука и техника не имеют достойной цели для своего применения, то они неизбежно превращаются в орудие самоуничтожения и уничтожения всего окружающего. Ж. Ж. Руссо в свое время подчеркивал, что развитие цивилизации влечет за собой падение общественной нравственности.
4. Вненаучное знание
Вненаучное знание само по себе также многообразно и содержит такие виды, как непосредственно опытное, жизненное знание человека; практически-профессиональное знание и навыки; стиль, нормы, образцы и отношения поведения и деятельности; духовно-религиозное знание, искусство и духовно-чувственные представления, эстетические и нравственные ценности и идеи.
Основным источником многообразия вненаучных форм знания являются историко-культурные архетипы, которые проявляются в образах этнической и общечеловеческой мифологии и помогают человеку занять психологически непротиворечивое положение в общей картине мира.
Характерной чертой всякого вненаучного знания является его невербализуемость. Поэтому для его передачи более пригодными оказываются символические конструкции, непосредственные контакты с его посетителями, что активно практикуется во всякого рода эзотерических школах, тайных обществах и т. п. Уже в античности мы постоянно сталкиваемся с тем, что великие мудрецы (Пифагор, Платон, Аристотель и др.) излагали свои учения в виде рационалистических представлений (тексты т. д.), предназначенных для всех, и одновременно эзотерически, сопровождая изложение мистериальными действиями. Последнее предназначалось только для посвященных.
Многие механизмы передачи вненаучногоневербализованного знания до сих пор остаются для нас загадочными, хотя на практике они широко используются (в йоге, некоторых культах, преимущественно восточного происхождения и т. п.) Аналогичные феномены можно наблюдать и в области обыденных представлений. Скажем, в ремесленном производстве, в художественных и даже в некоторых научных школах "секреты" мастерства передаются невербально через непосредственные, часто довольно длительные контакты учителя и ученика и в принципе не могут быть выражены рациональными, вербальными средствами.
Научное и вненаучное знание отличаются друг от друга способами их передачи. Если наука обычно стремится к большей ясности, логичности и однозначности в обобщении эмпирических наблюдений и формулировании законов, то вненаучное знание принципиально многозначно. Это хорошо можно показать на примере библейских текстов и произведений искусства. Хорошо известно, что религиозное знание передается в виде притч, о чем в частности свидетельствуют многочисленные буддийские тексты, Новый Завет и пр.
Христос действительно постоянно излагал свое учение в форме притч. В подавляющем большинстве случаев он их не расшифровывал, давая возможность каждому человеку интерпретировать их в соответствии с уровнем своего духовного развития. Однако иногда он все же делал исключения. При этом постоянным рефреном идет утверждение "имеющий глаза, да видит; имеющий уши, да слышит". Этим напоминается слушателям, что излагаемое не ограничивается буквальным смыслом. Еще Ориген указал на то, что в интеграции Библии, особенно Нового Завета, можно выделить три уровня толкования: буквальный, символический и эзотерический.
Нечто аналогичное можно сказать и по поводу искусства. Но здесь речь уже идет о передаче собственно не духовного знания, а о передачи образно-эмоционального мира личности, своеобразного "наглядно-чувственного знания". Это можно хорошо проиллюстрировать на примере портрета. Скажем, картину И. Е. Репина "Иван Грозный убивает своего сына Ивана" можно воспринимать и как изображение конкретного исторического события и как духовно-психологическую драму, определяющую судьбу людей. Эту мысль подчеркивал Гегель, который говорил о том, что одна и та же религиозная заповедь будет звучать совершенно по-разному в устах молодого человека и в устах старца, прожившего богатую и долгую духовную жизнь. Или возьмем другой пример. Картину В. Ван-Гога "Хижины" можно воспринимать и как простое изображение бедных покосившихся домиков в конкретной местности, но можно в ней ощутить и бренность человеческого бытия.
Во вненаучном знании ведущую роль играет непосредственный опыт человека, то есть "опытное знание". Это знание является базовым для каждого человека, как опыт человеческого общения и его личностных контактов с миром. Это живое опытное знание может существовать на различных уровнях, среди которых следует указать индивидуальный, народно-этнический, групповой, общечеловеческий.
Каждый данный уровень аккумулирует свой специфический опыт, часто проявляющийся в определенных нормах и образцах поведения, отношений или деятельности. Так, например, общечеловеческое "опытное знание" может выражаться в общечеловеческих моральных нормах, в эстетических образцах, в веротерпимости и т.п. Групповое опытное знание может иметь различную направленность (половозрастную, профессиональную, общественно-политическую и пр.).
Все способы передачи опытного знания проектируются на индивидуальный опыт человека. Эта проблема была детально проанализирована в работах С. Л. Франка. Он подчеркивал, что "живое знание или знание-жизнь есть всегда непосредственное знание индивидуального как такового. Связь, соединяющая мое прошлое с моим настоящим, проходит через пребывающее единство моей личности, которая, как целое, присутствует в каждом отдельном моменте своего развития, во всей временной цепи моих частных переживаний. Живое знание есть приобщение своей жизни к жизни всеобщей, как переживание самого Бытия как невыразимого целого, ибо всякая погруженность в миг настоящего есть вместе с тем потенциальное бытие в вечности".