Мудрые высказывания о дружбе
Непонимание делает из друзей врагов. Л. Фейхтвангер
Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их. У. Мизнер
Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав – всякий будет с тобой. М. Твен
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. Л. Толстой
Дружба кончается там, где начинается недоверие. Сенека
Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки. Лабрюйер
Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его.Ларошфуко
Знакомство с размышлениями о дружбе современного писателя Феликса Кривина.
Ответьте на вопрос: для чего человеку нужен друг?
Слайд 11
Почему рельсы всегда рядом?
Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.
Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.
Слайд 12, 13
Звучит песня В.Высоцкого. “О друге”.
Ученик
Настоящий друг везде
Верен в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
В. Шекспир
Ученик
О плохих и хороших друзьях
Тот, кто в беде бросает друга,
Когда ему живется туго,
Кто сердце не готов отдать
Тому, кто вынужден страдать,
Кто сам страдает безутешно,
Когда дела идут успешно
У друга первого его –
Достоин только одного:
Неумолимого презренья.
Добрый друг не тот,
Кто перед нами спину гнет,
К уловкам прибегая лисьим!
Но кто в поступках независим,
Удачу иль беду твою
Воспримет так же, как свою,
Кто за тебя горою встанет,
Не подведет и не обманет.
А. Дюрер
Слайд 14
Анализ ситуаций.
Рассмотрите с разных точек зрения ситуации. Как поступили бы вы на месте героев? Могут ли друзья познаваться в радости?
Ситуация 1.
Ученики готовятся к экзаменам. У одного из них, скажем, Александра, лекции в полном порядке. У другого, допустим, Сергея, записи отсутствуют, однако он нуждается в них не меньше. Не остается ничего другого, как на время попросить лекции у Александра. Но Александр отказывает в просьбе, объясняя отказ тем, что сам еще не готов к экзамену.
Слайд 15
Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо.
Ситуация 2
Когда со мной случалось горе,
Подняться не хватало сил,
Рук подоспевшее подспорье
Всегда в друзьях я находил.
А в счастье было тяжело –
Друзья стояли в стороне,
Завидуя и сожалея,
Что помогли когда-то мне.
(А. Дементьев)
Слайд 16
Ученик.
Испытание радостью
Радость в мой дом пришла.
Поздравляют друзья.
Лишь один,
почему-то не выдержав искуса,
помрачнел
и, потухшую трубку грызя,
наблюдает
за радостью
искоса.
Ну, а если б
несчастье со мною стряслось,
если б в душу
недуги вонзились,
как лезвия,
к моему изголовью
склонился б, небось,
сокрушаясь и соболезнуя.
Часто
дружба,
к своей устремившись звезде,
вдруг замрет на каком-то градусе…
Кто сказал:
человек познается в беде?
Человек
раскрывается
в радости!
(Л. Вышеславский)
Слайд 17. Составление законов дружбы
Существуют ли законы (правила) дружбы? Попробуйте создать эти законы. (На лепестках из бумаги написать 5 свойств, характерных для настоящей дружбы, потом их объединить в цветок.)
Законы дружбы
· Не оставляй друга в беде.
· Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту –значит нравственно готовить себя к предательству.
· Дружба – это нравственное обогащение человека.
· Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
· Дружба – это вера в человека и требовательность к нему.
· Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.
· Быть требовательным в дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба.
· Беспринципность опустошает дружбу.
· Умей сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство духа, идеалов.
· Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие. (В.А. Сухомлинский)
Приложение 1. Защита сочинений о дружбе.
Звучит песня о дружбе (написанная учеником)
Слайд 19
Ученик.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини коня, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
Люди, я прошу вас ради Бога
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Р. Гамзатова
Звучит песня О.Митяева. “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались).
Приложение 2, Приложение 3
Домашнее задание “Настоящий ли ты друг?”
Тест “НАСТОЯЩИЙ ЛИ ТЫ ДРУГ?”
Классный час в 4-м классе по теме "Поговорим о дружбе"
· Таранова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов
Разделы: Внеклассная работа
Цели классного часа:
1. Обсудить с учащимися смысл слова “дружба”, научить различать настоящую дружбу от простого общения.
2. Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
3. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Оборудование: таблицы “Законы дружбы”, В. И. Даль “Толковый словарь”, словарь синонимов, “огоньки” из цветной бумаги, рассказ С. Косова “Терёшка”, наборы пословиц, рисунки учащихся.
Предварительная подготовка: чтение сказки С. Козлова “Снежный цветок”.
Ход классного часа
I. Организационный момент.
Учащиеся входят в класс и приветствуют гостей.
Учитель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать и беседовать.
II. Вступительное слово.
Учитель:
– Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. И сейчас мы узнаем, о чём будем говорить на нашем занятии.
На доске открывается запись:
ДОБРЫЕ
РАССУДИТЕЛЬНЫЕ
УМНЫЕ
ЖИЗНЕРАДОСТНЫЕ
БОЕВЫЕ
АКТИВНЫЕ
– Прочитаем все вместе слова, которые помогут нам хорошо работать сегодня на классном часе.
– Какое слово здесь “спряталось”? (Дружба)
– Правильно, сегодня мы поговорим о дружбе. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу хорошее настроение!
III. Беседа.
– Нет на свете человека, который не задумывался, что такое дружба?
Поработаем в группах.
Группа.
Найти в “Толковом словаре” В. И. Даля объяснение слова “дружба”, а в словаре синонимов – синонимы к слову “друг”.
И 3 группы.
Подводят итоги предварительной творческой работы (дети зачитывают фрагменты своих размышлений по прочитанной сказке С. Козлова “Снежный цветок”).
Учитель:
– Друг, приятель, товарищ.
Давайте подумаем, чем эти слова отличаются друг от друга?
Дружба и приятельские отношения – это одно и то же?
Может ли быть много друзей?
(дети высказывают свои мнения)
Учитель:
– Вот сколько разных объяснений, высказываний о дружбе мы услышали. Но у нас возникает ещё много вопросов:
– А каждый ли может быть другом?
– Что нужно делать, чтобы найти друга?
Давайте сегодня в ходе нашего классного часа постараемся выработать “законы дружбы”, которые помогут вам ответить на все эти вопросы.
(За активную работу дети получают “огоньки”.)