Тема 5.1. Техническая реальность и научно-техническое познание
Техническая реальность: техника и деятельность
Техника представляет собой систему искусственных материальных средств и результатов деятельности человека, полученных в процессе преобразования реальности для удовлетворения его потребностей. Техника – это мир артефактов, искусственно созданных вещей (И.М. Орешников). В процессе создания этих вещей человек опредмечивает научное знание об объекте деятельности, превращая это знание предварительно в цель деятельности. Следовательно, техническое устройство включает в себя не только природный материал, но и знания, идеальную цель, процесс сознательной трудовой деятельности для удовлетворения той или иной человеческой потребности. С другой стороны, успешная реализация деятельности опредмечивания предшествует деятельности распредмечивания, которой Вы и занимаетесь в техническом вузе, получая естественные, социально-гуманитарные, научно-технические знания и технические умения.
Виды инженерной деятельности: изобретательство, конструирование и проектирование. Изобретатель решает локальные технические проблемы (см. тему «Техническое творчество»). Задача конструирования, - опираясь на изобретенное техническое устройство, так его рассчитать и усовершенствовать, чтобы организовать массовое производство этого технического устройства.
Проектирование – это деятельность, в процессе которой без обращения к опытным образцам, имитируются и задаются функции строения и способ изготовления необходимого технического устройства.
Конструирование и проектирование тесно связаны с технологией. Технология – это совокупность и последовательность операций, способов и методов по изготовлению массовой техники и ее использованию.
Научно-техническое познание и деятельность
До промышленной революции конца XVIII века, создавшей массовое производство, задачи технического развития решались изобретательством, «точечным» соединением естественно-научных знаний и человеческих потребностей для создания технических устройств. С формированием массового промышленного производства возникает необходимость в модификации и тиражировании изобретенных технических устройств. Резко возрастает объем расчетов и конструирования, т.к. нужно создавать не один технический объект, а целый класс технических объектов. Инженер имеет дело не с созданием качественно нового технического устройства, а с разработкой типового технического изделия с общими характеристиками: одинаковой мощностью, весом, габаритами и т.п. Поэтому по образцу естественных наук того времени к описаниям технических устройств были применены методы эмпирического познания: сравнение, аналогия, обобщение и классификация. Следующим важным шагом было построение математизированных и идеализированно-наглядных схем, моделей, для создания которых применялись теоретические естественно - научные и математические знания. В результате этих процессов получается сложный теоретический объект научно-технического знания, который включает в себя: 1) идеализированное представление параметров технического объекта; 2) адаптированно-идеализированные представления естественных наук о природном материале этого объекта; 3) адаптированные математические знания.
Различия естественно - научного и научно-технического знания. Естественная наука исследует и объясняет природную реальность. А техническая наука помогает создавать искусственную материальную реальность. Естественные науки выявляют общие законы реальностей. А технические науки создают правила и нормы, регулирующие ход преобразующей природу технической деятельности. Законы естествознания могут быть истинными или ложными, а технические правила, нормы – эффективными или неэффективными. Научное предвидение говорит о том, что случится или не случится при определенных обстоятельствах. Научно-техническое прогнозирование – о том, как изменить обстоятельства, чтобы создать полезное людям техническое устройство.
Самое же главное различие между ними – в характере идеализации. Физик-теоретик может исключить трение или сопротивление жидкости, а инженер-теоретик – нет, так как техническая теория теснее связана с материальной реальностью, чем физическая теория, потому что созданная с ее помощью технические устройства становятся элементами объективно технической реальности. Техническую теорию создает особая группа ученых-инженеров. Таким ученым-инженером был шотландец У.Рэнкин, который вслед за Клаузиусом, заложившим основы классической термодинамики, создал основание технической термодинамики. Именно ему удалось связать практику построения паровых двигателей высокого давления с законами термодинамики.
Для паровых двигателей закон Бойля-Мариотта в абстрактно-теоретическом виде не применим. Нужно создавать научно-теоретическое знание. Действия машины должны основываться на абстрактно-теоретических понятиях и законах, а свойства материала выбираются на основе твердо установленных экспериментальных данных. В паровом двигателе изучаемый материал – пар, а законы были законами создания исчезновения теплоты. Поэтому работа двигателя зависела и от свойств пара, устанавливаемых экспериментально, и от состояния теплоты в этом паре. У Рэнкин сконцентрировал свое внимание на том, как законы теплоты влияют на свойства пара и построил модель. Но в соответствии с его моделью получалось, что и свойства пара изменяют действия теплоты. Проведенный анализ действия расширения пара позволил У. Рэнкину открыть причины потери эффективности паровых двигателей и рекомендовать конкретные меры, их уменьшающие. Теоретическая модель У. Рэнкина обеспечила применение абстрактно–теоретических идей к практическим проблемам и обусловила такое соединение термодинамики и техники, которое привело к созданию технической термодинамики.
Структура научно-технического знания.
Эмпирический уровень научно-технического знания состоит из конструктивно-технических и технологических знаний. Конструктивно-технические знания ориентированы на описание строения и конструкции технических систем, которые представляют собой совокупность элементов, имеющих определенные свойства, форму и способ соединения. Технологические знания фиксируют методы создания технических систем и принципы их использования; а также эвристические приёмы, разработанные в инженерной практике.
Теоретический уровень научно-технического знания включает в себя три типа теоретических схем: функциональные, поточные и структурные.
Функциональная схема – это идеализированное представление технической системы. Блоки этой схемы фиксируют только те свойства элементов технической системы, ради которых они включены в нее для выполнения общей цели, предписанной данной системе. Каждый элемент в этой схеме выполняет определенную функцию. Совокупность таких свойств, отделенных от нежелательных свойств, и определяет такие блоки, функциональные элементы схемы. Каждому функциональному элементу соответствует определенное математическое соотношение. С помощью функциональной схемы строится алгоритм функционирования технической системы и формируется ее внутренняя структура, конфигурация.
Поточная схема описывает процессы, протекающие в технической системе и связывающие ее элементы в единое целое. Блоки таких схем связаны с различными действиями, выполняемыми над естественными процессами в ходе функционирования технических систем.
Структурная схемафиксирует те узловые элементы технической системы, на которой функционально замыкаются поточные процессы. Структурная схема представляет конструктивное расположение элементов и связей технической системы, предполагая определенный способ ее реализации. Это – теоретический «набросок» будущей технической системы, который помогает разрабатывать ее проект как исходный пункт последующей технической деятельности. Поэтому на структурных схемах указывается обобщенные конструктивно-технические и технологические параметры стандартизированных конструктивных элементов, необходимые для проведения дальнейших технических расчетов.
Формирование технической теории
Сначала формулируется задача создания определенной технической системы. Затем она представляется в идеализированной структурной схеме, которая преобразуется в поточную схему и, наконец, для математического моделирования строится функциональная схема. Другими словами, инженерная задача превращается в математическую задачу, которая решается с помощью дедукции.
Аппроксимация технической теории.
Аппроксимация представляет собой приближенное выражение одних величин через другие, эквивалентные им в определенном отношении. В технических науках – это процедура решения инженерных задач на теоретических схемах с помощью ряда замен и упрощений. Дело в том, что максимально точное решение инженерных задач приводит к слишком сложным и длительным математическим расчетам. Аппроксимация в этих условиях - необходимый компромисс между точностью и сложностью математических расчетов. Поэтому создатель теории корабля академик А.М. Крылов правомерно критиковал суеверный страх выпускников технических ВУЗов перед приближенными вычислениями. Аппроксимирующие выражения и схемы должны по возможности точно выражать характер аппроксимирующей функции или схемы и быть как можно проще, чтобы и математические решения были более простыми.
Проектирование
Принципиальное значение имеет разделение проектирования и изготовления. Проектировщик обязан разработать техническую систему полностью, решив все вопросы ее внешнего вида, строения, функционирования и изготовления, увязав при этом все разнообразные требования в технической системе. Работает проектировщик только на знаковых системах: макетах, графиках, фото, ватмане, тексте. Изготовитель же по проекту создает техническую систему в материале, не тратя времени и сил на решение вопросов, за которые отвечает проектировщик.
Отделение проектирования от изготовления создает возможности недостижимые в реальной производственной деятельности. Проектировщик может совмещать и примирять противоположные или несовпадающие требования к технической системе; разрабатывать отдельные планы и подсистемы технической системы, не обращаясь к другим ее подсистемам и планам; делать отдельные и независимые друг от друга описания вида, функции, строения и функционирования технических систем, а потом совмещать их; разрабатывать различные варианты технической системы и ее подсистем, а потом их сравнивать.
Цель проектирования – создание технической системы, удовлетворяющая определенным требованиям и обладающая определенным качеством структуры. Знание для проектировщика (научно-технического специалиста)– это не цель и результат, как для ученого, а средство, «строительный материал», с помощью которого проектировщик с одной стороны, создает на основе имеющихся описаний прототипов, функций, конструкций и норм предписания для изготовления технической системы в материале (проект как система предписаний). С другой стороны, он описывает строение, внешний и внутренний вид технического устройства, добиваясь, чтобы его структура удовлетворяла требованиям заказчика и принципам проектирования (проект как модель новой технической системы). Кроме того, проект имеет две функции: внутреннюю, обеспечивающую разработку и создание проектируемой технической системы; и внешнюю, коммуникативную, связывающую заказчика, проектировщика и потребителя.
Проектирование есть движение от требования к функциям, от функций к обеспечивающим их конструкциям. Или от конструкции к функциям. При этом проектировщик уверен, что всегда подыщет для функции соответствующую конструкцию; что требования, предъявляемые к проектируемой технической системе можно удовлетворить с помощью известных типов технического функционирования и конструирования. Эта уверенность опирается на научные знания технических систем, отношений, связывающих функции, и конструкции (функционирования и строения) технических систем.
Принципы проектирования
Принцип независимости – материальная реализация проекта не меняет его природную и техническую составляющие и их законы.
Принцип реализуемости – проект должен быть построен с учетом технических возможностей проектируемой технической системы.
Принцип соответствия – в проектируемой технической системе выделяются, описываются и разрабатываются соответствующие друг другу функции и конструкции, процессы функционирования и строения технической системы.