Тема:3.1 Научно-техническая революция и культура

11. Занятие № 18. НТР и социальные сдвиги в западном обществе.

1. НТР и социальные сдвиги в западном обществе. Развитие образования. Кризис традиционных и национальных культур и жанров. Постмодернизм в философии и массовой культуре.

2. Нравственные и духовные проблемы в странах Запада и России. Культура молодежного бунта.

1. НТР и социальные сдвиги в западном обществе. Развитие образования. Кризис традиционных и национальных культур и жанров. Постмодернизм в философии и массовой культуре.

ХХ в. – это век, когда наука и техника получили революционное развитие, которое началось с физики и базируется на новых результатах, достигнутых в ходе революции в ней. И когда ХХ в. называют «веком физики», это соответствует действительности. В XIX в. и еще раньше знание материального мира в основном оставалось на уровне вещества, наиболее репрезентативной в этом отношении являлась механика Ньютона (конечно, еще до нее существовала физика Галилея). Благодаря закону всемирного тяготения, а также трем великим законам механики она дала удовлетворившее всех объяснение взаимодействия тел объективной природы, а также происходящих под его влиянием изменений. В конце XIX в. многие ученые пришли к выводу, что исследования в области физики дошли до своего предела и в этой области науки уже ничего нельзя открыть. Однако в это время было обнаружено, что некоторые материальные объекты могут излучать неизвестные до этого лучи, причем их масса может уменьшаться. Пришло осознание того, что прежние знания о материальном мире недостоверны.

Возникло противоречие с учением классической физики. Согласно представлениям последней, мир состоит из атомов, которые неделимы, атомы имеют массу, материя неуничтожима. В рамках подобного теоретического понимания открытие радиоактивности означало, что атомы могут уничтожаться, а следовательно, и материя тоже может уничтожаться. Данная проблема стимулировала изучение многими физиками структуры атома. В 30-х гг. ХХ столетия открыли новый «кирпичик космоса» – элементарные частицы; была обнаружена структура атома, выяснено, что он состоит из ядра и вращающихся с большой скоростью вокруг него электронов, несущих электричество; в свою очередь ядро атома состоит из протонов, несущих положительное электричество, и нейтронов, не обладающих им; в результате появилась новейшая физическая теория – квантовая физика.

Это была революция в истории развития физики, она углубила представления ученых о материальном мире. Раньше исследования велись на уровне вещества, позднее – на уровне атома, теперь, после открытия структуры атома и создания квантовой физики, они перешли на более глубокий, чем атом, уровень элементарных частиц. Это не только привело к значительному углублению представлений о мире, например познанию материального единства мира, происхождения и эволюции Вселенной. Более важным явилось то, что это революционное развитие физической теории значительно повысило способность человечества использовать и преобразовывать материальный мир (включая способность преобразования атомов, более того, создания новых), привело к революции в области техники. Она проявилась главным образом в трех знаковых результатах.

Первый – создание атомной бомбы.

В начале 1945 г. США создали атомную бомбу и 7-го и 9-го августа того же года сбросили ее на Хиросиму и Нагасаки. Громадная разрушительная сила атомной бомбы потрясла мир и в значительной степени способствовала завершению Второй мировой войны. Создание обладающей громадной мощностью атомной бомбы непосредственно связано с новыми знаниями ученых о структуре материи, полученными ими в ходе революции в физике. Один из главных представителей квантовой физики, инициатор создания атомной бомбы А. Эйнштейн был напуган ее громадной разрушительной силой. А. Эйнштейн – великий физик, а также выдающийся мыслитель и философ. Будучи проницательным человеком, он понял, что впервые в истории человечество стало обладать силой, могущей уничтожить весь мир. С этого момента способность человечества преобразовывать природу поднялась на небывалую высоту.

Второй – изобретение и использование вычислительных машин.

Во время Второй мировой войны в целях создания нового оружия американские ученые приступили к изучению новейшей вычислительной техники. Математик фон Нейман в 1946 г. создал проект вычислительной машины, которая появилась в 1949 г.

Изобретение и использование ЭВМ привело к начавшемуся во второй половине ХХ столетия и продолжающемуся до сих пор стремительному прогрессу вычислительной и информационной техники. Успех в создании ЭВМ также является результатом революции в области физики. Именно благодаря тому, что физика в своем познании материи смогла дойти до более мелкого, чем атом, уровня, была создана электроника и появилась возможность использовать ее достижения для сбора, переработки и распространения информации. Новая техника позволила частично заменить способности человеческого мозга, она намного повысила возможности человека в скорости подсчета операций. Благодаря этому человечество приобрело важный инструмент для изучения сложных теоретических и технических вопросов и овладения ими, расширило пространство для исследований, значительно повысило способности человечества по познанию и преобразованию мира.

Третий – обнаружение структуры двойной спирали ДНК.

При изучении наследственности уже давно было обнаружено, что жизнь человека определяется наследственными генами, которые содержат в себе дезоксирибонуклеиновую кислоту, находящуюся в хромосоме ядра клетки, то есть ДНК. Однако структура молекулы двойной спирали ДНК была открыта лишь в 1953 г. Д. Уотсоном и Ф. Криком. Предпосылкой для этого открытия также послужила революция в физике. Революционное развитие физики привело к появлению разных типов микроскопов и другого экспериментального оборудования, благодаря чему для исследований в области биологии и химии ученые получили такой эффективный инструментарий, который ранее им трудно было себе представить. Открытие структуры двойной спирали ДНК явилось результатом использования именно этого инструментария. Данное открытие позволило вести исследования в области биологии на молекулярном уровне, на этой основе появилась бионика, биотехнология – генная инженерия. Это означает, что человечество овладело тайнами жизни и что оно может по своему желанию сознательно преобразовывать биологические виды, более того, может создавать лабораторным путем живые существа, ранее не существовавшие в природе. Жизнь – это самое сложное, что существует в мире; благодаря открытию структуры двойной спирали ДНК способность людей познавать и преобразовывать мир поднялась на немыслимую высоту, поскольку у человека появилась возможность создавать новую жизнь; в определенном смысле можно сказать, что он стал «императором».

В ХХ столетии было сделано большое количество других важных технических изобретений, например появление новых материалов и космической техники и т. д., все они так или иначе связаны с революционным развитием физики, позволили преодолеть ограниченные возможности человека в отношении природы и открыли ему пространство для нового развития.

Развитие образования.

Со второй половины 20 века, при переходе человечества к постиндустриальному (информационному) этапу развития, система образования вступила в противоречие с новой ситуацией в обществе. Усложнение производства и необходимость более высокой профессиональной квалификации, научно-техническая революция и быстрота изменений во всех областях жизни предъявляла каждому человеку и обществу в целом новые требования. Общество вынуждено было все больше учитывать «человеческий фактор», сознавая ограниченные возможности технического прогресса. Постепенно необходимость и полезность разностороннего развития личности для общества, готовой адекватно реагировать на быстро меняющийся мир, стала осознаваться как условие дальнейшего выживания человечества. Система образования вынуждена была ориентироваться на изменившиеся образовательные потребности общества.

Все эти процессы проходили на фоне возрастающей доступности (демократизации) школьного образования и в ситуации, когда полноценное образование стало непременным атрибутом успешной карьеры и материального благосостояния.

В 20 веке произошел количественный «взрыв» числа учащихся за счет женского образования, доступности его для социальных меньшинств. Особенно это было заметно в средней и высшей школе. При этом «спрос превышал предложение», что привело к появлению альтернативного образования на Западе (открытые университеты, дистанционное обучение средствами теле и компьютерной коммуникации). К тому же демографический взрыв 20 века вследствие роста продолжительности жизни, увеличение свободного времени населения создали условия и потребность в непрерывном образовании на протяжении всей жизни, (т. н. «обучающееся общество»). Идея непрерывного образования стала теоретической основой обновления систем образования. Общие принципы системы непрерывного образования сводились к следующему:

- ориентация образования на неповторимую индивидуальность и потребности человека;

- доступность любого вида образования каждому;

- гибкость системы образования;

- разнообразие образовательных услуг, которые предлагаются учащимся и обеспечивают им в дальнейшем возможность выбора своей стратегии образования.

Во второй половине 20 в. на Западе в условиях европейского образовательного пространства формируется новая образовательная парадигма. В качестве основных положений новой образовательной парадигмы выступают:

-ориентация учебных планов и программ, содержание обучения на формирование современной функциональной грамотности, развитие умений к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции;

- изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, умений и навыков к посреднику между обучающимся и учебным предметом как элементом культуры, консультанту, помощнику в самостоятельном активном освоении нового содержания образования);

- ориентация образования на развитие у обучающихся способностей осуществлять мыследеятельность – способностей аналитических, рефлексивных, самоопределения;

- установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоценности детства (ребенок – ключ к познанию человека, отношение к ребенку в социуме – показатель культуры общества).

В педагогической науке стран Запада и США возникает ряд направлений, которые ориентированы на поиск путей повышения эффективности образования. Практически все эти направления базируются на идеях педагогов-реформаторов прошлого и имеют исторические корни. Реализация преемственности прослеживается достаточно явно во всех педагогических концепциях, хотя можно встретить и принципиально новые подходы и идеи.

Получило широкое распространение гуманистическое направление в педагогике, опирающееся на учет индивидуальных способностей и интересов учащихся, идею их разностороннего развития и формирования личности. Такие известные западные ученые, как К.Роджерс, Дж.Браун, К.Паттерсон, А.Маслоу, Ш.Бюллер и др., принимали участие в разработке психолого-педагогических основ данного направления.

Потребности и интересы ребенка в русле этих идей считаются приоритетными относительно ценностей и потребностей общества, которые зачастую считаются чуждыми личности ребенка и насильственно привнесенными. Вследствие этого в практике обучения рекомендуется ориентироваться на познавательные стремления ребенка, а не на логику наук и внешнее требование. Ребенку предоставляется выбор предмета и формы обучения. В идеях гуманистической педагогики прослеживается противопоставление личности и общества, которое существенно ограничивает цели воспитания и образования в практике реализации данной педагогической концепции.

Особая роль отводится при этом альтернативным школам, к которым относятся: 1) двуязычные школы для детей иммигрантов, где преподавание ведется на родном и государственном языках; 2) школы для детей, испытывающих затруднения в учебе и нуждающихся в щадящих дидактических условиях; 3) авторские школы, где обучение и воспитание ведется по оригинальной педагогической системе; 4) школы, деятельность которых основана на идеях педагогов прошлого (М.Монтессори, Д.Дьюи и др.).

В конце 20 в. во многих странах установлено обязательное школьное обучение в течение 12 лет, введены обязательные государственные стандарты образования, на основе которых разрабатываются конкретные программы обучения.

Среди важных позитивных тенденций развития мировой педагогики и школы этого времени:

- курс на демократизацию школьных систем;

- дифференциация образования;

- гуманистическая направленность воспитания;

- использование форм и методов, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся;

- педагогизация новейших технических средств;

- модернизация классно-урочной системы;

- опытно-экспериментальная деятельность;

- интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования.

Реформы национальных систем образования осуществлялись по трем направления. Обучение необходимо было сделать ненасильственным для детей, естественным, мотивированным со стороны самих учащихся. Предполагалось создать единое пространство образования с преемственностью на всех ступенях системы. Нужно было при любом территориальном, социальном, возрастном положении человека дать ему возможность получить необходимое и достаточно качественное образование.

В последнее десятилетие 20 в. происходит процесс интеграции разных стран в сфере образования: создан Комитет образования государств – членов ЕС и другие органы, которые разрабатывают и рекомендуют желательные направления изменений образования в национальных образовательных системах европейских стран.

Кризис национальных культур и жанров.

Объективный процесс радикального коренного изменения бытия чело­века в мире обусловлен глубинными сдвигами в способах и типах деятель­ного и межличностного общения в общепланетарном масштабе.

Глобализация, сущностной основой, которой является информационная револю­ция, оказывает решающее влияние на все сферы человеческой жизни – экономику, поли­тику, культуру, язык, образование, духовно-нравственное развитие, межэтнические и меж­конфессиональные отношения. Все эти сфе­ры, вовлекаясь в убыстряющийся темп освое­ния и обмена информацией, приобретают качественно новые черты.

При условиях глобализации способность к самосохранению специфических культур возможна, но реализуется эта возможность только при определенных условиях. Первейшим из них является безусловная значимость национальной культуры для мирового сообщества; для этого данная культура должна быть не только внутренне богатой, но и воспринимаемой миром, нужной миру – тогда мировое сообщество нерефлекторно заинтересовано в ее сохранении, как общем достоянии. В этом последнем тезисе очень много дополнительных требований, при соблюдении которых только и может сохраниться данная культура. Это, например, способность народов к восприятию иной национальной культуры. Такая способность предполагает, в свою очередь, наличие в воспринимаемой культуре общечеловеческого содержания, причем настолько большое его содержание, чтобы стала реальной возможность усмотреть (тем или иным народом) это общечеловеческое содержание сквозь призму своего нацио­нально-культурного восприятия. Иными словами, концентрация общечело­веческого в той или иной культуре должна быть настолько значительной, чтобы она обеспечила возможность преодоления специфически националь­ных форм выражения общечеловеческого.

Таких культур немного. Но и выполнение данного условия еще не гарантирует сохранения куль­туры – это только возможность. В инокультурных странах должно быть довольно много людей, способных к восприятию “чужой” культуры. Но и на этом пути глубокую, общечеловеческую культуру ожидают опасности: не умея снизить общечеловеческое значение, инициаторы унификации воз­действуют именно на воспри­нимающего ее человека, делая его неспособным к такому восприятию. Здесь имеется большой выбор подобных средств: от внушения идей превосходства собственной культуры (с параллельным разрушением и ее до обезличивания каждого человека путем подмены личностного смысла жизни на унифицированные условные жизненные цен­ности, к усвоению которых человека подталкивает конкурентная борьба за их обладание.

Постмодернизм в философии и массовой культуре.

Под постмодернизмом следует понимать совокупное обозначение наметившихся в последние три десятилетия тенденции в культурном самосознании стран Запада. Понятие «постмодернизма», как основной проблемы современности, характеризующейся противоборством разнородных способов мышления и жизненных форм, впервые ввел в конце семидесятых годов французский философ Жан-Франсуа Лиотар («La condition postmodern», 1979). Философии постмодернизма как таковой не существует, не только по причине отсутствия единства взглядов между относимыми к постмодернизму мыслителями, но и по той причине, постмодернизм в философии возник из радикального сомнения в возможности самой философии как некого мировоззренческо-теоретического и жанрового единства. Поэтому уместно говорить не о «философии постмодерна», а о «ситуации постмодерна» в философии и культуре вообще. «Ситуация постмодерна» в философии и культуре совпадает с началом перехода ряда западных стран к постиндустриальному (информационному) обществу принципиально новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом. Постмодернистская ситуация в культуре сложилась к концу шестидесятых годов и является логическим финалом кризиса гуманистических традиций в философии Нового времени. Постмодернизм окончательно закрепляет переход от произведения к конструкции, от искусства, как «деятельности по созданию произведений», к «деятельности по поводу этой деятельности». Творческий процесс становится самоцелью искусства, объект – его произведением. Постмодернизм в культуре по сути дела является реакцией на коренное изменение взглядов на место культуры в жизни современного общества. Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения чистоты такого феномена как искусство. В основе искусства лежит некое созидающее начало, оригинальное творческое деяние. В современном постиндустриальном (или информационном) обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения, тиражирования любых произведений искусства невольно встает вопрос о существовании искусства, как уникального, неповторимого творения человеческого гения. ценности и идеалы шестидесятых не исчезли, не растворились в общественном сознании последующих поколений, а органично вплелись в контекст современной западной культуры.

2.Нравственные и духовные проблемы в странах Запада и России. Культура молодежного бунта.

В любом обществе господствующим течениям в культуре про­тивостоит контркультура. Она отвергает базовые ценности об­щества, предлагает альтернативное видение мира и свои моде­ли поведения. Контркультура является формой протеста со стороны людей, не нашедших себе места в жизни. Их поведе­ние нередко эпатирует, возмущает окружающих. В то же время в молодежной среде герои контркультуры часто приобретают популярность и становятся образцом для подражания.

Джек Керуак был уволен из рядов ВМС США с диаг­нозом шизофрения. Некоторое время он служил моря­ком в торговом флоте, затем бродяжничал, писал стихи, литературные эссе. В 1957 г. Керуак написал книгу в стиле «потока сознания» под названием «На дороге». Не имея четкого сюжета, книга прославляла романтику бродяжничества, наслаждение окружающей природой, свободу от каких-либо обязательств. Эта работа стала бестселлером, а у Керуака появилась масса после­дователей, известных как битники— в основном молодые люди, считающие, что у них нет обязательств перед обществом, и желающие, чтобы оно оставило их в покое. Они предпочитали обеспеченной жизни скита­ния, свободную любовь, наркотики. Ореол романтизма, созданный вокруг битников средствами массовой ин­формации, породил такое направление авангардист­ской музыки, как бит, отрицающий классические, акаде­мические формы музыкального творчества. Парадокс молодежных движений (битники, хиппи, рокеры и другие) заключался в том, что первоначально они несли вызов господствующей культуре «общества потребления». За­тем — становились частью этой культуры, модой, приносящей немалые прибыли предпринимателям от индустрии досуга и шоу-бизнеса.

Показательна судьба популярного музыкального ан­самбля 1960-х гг. «Битлз». Первоначально они выступали в небольших клубах, привлекая внимание слушателей не столько исполнительским искусством, сколько свобод­ной манерой поведения на сцене и умением затронуть в своих песнях темы, которые волновали молодежь. Со временем «Битлз» получили мировую известность. Воз­никло множество подражавших им музыкальных коллек­тивов.

Тема молодежного бунта занимала важное место в творчестве многих писателей, представителей критического реализма — в частности, Джерома Сэлинджера. Его роман «Над пропастью во ржи» вошел в сокровищницу мировой литературы. Англий­ский драматург Джон Осборнстал членом группы писателей, на­зывавших себя«злая молодежь». Его герои выражали тревогу и неудовлетворенность окружающей действительностью, осуж­дая буржуазное общество. Проблемы неустроенности человека в комфортабельном мире высоких технологий, протеста против попыток манипулирования сознанием поднимались многими писателями-фантастами, в частностиРэем Брэдбери в романе «451° по Фаренгейту», Куртом Воннегутомв антивоенной сати­ре «Крестовый поход детей».

Кроме того, в западных странах возникаю многочисленные молодежные течения, которые противопоставляли себя ценностям доминирующей культуры.

Хиппи.

В 1940—1950-х годах в США среди представителей «бит-поколения» существовал термин хипстеры, обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемнуюконтркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи в 1960-х годах развилась из бит-культуры 1950-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза. Одним из передовых и известных сообществ хиппи было сообщество «Весёлые проказники», о котором Том Вулф пишет в книге «Электропрохладительный кислотный тест».

Первое использование слова «хиппи» зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение «to be hip», означавшее «быть в курсе», «быть „мировым“», а нью-йоркские сторонники контркультуры из Гринвич-Виллиджа назывались «hips». В данном случае телевизионщики использовали слово hippie уничижительно, намекая на претензии намеренно плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка, быть hips.

Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл (в особенности «I’ve Got You Babe» Сонни и Шер), жили в коммунах (самые известные ныне коммуны находились в Хайт-Эшбери, районеСан-Франциско, позже в Дании — Свободный город Христиания), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Имели так же место «Jesus movement» и «Jesus Revolution» (рок-опера Иисус Христос — суперзвезда 1970 года). Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».

Пик популярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены неофициальные гимны хиппи — «San Francisco (Be Sure To Wear Some Flowers In Your Hair)» (автор — Джон Филлипс из The Mamas & the Papas, исполнялась певцом Скоттом Маккензи), «All You Need Is Love» и «She’s Leaving Home» The Beatles. Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка. В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла «Волосы», участники которого появлялись на сцене обнажёнными: с движением хиппи связана популяризация нудизма.

Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Некоторые идеи хиппи, казавшиеся в 1970-е годы консервативным обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека.

Битники.

На протяжении всей истории США для обитателей С. Америки огромное значение имело такое понятие как Американская Мечта. Каждое поколение жителей Нового Света определяло Американскую Мечту по-своему. Так, с середины 1950 – начала 1960-х гг. в США сформировалось литературное и молодежное движение, которое стало известно не только в США, но и во всем мире под названием “beat generation”, что в дословном переводе на русский язык обозначает «разбитое поколение». Согласно самой распространенной версии о происхождении термина, он был введен Джеком Керуаком (на фото справа) в 1948 году для описания собственного социального круга. Однако, если быть более точным, первоначально слово “beat” было введено Хербертом Ханком, и означало «пресыщенный», «истощенный», «разоренный», «беспомощный». Но Керуак внес свой, отчасти парадоксальный, скрытый смысл в данное слово, и оно стало употребляться в значении «оптимистичный», «блаженный», «превосходящий». Кроме того, он вложил в слово и музыкальный подтекст («барабанный бой»). Впоследствии был введен производный от “beat generation” и в некоторой степени уничижительный термин “Beatnik”, автор которого, Херб Кайен, представил его как аллюзию на русскоязычный вариант. Согласно его мнению, к битникам относились все нетрадиционные и прокоммунистические элементы общества.

Многие придерживаются мнения, что движение битников зародилось как агрессивно настроенная идеологическая группировка, которая отличалась симпатиями к фрейдизму, марксизму и русскому анархизму. Однако, полагаю, что история появления «разбитого поколения» в какой-то мере опровергает данное предположение. Как утверждают многие очевидцы, «разбитое поколение» увидело свет после духовного сближения трех «закадычных» друзей – Уильяма Берроуза, Аллена Гинзберга и, конечно же, автора самого термина «разбитое поколение» Джека Керуака. Всех троих, по их же словам, объединяло так называемое «новое сознание», которое должно было ознаменовать собою «новое рождение». Таким образом, трое неординарных и вечно «борющихся» с несправедливостью тривиального мира людей заявили о себе как о представителях нового поколения богемных «вольнодумцев».

Неудивительно, что родиной «разбитого поколения» стала демократичная и психоделичная Калифорния. Уже в 1953 году здесь начинает издаваться журнал начинающего поэта Лоуренса Ферлингетти под названием “City Lights”. А через два года на центральной улице Сан-Франциско открывается одноименный книжный магазин, где впервые стали продаваться книги битников. Самыми известными произведениями стали: книга Джека Керуака «На дороге», поэма Аллена Гинзберга «Вопль» и «Голый завтрак» Уильяма Берроуза. Две последние книги впоследствии были запрещены ввиду крайне «непристойной» манеры изложения. Художественный стиль битников отличался бессюжетностью, шокирующей лексикой, свободным стихосложением, крайней метафоричностью и неприкрытым натурализмом.

Таким образом, можно предположить, что именно конформизм послевоенной Америки, «ветхость» традиционных ценностей и попытка возрождения новой Американской Мечты через отрицание "бездуховных" элементов культуры явились причиной зарождения движения битников, которое изначально представляло собой, прежде всего, литературное движение.

Со временем количество представителей «разбитого поколения» возросло и стало измеряться тысячами. Оформились четкие принципы битников, которые сводились к провозглашению бродяжничества, отрешенности от социальных проблем, борьбе с традиционными ценностями, воспеванию гедонизма, а также увлечению дзэн-буддизмом. Ко всему прочему, битники стали зачинщиками сексуального бунта, выступали против общепринятой морали и стали особо пропагандировать «нетрадиционную» сексуальную ориентацию. Гомосексуализм стал не просто популярным, но и крайне модным в интеллектуальных кругах. Так, особенно яркими личностями, чье творчество было пронизано «нетрадиционной» тематикой, являются такие известные авторы как Генри Миллер («Тропик рака», «Тропик Козерога») и Томас Вульф.

Наряду с пропагандой гомосексуальной культуры, широкое распространение среди битников получило употребление наркотиков. Основатели «разбитого поколения» Гинзберг, Керуак, Берроуз изначально были активными приверженцами марихуаны. Со временем все битники, так или иначе, стали употреблять наркотики. Общественное негодование росло, негативная реакция была понятна и предсказуема. Однако не стоит забывать, что в условиях «холодной войны», гнетущей социальной атмосферы и страха перед вездесущим "коммунизмом", основной целью «разбитого поколения» являлся побег от буржуазного «искусственного» благополучия, от «мертвой» общественной морали, от цивилизации потребления, в конце концов. Другой вопрос, куда убегал каждый отдельно взятый участник движения? «Рожденные ползать» спасались наркотиками, искали «новое счастье» в гомосексуализме, а «рожденные летать» уходили «в себя», в дзен-буддизм или просто в «никуда», где занимались беспрестанной рефлексией и самоанализом. По большому счету, полагаю, битники, в первую очередь, искали «свободы от» и только затем уже «свободы для». Необходимо сказать, что некоторые ее обретали, одни – в «свободной любви», а другие – в «свободном сознании». В любом случае, битники заслуживают уважения и, прежде всего за то, что они в сложившихся условиях, по крайней мере, попробовали остаться «живыми». Эту мысль точно и красиво выразил один из героев Керуака: «Я люблю сумасшедших, таких, которые бешено хотят жить, бешено хотят говорить, бешено хотят спастись, которые хотят иметь все сразу, которые никогда не говорят пошлостей, а всегда горят, горят, горят».

Вопросы и задания для самопроверки.

1. Укажите основные тенденции в развитии западной культуры и науки после Второй Мировой войны (письменно).

2. Выпишите термин: научно-техническая революция, глобализация. Используя интернет ресурсы покажите, какие важные открытия и изменения произошли в науке после Второй мировой войны.

3. Выпишите основные социально-экономические проблемы современного общества.

Наши рекомендации