Эвристическое значение принципа глобального эволюционизма в объяснении динамики мира и проблем современной картины мира
Все эвристические методы рекомендуют начинать решение любой проблемы с написания её понятной формулировки. На следующем этапе целесообразно выписывать из любых словарей и энциклопедий различные значения всех слов, которые использованы в формулировке проблемы. Проблема сразу же перестает быть понятной, но, в силу фундаментального единства мира, в выписанных значениях слов обязательно найдется подсказка решения. Действительно, обычно мы ищем новые для той или иной предметной области взаимосвязи предметов и явлений. Чаще всего они уже известны в других областях знания. Итак, на примере обсуждения принципа фундаментального единства мира можно видеть, что общенаучные принципы чрезвычайно полезны для понимания и объяснения многих закономерностей, в том числе и глобальных проблем современной цивилизации. Принцип Эволюции в контексте космической философии приобретает значение самоорганизации, понимаемой и как процесс возникновения более сложных структур из более простых, и как глобальный Эволюционизм. Человек оказывается отнюдь не вершиной эволюции - ему предстоит прогрессировать в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Процесс эволюции, по глубокому убеждению французского философа Пьера Тейяра де Шардена (1881 - 1955гг), как процесс усложнения структуры Вселенной и ее частей, охватывает оба мира Вселенной - материальный и духовно-нематериальный, и усиливает взаимодействие между ними. Мир - живое целое, пронизанное действием божественных творческих сил, возводящих его к будущему финальному состоянию преображенного совершенства. Именно человек здесь является центральным звеном связи Бога и мира; через его духовное становление мир восходит к высшим своим состояниям, а необходимые для этого энергии нисходят свыше через человека. Сама космическая эволюция предстоит здесь не разрушением, а пересозданием мира, дня которого нужна полнота раскрытия духовных, интеллектуальных и душевных сил человека. Тейяр де Шарден, таким образом, приближается к раннехристианскому представлению о том, что в глубинах мировоззрения зреет новая жизнь, которая должна родиться и увлечь за собой все лучшее, чем прекрасен наш мир, и что должно обрести в будущей жизни новое и высшее бытие. Как утверждал де Шарден, идея эволюции не просто гипотеза, но условие всякого опыта, универсальный поворот мышления, к которому отныне должны приноравливаться все наши настоящие и будущие конструкции универсума. Процесс эволюции коренится в самой действительности и присущ всем явлениям природы. Он проявляется как закон бытия - отныне все системные теории должны исходить из этого принципа, если хотят, чтобы серьезно рассматривали или принимали.
По словам русского философа Н.Ф. Федорова, с появлением человека открылся новый этап в развитии мира, отличительной чертой которого является постепенное высвобождение духа из - под материального - мысль становится множеством, чтобы завоевать все обитаемое пространство. Но как же разум может стать силой, а сила - разумом? Сила станет разумной, когда знание, когда разум станет управлять ею. Стало быть, все зависит от человека». Человеком движет уже не только стремление выжить и продолжить свой род, но и потребность в реализации своих идей. Границы ноосферы определяются, по словам известного советского ученого Никиты Николаевича Моисеева (1917 – 2000), исключительной интегральной спецификой человеческого разума, они не постоянны, зависимы от степени разумности и качества жизнедеятельности человека, (техносфера, социосфера). Моисеев рассматривает два сценария развития ноосферных процессов: апокалипсис, когда разум разрушает сам себя, и второй – возможность гармонической конвергенции всех типов материальных систем, коэволюцию как новый этап согласованного существования человека и природы. В содержании слова коэволюция наличествуют как минимум два бытия – природное и социальное. Сам же термин коэволюция расшифровывается как онтологизированое бытие. Эволюция человеческого общества, по Моисееву, происходит при сохранении генетических констант (начал) человеческого вида и реализуется через взаимосвязные процессы развития социальных структур, общественного сознания, материальной и духовной культуры. Ноосфера как сфера разума предполагает перестройку всего бытия с ориентацией на принципы непротиворечивого коэволюционного (гармоничность, согласо-ванность) развития Новый подход к решению идеи развития (середина ХХ в.) дал возможность объединить представления об основных структурных уровнях организации мира (органический, социальный) в единую целостную систему на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус. Если конкретно характеризовать тенденции синтеза современных научных знаний, то они выражены в стремлении построить научную картину мира на основе принципа глобального эволюционизма. Таким образом, в современной науке и культуре концепция глобального эволюционизма принимается повсеместно. Причем эволюционный подход приобретает статус подлинно научной методологической стратегии познания природы и общества, поскольку не ограничивается только описанием и классификацией развивающихся объектов (систем), а органично соединяет требования эволюционной интерпретации самых разных систем с принципом их системного анализа (возник в 60 – е г.г. ХХ в.) – совокупность методов и средств, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов, прежде всего методов выработки, принятия и обоснования решений при проектировании, создании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами. Согласно принципам системного анализа, возникающая перед обществом та или иная сложная проблема (прежде всего проблема управления) должна быть рассмотрена как нечто целое, как система во взаимодействии всех ее компонентов. Важной особенностью системного анализа является единство используемых в нем формализованных и неформализованных средств и методов исследования. В результате процесс развития понимается как динамичная самоорганизующаяся система разной степени сложности, в которой происходят направленные во времени их изменения от одного типа организации к другой.
Следовательно, вывод о динамической природе бытия и атрибутивности развития мира находит свое убедительное подтверждение в философии, науке и культуре разных эпох и народов. Мир и существование человека в нем неотвратимо подвержены изменениям, составляющим извечную загадку бытия. К. Маркс писал о том, что настанет время, когда науки естественные и науки общественные сольются в единую науку о Человеке, которая превратится в науку о Природе, ибо её будущность уже будет зависеть от Разума и Воли людей, которые сами являются порождением Природы, Вселенной. Из этого следует, прежде всего, что необходимо искать эти общие законы, которым подчиняется развитие мертвого или, как говорил В. И. Вернадский, косного вещества, эволюция живого вещества и развитие общества, ибо при всем могуществе Разума и Воли людей при той свободе выбора, которую дает нам эволюция, эти общественные законы мы не можем преступать так же, как и законы физики (закон сохранения массы, например). Попытка игнорировать эти законы приведет к бедствиям, к уродливым общественным структурам, к уходу от столбовой дороги в никуда. Значит, человек, общество так же должны следовать диалектическим законам развития материального мира. Диалектика – гибкий и могучий инструмент, позволяющий увидеть целое, как причудливое переплетение частностей, их противостояние, порождающее развитие. Много раз диалектика уже служила нитью Ариадны (героини греческой мифологии, давшей Тезею клубок ниток, чтобы помочь ему выйти из лабиринта) – Ариаднина нить, о том, что помогает выйти из затруднительного, сложного положения в необъятных лабиринтах научного анализа (познание). Но одной диалектики мало – это всего лишь метод, способ анализа, а нужны конкретные знания, нужна некоторая общая научная позиция. Не мир, космос без человека, не человека оторванного от природы, а их единство и взаимосвязь. Без этой позиции понять процессы, происходящие в современном мире, вряд ли возможно.
Эпоха, в которую мы вступили или лучше сказать, которая нас ожидает, можно назвать, следуя В. И. Вернадскому, эпохой Ноосферы, она и потребует целенаправленного развития всех сфер общества, в том числе и нравственного начала, ибо научное мышление целей не создает, оно незаменимо в другом – в выявлении средств для достижения цели, став вектором нашей воли.