Категории материалистической диалектики и их методологическое значение
Каждая наука имеет свои основные понятия. Понятие – это отражение предметов и явлений в обобщенной форме, это мысль указывающая на общий и отличительный признак класса вещей. Наиболее общие понятия называются категориями. Различают конкретно-научные, общенаучные и философские категории.
Конкретно-научные категории возникают на основе обыденного языка, являются специфическими понятиями, используемые в одной какой-либо отрасли знания и отражающие особенности этой науки (например, химический элемент, валентность, сила, энергия, болезнь, здоровье и т.д.). Общенаучные категории являются общими понятиями, используемые во многих науках (информация, алгоритм, структура, функция, система, определенность, неопределенность, энтропия, знак и т.п.). Они результат процесса интеграции знаний и появление новых научных дисциплин на стыке существующих (биофизика, биохимия, патофизиология, кибернетика, информатика, синергетика, ноосферология, когнитология и т.п.). Философские категории используются во всех науках, это наиболее общие понятия выражающие всеобщие условия существования, движения и развития явлений мира. Они находятся в определенном соотношении с конкретно-научными и общенаучными категориями. Категории диалектики отражают в мышлении атрибуты действительности – универсальные и неотъемлемые свойства материальных объектов. Они результат не только теоретической, но и практической деятельности. Познание и практика слиты воедино.
Субъективные идеалисты считают, что категории носят субъективный характер, они являются субъективными ощущениями и представлениями, существуют только в субъекте и поэтому не имеют научной ценности. И. Кант понимал категории только как формы развития познания или априорными формами рассудочной деятельности, что не связаны с объективной реальностью. Объективные идеалисты рассматривают категории как чистые сущности, которые существуют самостоятельно, независимо от объективной реальности. Гегель, например, считал, что категории являются ступенями развития абсолютной идеи.
Материалистическая философия рассматривает категории как единство объективного и субъективного, как их гибкое взаимодействие. Философские категории относятся ко всем явлениям действительности, отражают бытие и в то же время являются ступенями развития познания, мышления. Они выполняют онтологическую, гносеологическую, методологическую, аксиологическую и другие функции, способствуют раскрытию сути диалектических проблем. Онтологическая функция в том, что категории отражают наиболее общие свойства и характеристики бытия. Гносеологическая функция состоит в том, что с помощью категорий человеческое мышление способно обобщенно отражать действительность, формировать систему научных понятий. Методологическая функция заключается в том, что наше мышление, будучи категориальным по своей природе, познавая категории, становится еще более гибкой, продуктивной и является средством понимания, интерпретации и изменения действительности. Благодаря философским категориям мы познаем отношения и связи объектов, их сущность. Предметы и явления предстают перед нами не как хаос, а в форме закономерности и необходимости.
В диалектике рассматриваются следующие парные категории: единичное (особенное) и всеобщее, сущность и явление, содержание и форма, часть и целое, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Все эти категории отражают определенные типы связей, взаимодействуют между собой, образуют систему (детерминизм), а связи внутри каждой пары носят закономерный характер.
Единичное (особенное) и всеобщее – философские категории, отражающие устойчивые, универсальные типы связей предметов и явлений окружающей действительности, а также выступающие ступеньками познания бытия. Они сформировались в результате практической и познавательной деятельности людей.
Единичное – категория, отражающая неповторимые свойства и характеристики предметов и явлений, то что характерно лишь для данного предмета. Особенное - философская категория, выражающая специфические характеристики класса объектов, то что присуще некоторым объектам и отличает их от других групп и классов объектов. Всеобщее – категория, отражающая одинаковые, общие, сравниваемые свойства всех вещей, то что присуще каждому предмету класса вещей. Единичное, особенное и всеобщее являются только характеристиками, свойствами, сторонами материальных предметов. Реально, самостоятельно существуют только отдельные, конкретные предметы и явления, которые представляют собой единство единичного, особенного и всеобщего, единство повторяющегося и неповторимого.
Всеобщее в медицине проявляется как нозологическая единица1, как выражение внутренних, устойчивых, повторяющихся признаков и свойств, характерных для одной какой-либо болезни. Нозология – учение о болезнях, их классификации и номенклатуре. Существующая классификация болезней осуществлена по нозологическому принципу. Нозологическая единица – это конкретная болезнь с присущей ей совокупности симптомов и синдромов и характерными патоморфологическими изменениями. Особенное есть проявление специфики некоторых болезней. Например, болезни сердечно сосудистой системы имеют свои особенности (нарушение кровообращения), болезни органов дыхания (нарушение газового обмена) отличаются от болезней пищеварительного тракта и т.д. Болезнь (как всеобщее) проявляется у конкретного индивида как нозологическая единица (единичное). Диагностика есть установление болезни у конкретного индивида (единичное) через сравнение и сопоставление известных нозологических форм (всеобщее) и выявления их специфики (особенное).
Сущность и явление – объективные универсальные характеристики окружающей действительности. В процессе познания они выступают как ступени постижения бытия. Сущность - это отражение внутренних, глубинных свойств и связей. Это совокупность отношений, связей и закономерностей, которые определяют главные свойства предметов. Сущность это внутреннее содержание, регулирующее процессы функционирования и развития предметов и явлений объективной реальности.
Явление отражает объективную внешнюю сторону окружающих нас предметов и явлений, с которыми мы сталкиваемся в процессе практической деятельности. Сущность одна, а выражается через множество явлений. Сущность и явление никогда не совпадают, они находятся в противоречивых отношениях. Сущность выражает главное, основу вещей, то что находится в глубине, а явление есть внешнее выражение сущности, форма проявления предметов на поверхности.
Явление познается непосредственно чувствами, тогда как сущность скрыта, не может быть познана простым созерцанием. Цель науки состоит в раскрытии сущности вещей во внешних формах их проявления. Познание есть процесс движения от явления к сущности, проникновение в глубь вещей. Без познания сущности, законов невозможна практическая деятельность людей.
В медицине сущность совпадает с патогенезом, а явление с проявлением болезни – с симптомами и синдромами. Познавая симптомы и синдромы, мы проникаем в сущность болезни, а познавая патогенез, мы можем предположить возможное проявление и развитие болезни. Главная задача медицины как науки состоит в раскрытии сущности болезни, поскольку с ликвидацией сущности исчезают и явления. Если мы не знаем сущность болезни (или неправильно познаем её), то наше лечение неэффективно. Применяющееся симптоматическое лечение дает только временное улучшение, но не вылечивает полностью пациента.
Содержание и форма – философские категории, выражающие структурные связи предметов и явлений. Содержание есть единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. Форма есть способ существования, проявления и выражения содержания. Так, содержанием живых организмов является их жизнедеятельность, обмен веществ, многообразие физиологических функций, связанных с органами, клетками и другими органическими структурами. Содержание и форма диалектически взаимосвязаны: содержание формировано, а форма содержательна. Вместе с тем надо иметь в виду, что содержание более динамично, оно определяет форму.
В биологии и медицине содержание и форма проявляются как общенаучные категории - функция и структура. Функция – это специфический способ проявления свойств объекта в его взаимодействии с окружающими предметами.Структура – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Функция определяет структуру. Функция любой железы – в выделении секрета, поэтому в структуре различают секреторные клетки, каналы и протоки. Гиперфункция органа ведет к гипертрофии тканей, а гипофункция – к гипотрофии. Но не нужно понимать структуру как нечто пассивное или безразличное к функции. Например, неправильно сросшийся перелом (структура) ведет к ограничению функции конечности. Содержанием болезни является весь патологический процесс, совокупность физиологических и морфологических изменений. Формой болезни является способ ей проявления – острая или хроническая, тяжелая или легкая форма.
Часть и целое – философские категории, также отражающие структурные связи, отношения между различными предметами и их сторонами и элементами. Целое – понятие, отражающее предмет или совокупность предметов, которые включают в себя связь сторон, элементов и которые имеют такие свойства (интегральные), что не находятся в составных частях. Часть выражает не какой-либо единичный материальный отдельно взятый предмет, а такой предмет, который взят в отношении с другим предметом и по отношению к нему выступает как часть и целое. Часть имеет значение только как составное целого, взятое вне целого она уже не часть, а самостоятельное материальное образование. Часть есть элемент или совокупность элементов, которые органически включаются в целое, в систему и находятся в определенной структурной зависимости от этой целостной системы. Целое отличается от суммы, или совокупности составных частей тем, что оно является относительно устойчивым к взаимодействиям составных частей и имеет такие качества, которые не свойственны частям, отдельно взятым элементам. Целое - это такая система, которая имеет интегративные качества. Взаимодействие целого и частей характеризуется возникновением системы связей между частями и целым, потерей некоторых свойств частями при включении их в целое, появлением новых свойств обусловленных связями частей.
Рассмотренные выше категории в медицине проявляются как общее и местное. Болезнь есть общее поражение организма с местной локализацией. Например, кожные заболевания, возникают как результат нарушения обмена веществ организма с местной локализацией. Поэтому местное лечение как правило мало эффективно. Для биологии и медицины более важен принцип целостности, который обязывает изучать все связи и отношения между частями и целым, или между различными типами целостности. Каким бы целым ни был изучаемый предмет, мы должны предвидеть, что он может быть частью другого большего целого, который в свою очередь может быть частью ещё большего целого. И наоборот, предмет (элемент) как часть какого-то целого может быть целым для своих составных частей. Изучение этих связей (от части к целому и от целого к частям) дает возможность выявления существенного и специфического.
Причина и следствие – философские категории, выражающие детерминативные связи предметов и явлений. Причина – это явление, которое предшествует, вызывает, определяет, производит, или влечет за собой другое явление. Следствие есть результат действия причины. Причинность – это такое взаимодействие предметов, когда изменения одного предмета (причина) предшествуют и с необходимостью ведут к изменению другого предмета (следствие). В действительности существует бесконечная цепь причинных связей. Результат действия причины (следствие) может быть причиной для другого следствия, последнее в свою очередь может быть причиной для других явлений и т.д. Причина есть действующее явление. Явление, которое не действует, не вызывает следствие, не есть причина. Микроб сам по себе не есть причина болезни. Причиной болезни является взаимодействие микроба с организмом.
Причина и следствие имеют объективный и универсальный характер. Между причиной и следствием существует генетическая, детерминативная, необходимая, необратимая и однозначная связь. Одно и та же причина может вызвать разные следствия, и одно и то же следствие может быть результатом действия многих причин. Это зависит от условий. Условие – понятие, отражающее одно из форм всеобщей связи предметов и явлений без которых они не могут существовать. Условие - это окружающая среда, в которой действительность существует и развивается. Важно не отождествлять причину с условиями. Если причина непосредственно порождает следствие или явление, то условие само по себе никогда не вызывает следствие. Условие только способствует развертыванию причинных связей, ускоряет или замедляет проявление причины, видоизменяет причину и соответственно появление следствия. Различают необходимые и достаточные условия. Необходимые условия есть такие явления, которые имеют место всегда, когда проявляется соответствующее действие. Достаточные условия – такие явления, которые обязательно порождают данное действие.
Для практической деятельности очень важно выявить причину явлений. Если мы не знаем причину, то не можем проникнуть в сущность процессов и явлений. Если мы не знаем причину болезни, то мы не можем правильно диагностировать и лечить данную болезнь. Одновременно необходимо преодолеть односторонний, метафизический подход к пониманию причинных связей. Причинность проявляется через множество внутренних и внешних условий. В зависимости от условий одна и та же причина может вызвать разные следствия, а различные следствия могут быть порождены одной и той же причиной.
Кондиционализм –концепция, согласно которой причинность сводится к совокупности всех условий, необходимых и достаточных для появления следствия. Кондиционализм игнорирует роль причины и преувеличивает условия, не делает различия между причиной и условиями, отождествляет их. Он считает, что следствие зависит только от условий.Надо иметь в виду, что условия сами по себе никогда не вызывают следствия, они только способствуют развертыванию причинности, видоизменяют появление следствия. Содержание следствия определяется причиной, которая преломляется через внутренние и внешние условия.
Монокаузализм - метафизическое течение, которое абсолютизирует роль причины (какова причина – таково и следствие) и игнорирует специфику условий. Это течение возникло в период открытия микробов как причины патологических процессов. Причинность отождествлялось с микробом, считалось что достаточно найти микроорганизм и причина ясна. В действительности микроб может быть причиной болезни, но содержание патологического процесса зависит не только от микроба, но и от внутренних и внешних условий организма. Один и тот же микроб может порождать различные патологические процессы. Например, палочка Коха может вызвать легочной туберкулез, туберкулез внутренних органов и костно-суставной туберкулез.
Необходимость и случайность – философские категории, отражающие детерминативные связи объективного мира. Необходимость есть такое развитие предметов и явлений, которое возникает закономерно, вытекает из их сущности и есть результат внутренних, устойчивых и повторяющихся связей и отношений. Необходимость есть такой способ осуществления возможности, когда предмет в определенных условиях имеет только одну возможность, которая рано или поздно превращается в действительность. Случайность вытекает из внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности. Случайность есть результат совпадения, перекрещивания независимых причинных связей. Это такой способ осуществления возможностей, когда предмет или явление в определенных условиях имеет много возможностей, а реализуется одна какая-то из них. Развитие выступает как единство необходимости и случайности. Предметы и явления как необходимы, так и случайны (в зависимости в каких отношениях мы их рассматриваем). Необходимость реализуется через массу случайностей, а случайность есть форма выражения и дополнения необходимости. Связь между необходимостью и случайностью реализуется через статистические и динамические закономерности.
Болезнь есть и необходимое и случайное явление. Заражение инфекционной болезнь всегда случайно. Но если микроб попал в организм, то он с необходимостью вызывает патологический процесс. Каждое конкретное проявление инфекционного заболевания случайно, но эпидемический процесс в целом имеет свои закономерности, проявляется как необходимость. Врач под различными случайностями должен найти необходимость, закономерность.
Возможность и действительность – философские категории, выражающие объективные тенденции развития, связь между новым и старым в процессе развития. Возможность – это совокупность необходимых и достаточных предпосылок, обуславливающих закономерное возникновение того или иного явления. Действительность есть результат осуществления некоторой возможности, в широком смысле – совокупность всех реализованных возможностей, это окружающий нас мир. Каждый предмет или явление содержит в себе различные возможности как тенденции развития. Возможность есть потенциальная действительность или будущее в настоящем. Каждая возможность имеет основу и условия. Различаем абстрактные и конкретные возможности. Абстрактная возможность есть такая тенденция развития, которая в принципе может быть, не противоречит действительности, но для её осуществления нет ещё необходимых условий. Конкретная возможность – тенденция в развитии, которая может быть и имеет все необходимые и достаточные условия для реализации. Абстрактную возможность надо отличать от невозможности – то, что противоречит действительности, законам науки. Создать вечный двигатель невозможно, так как это противоречит закону сохранения и превращения энергии.
Для практической деятельности очень важно знание диалектики возможности и действительности, видеть в старом новые и прогрессивные тенденции и поддержать их. Не подменять действительность желаемым, тем что может быть. Важно также исходить из реальных, а не абстрактных возможностей. Последние ведут к ошибкам и самообману. В медицинской практике врач должен создавать такие условия, чтобы одни возможности реализовались, а другие предотвращать. Больной имеет несколько возможностей. Знание этих категории позволяют обосновать соответствующую тактику лечения.
Детерминизм – философская доктрина об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Это концепция, согласно которой все предметы и явления, включая и человеческие действия, обусловлены материальными причинами и связями. Даже человеческая воля не свободна, а предопределена. Детерминизм, в широком смысле слова, есть такая концепция мира, способ объяснения происходящих в нем изменения, которая основывается на принципах причинности и закономерности. Принцип детерминизма имеет два аспекта: мировоззренческий (чем определяются явления и события?) и методологический (как определяются предметы и явления?).
Идеи детерминизма встречаются ещё в античной философии, примером в этом смысле является атомистическая теория. Но как философская концепция детерминизм сформулирован П. Лапласом (1749-1827). Он считал, что если бы мы могли познать все силы и связи в мире, то мы могли бы предсказать с очень большой точностью будущее. Детерминизм Лапласа называется ещё механистическим, так как он распространялся только на закрытые, механистические системы. Все связи и отношения сводились только к причинным связям, игнорировались другие связи и условия. Причинность понималась только как действие извне. Связь между причиной и следствием считалось необходимой и закономерной, поэтому утверждалось, что в мире все необходимо, что нет места случайности или случайность есть незнание причины. Научный детерминизм объясняет мир посредством взаимодействия многих связей и отношений (причина, условие, возможность, действительность, необходимость, случайность и т.д.). Детерминизм противоположен индетерминизму – философское учение, отрицающее причинное обуславливание явлений в мире.
12.4. Законы диалектики и их проявление в медицине
Для понимания сущности диалектики необходимо выяснить её законы. Если категории в каждой науке составляют систему понятий, раскрывающих её содержание, то формулируемые на основе категорий законы отражают её сущность. Закон есть отражение внутренних, устойчивых, необходимых, повторяющихся и существенных связей явлений и процессов. Закон – это научное понятие, отражающее результат познания и выражает действительность в обобщенной форме. Следовательно, содержание законов определяется самой объективной реальностью. По своей форме законы представляют собой суждения и выводы, состоящие из понятий, они логические формы мышления.
Законы диалектики отличаются от законов науки своей всеобщностью и универсальностью, они охватывают все сферы объективной реальности и раскрывают глубинные основы движения и развития. В диалектике логично выделить три закона: взаимный переход количественных и качественных изменений, единства и борьбы противоположностей и отрицание отрицания. Все они функционируют одновременно и отражают различные аспекты развития.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений проявляется на уровне явления и раскрывает механизм развития. Суть его в том, что постепенные количественные изменения (если они накапливаются) на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений. Закон раскрывается в понятиях качества, количества, меры и скачка. Качество – относительно устойчивая система свойств и отношений. Количество – это степень развития качества. Гегель дает следующее определение этих категорий: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность в отличие от рассматриваемого после него количества, которое, правда, также есть определенность бытия, но уже не непосредственно тождественная с последним, а безразличная к бытию, внешняя ему определенность»1. Количественные и качественные характеристики взаимосвязаны, изменения одних приводят к изменению других элементов системы. Материальные системы составляют определенное единство качества и количества, т.е. меру. «Мера есть качественно определенное количество прежде всего как непосредственное; она есть определенное количество, с которым связано некое наличное бытие или некое качество»[2]. Переход от одного качества к другому совершается через скачок. Он представляет собой переход от одной меры к другой, отрицание старого и рождение нового.
В медицинской деятельности этот закон имеет большое значение для понимания патологических процессов, их дифференциации и определения тактики лечения. Болезнь и здоровье, норма и патология являются различными качествами. Качественные и количественные изменения являются результатом взаимодействия вещей и процессов. Однако количественные изменения предшествуют качественным. Врач должен учитывать эти количественные изменения, чтобы понять степень развития патологического процесса, предвидеть возможность появления осложнений как переход в другое качество. Действие лекарственных препаратов зависит от дозы и комбинации различных препаратов. Например, малые дозы фенобарбитала действуют успокаивающе, средние дозы – как снотворное, а большие дозы наркотически. Но это не значит, что если мы увеличим дозу в 10 раз, то больной быстрее выздоровит. Здесь будет переход от одного качества (терапевтическое) к другое (токсическое). Медикам хорошо известно явление синергизма и антагонизма в действии лекарств, поэтому комбинации различных препаратов дают своеобразный эффект.
Закон единства и борьбы противоположностей проявляется на уровне сущности и выявляет источник самодвижения и развития предметов и явлений. Этот закон проявляется через категории единство и борьба, тождество и различие, противоположность и противоречие. В структуре самого противоречия можно выделить два взаимосвязанных момента: единство (которое представляет собой устойчивое взаимодействие определенных явлений и процессов, это «положительная» сторона противоречия) и борьба (изменчивость, «отрицательная» сторона противоречия). В то же самое время каждый предмет или явление обладает двумя противоположными качествами – тождеством и различием. Тождество – это одинаковость, равенство предмета с самим собой, то что делает предмет как таковой. Но тождество временно, относительно. Различие – это неодинаковость, неравенство предмета, то что отличает его от других предметов, это стремление выйти за рамки предмета, нарушить его тождество. Борьба между тождеством и различием приводит к возникновению противоположностей и противоречий.
Источником развития является диалектическое противоречие. Предметы и явления представляют собой единство и борьба различных противоположностей. Противоположности – это взаимодействие взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Они носят объективный и всеобщий характер, их взаимодействие формирует диалектическое противоречие. Противоречие как источник самодвижения и развития есть в любой развивающейся системе. Меняются лишь состояния, количественные параметры, характер противоречий, их значимость для системы. Состояниями противоречий являются единство и тождество (гармония), различие, противоположность (дисгармония), противоречие (конфликт). Диалектические противоречия в процессе обострения доходят до конфликта и с необходимостью должны разрешаться. Но с разрешением одних противоречий возникают другие и так до бесконечности. В процессе разрешения противоречий уничтожаются только те моменты, которые устарели, тормозят развитие.
Болезнь возникает в результате взаимодействия противоположностей – повреждающего фактора и защитно-приспособительных сил организма. Но для медика важно знать не только наличие противоположностей, но и их конкретная характеристика (степень патогенности микроорганизма, состояние иммунных сил организма и т.д.). Лекарства также имеют противоположные действия (терапевтическое и токсическое, положительно влияет на одну систему и отрицательно на другую), что несомненно должно учитываться врачом.
Закон отрицания отрицания проявляется и на уровне явления и на уровне сущности и раскрывает направленность развития. Суть его в том, что старое отрицается новым, а новое в свою очередь отрицается ещё более новым. Диалектическое отрицание – это философская категория, выражающая момент связи и преемственности в процессе развития действительности. Развитие есть процесс перехода от одного качество к другому, от старого к новому, от низшего к высшему. Этот переход имеет место как снятие, преодоление старого, когда старое качество уничтожается не полностью, а только то, что устарело, что не имеет будущее, что тормозит развитие. Новое, положительное, ценное, - это то что имеет перспективу. Будущее сохраняется, передается следующим этапам. Диалектическое отрицание есть необходимый момент в процессе развития, и выступает как способ разрешения противоречий (через снятие). Оно имеет объективный и универсальный характер, существует во всех предметах и явлениях.
Диалектическое отрицание есть в то же время самоотрицание, каждый предмет или явление содержит в себе свое собственное отрицание. И этот процесс носит закономерный характер. У Гегеля этот закон имеет форму триады: тезис – антитезис – синтез. Развитие начинается с тезиса – исходного положения, которое в процессе отрицания превращается в свою противоположность - антитезис. В свою очередь отрицание антитезиса ведет к синтезу. Синтез есть диалектическое единство противоположностей (тезиса и антитезисе) и не что иное как возврат к исходному. В процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания – снятия, воспроизводит на более высокой основе характерные черты исходной ступени развития, а само развитие имеет спиралевидную форму. В прошлом веке Ф. Мюллер (1864) и Э. Геккель (1866) сформулировали биогенетический закон, согласно которому индивидуальное развитие особи (онтогенез) является как бы кратким повторением важнейших этапов эволюции (филогенеза) вида. Процесс развития особи надо рассматривать не только как создание нового организма, а и как сохранение элементов старого в новом. Закон отрицания отрицания проявляется в развитие объективной реальности, практической и теоретической деятельности людей.
Все законы диалектики имеют методологическое значение для развития медицинской теории, для диагностики и лечения болезней, для формирования определенного стиля мышления.
Альтернативы диалектики. Диалектика не является единственной теорией развития окружающей действительности. В философии широко применяются и такие методы как феноменология, герменевтика, структуралистский, исторический, психоаналитический и др. Противостоят диалектике - метафизика, «негативная» диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.
“Негативная” диалектика сформулирована Т. Адорно (1903-1969) и Жан-Поль Сартром (1905-1980). Они критикуют и отбрасывают основные положения традиционной диалектики, считают, что диалектика Гегеля и Маркса недостаточно негативна, так как результатом отрицания у них является позитивность. «Негативная» диалектика должна все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать.
Эклектика означает бессистемное, лишенное единого основания соединение разнородных положений, идей, концепций. На первый взгляд эклектика похожа на диалектику, на принцип всеобщей связи. Если диалектика призывает учитывать все связи и отношения и одновременно требует выделять главные, системные, закономерные связи, то эклектика этого не делает. Эклектика – это создание искусственных интеллектуальных конструкций, оторванных от действительности.
Софистика – означает уловка, выдумка, головоломка и употребляется для обозначения пустых, схоластических рассуждений. Используется как прием сознательного искажения фактов, как произвольное абсолютизирование того или иного момента развития. Софистика есть ложное умозаключение, но воспринимаемое правильным по форме, это попытка выдать ложь за истину и истину за ложь.
Релятивизм – принцип, согласно которому в мире все относительно, что человеческие знания изменчивы и обладают значимостью только для определенной точки зрения. Релятивизм абсолютизирует изменчивость мира, а догматизм, наоборот, устойчивость. Догматизм рассматривает мир и человеческое познание в статичном состоянии, соответственно и теоретические формулы являются неизменными догмами Догматизм – это негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.
Литература
Гурвич С.С., Петленко В.П., Царегородцев Г.И. Методология медицины. Киев, 1977.
Лисицын Ю.П., Сахно А. В. Здоровье человека – социальная ценность. М., 1988.
Материалистическая диалектика в 5-и т. М., 1981 Т.1. и Т.3.
Петленко В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. Л., 1982.
Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и медицина. М., 1966.
Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М., 1986.
Философия и медицина. Л., 1986.
Щепин О.П., Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Медицина и общество. М., 1983.
Глава 13. Синергетика и её значение для современной науки и практики |
13.1. Предпосылки возникновения синергетики и её
предмет. Синергетика как новый взгляд на мир: от
классической науки к постнеклассической
В последние годы особенно интенсивно развиваются научные исследования в области самоорганизующихся процессов на различных уровнях развития материи. Речь идет о мире нелинейных открытых системах – физических, химических, биологических и социальных системах. Мощное развитие нелинейных методов исследования сложных систем позволили сделать удивительные открытия. Ученые разных направлений осознали необходимость в обобщении и синтезе огромного потока новых знаний и отыскании новых общих закономерностей развития сложных систем, способных к самоорганизации. Это направление междисциплинарных исследований выдающийся немецкий ученый Герман Хакен назвал “Синергетика”1. Это понятие происходит от греческого “sinergetikos” – что означает содействие, сотрудничество. Данное название подчеркивает сопряженность взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого. Достаточно хорошо известно слово “синергизм”, которое, по мнению некоторых авторов, имеет, по крайней мере, два значения:
1) Совместное и однородное функционирование органов (например, мышц) и систем; известный физиолог Ч. Шеррингтон называл синергетическим, или интегративным, согласованное воздействие нервной системы (спинного мозга) при управлении мышечными движениями.
2) Комбинированное действие лекарственных веществ на организм, при котором суммарный эффект превышает действие, оказываемое каждым компонентом в отдельности.
Исходные идеи синергетики мы находим ещё в концепциях древних мыслителей Индии и Китая, где подчеркивается мысль, что в мире всё взаимосвязано и что самые несущественные случайные изменения могут спровоцировать большие следствия. Все в мире важно, утверждали древние мыслители, поскольку самая маленькая частица космоса проникнута мировой душой и имеет равные права с другими частями вселенной.
Другой взгляд развивает классическая наука, начиная с Аристотеля. Последняя привела к замене описательно-метафизической картины мира, содержащейся в доктрине Аристотеля, математически-позитивистской концепцией Галилея. Иными словами, она заменила взгляд на мир как телеологический космос описанием событий по законам причинности, выражаемым в математической форме. Эта естественнонаучная картина представляла мир в виде огромнового механизма с жесткими причинно-следственными связями, результат действия которых в принципе может быть предсказан однозначно (например, лапласовский детерминизм). Из науки исключается случайность, единичное и единственное.
По мнению представителей классической науки случайность мешает познанию и должна быть преодолена. Развитие мира объясняется линейной зависимостью, где все жестко детерминировано. Зная исходные данные и цепочку закономерностей, мы можем предсказать будущее. Человек является активным существом, он обуславливает познание и развитие реальности.
С возникновением неклассической науки (квантовая и релятивистская механика, концепция нестационарной Вселенной, квантовая химия, эволюционные и генетические теории в биологии, внедрение математических методов в социологии и лингвистике) развитие мира объясняется вероятностно-статистическими методами, отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины мира, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. Эта концепция представляла