Тело беременное, или Тело как Другое
В главе, посвященной рассмотрению Другого, было показано, что Другой есть фундаментальная структура экзистенции, которая позволяет человеку встречаться с другим человеком и сосуществовать с ним. Тезис Нанси о том, что тело есть другой, позволяет другого, как основополагающую структуру экзистенции, рассмотреть феноменально как тело, а именно, как мое тело. Мое тело – это другое моей экзистенциальной структуры, данной мне эмпирически. Феномен другости моего тела ярко высвечивается телом беременной женщины. Феномен беременности совершенно очевидно телесный феномен, он имеет явные телесные признаки и влечет за собой откровенные телесные трансформации*.
Тело беременной женщины как и любое другое человеческое тело является культурным конструктом, о чем свидетельствуют не только многофункциональность тела в человеческой жизни, о чем речь шла выше, но и прямые практики его конструирования в различных культурах – от практик культурных деформаций, принятых в различных этнических группах (деформация стопы в китайской культуре, удлинение шеи у народа падунг, деформация нижней губы в эфиопском племени мурси и т. д.) до современных пластических операций тела. Беременное тело женщины представляет собой конструкт из трех тел. Оно «составлено» из тела женщины, беременного тела и тела плода (будущего ребенка).
В традиционном дискурсе беременного женского тела фиксируется существование двух тел: материнского тела и тела будущего ребенка. Деление женского тела на два в медицинском дискурсе происходит обычно на фетальном периоде беременности, когда эмбриону приписывается относительно самостоятельное, точнее автономное, существование. В этот период тело будущего ребенка, как автономное тело, конституируется благодаря двум взаимосвязанным процессам: усложнению органической структуры при формировании органов и частей тела будущего ребенка и изменению физических параметров тела эмбриона/плода, прежде всего его веса и размера. Описывая медицинский дискурс беременности Ольга Бредникова в своей статье Два мира – два тела? фиксирует автономность эмбрионального тела будущего ребенка в «календарях беременности».
Логика календарей следующая – в них понедельно расписаны изменения, которые происходят с телом эмбриона и телом матери. При этим «два тела» составляют и две части текста. Как правило, речь сначала идет о «Теле ребенка» и потом о «Теле матери» – именно так обычно названы рубрики. Таким образом, эти тела дискурсивно конституируются как автономные и лишь отчасти связанные феномены. Плотность и насыщенность описания постепенно падают от недели к неделе, что, вероятно, связано со снижением интенсивности телесных трансформаций[340].
Начиная с фетального периода, будущий ребенок производится как активный и автономный субъект…[341].
Телесная автономность эмбриона, а затем плода, свидетельствует о другой телесности беременной женщины буквально. Тело эмбриона/плода – это другое тело внутри тела женщины. В этом его значении тело эмбриона ни чем не отличается от тел паразитов, бактерий и других микроорганизмов «населяющих» наше тело. В этом случае тезис «тело – это другое» эмпирически выражен достаточно отчетливо.
Существование и противостояние двух других тел – тела женщины и беременного тела – не так очевидно. Деление тела беременной женщины на два тела, их относительную автономность друг от друга и их противостояние опирается на следующие соображения. Прежде всего, на тот факт, что телесность женщины существует в двух модусах: не-беременное и беременное. Оба эти модуса существования женского тела нормальны. Эти модусы можно рассматривать не только во временной последовательности их осуществления, но и параллельно. Женское тело может существовать в обычном режиме не-беременного пока женщина не почувствует или не узнает (например, благодаря тесту на беременность) о своей беременности. По установившимся медицинским показаниям беременность наступает в момент оплодотворения яйцеклетки. В этот момент, пока не установлен факт наступления беременности тело женщины пребывает одновременно в двух модусах существования – оно не-беременно в режиме повседневности и беременно органически/физиологически.
Другим аргументом, позволяющим разделять женское тело и тело беременное, выступают ситуации коллизии, возникающие в связи ограниченной возможности женщины контролировать и управлять собственным телом. Более того, на стороне беременного тела выступают и медицинские практики, предписывающие женщине особый стиль жизни, предусматривающий множество ограничений по питанию, режиму и т. д., подчиняющий женщину ее беременному телу. Описывая многочисленные метаморфозы, происходящие с телом женщины во время беременности О. Бредникова пишет:
Все эти изменения беременного тела оказываются неподвластными женщине, они не управляемы ею. И единственная предлагаемая стратегия совладать с ними – это примириться со своим новым телом, осознавая, что большинство трансформаций временные[342].
Таким образом, женщина как бы отделяется от своего тела. Конституируется разрыв между ее субъективностью и беременным телом (и здесь уже оказывается невозможным использовать притяжательное местоимение «ее»)[343].
…Тело отделено (ты – это не твое тело, ибо физические изменения неподконтрольны, ты не можешь выстраивать его по своему желанию)…[344].
Все эти констатации фиксируют не просто противостояние женщины и беременного тела на уровне психологического восприятия и объективирующей рефлексии, они являются феноменологическими описаниями опредмеченности фундаментальной бытийной структуры Другого. Тело как явленная другость. Тоже самое можно отметить и в отношении тела эмбриона/плода и беременного тела, когда последнее рассматривается в качестве сдаваемого в аренду «контейнера» или временного и весьма комфортного «пристанища» (О. Бредникова). Все эти тела вступают в сложную систему опосредованных и непосредственных взаимодействий и отношений, конституирующих и конструирующих тело беременной женщины.
Между самой женщиной и ее организмом устанавливаются сложные и эмоционально насыщенные отношения…[345].
Через тело и посредством его мать и ребенок устанавливают контакт, вступают в диалог, и это диалог «равных», ибо связь осуществляется в «обе стороны»…[346].
Тело эмбриона/плода, взаимодействует с беременной женщиной посредством ее беременного тела. Беременное тело здесь выступает как посредник. Примером тому может служить реакция женщины на увеличение веса своего тела как результат увеличения массы тела эмбриона/плода. Со своей стороны, женщина, существуя в том или ином режиме своей жизни, например, подвергая свое беременное тело физическим нагрузкам, влияет на тело будущего ребенка. В свою очередь беременное тело влияет на тело эмбриона/плода как непосредственно через физиологические процессы (например, изменяя биохимический состав крови или лимфы), так и опосредовано через психо-эмоциональное состояние женщины.