Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Основные функции культуры.

Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие культуры также употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей. В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура - это неповторимая вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Культура - это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.) Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей. Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства - материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур. Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества) Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы. По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по разному.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить ребенка”). 3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. 4. Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Диалектика культуры состоит в постоянном переходе от прошлого к настоящему и будущему. Накопленному опыту прошлого противостоит повседневная практика, требующая постоянной расшифровки прежнего опыта, его приспосабливания, отбора, интерпретации и обогащения. В этом поле между прошлым и настоящим могут присутствовать как привязанность к привычным ритуалам, постоянно возрождающим прошлое, так и погружение в повседневность с ее практическими заботами или же ориентация на будущие достижения.

30. Понятие техники и её роль в истории цивилизации. Глобальные проблемы и перспективы человечества.

Техника (от греческого «техне» — искусство, мастерство, умение) — система искусственных органов деятельности человека, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие, образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд; составляет материальный базис каждой общественной формации. Французский социолог Ж. Эллюль в работе «Другая революция» так представляет себе влияние техники на жизнь человека: «Мы живем в техническом и рационалистическом мире. Природа уже не есть наше животное окружение. По сути дела, среда, мало-помалу создающаяся вокруг нас, есть прежде всего Вселенная Машины. Техника сама становится средой в прямом смысле этого слова. Техника окружает нас как сплошной кокон без просветов, делающий природу совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной. Что имеет значение — так это техника. Природа оказалась демонтированной науками и техникой, техника составила целостную среду обитания, внутри которой человек думает, живет, чувствует, приобретает опыт. Все глубокие впечатления, получаемые им, приходят от техники».

Таким образом, техника представляет собой систему замещения человека в природе, опосредование его бытия в естественном мире. Однако для понимания техники этого определения недостаточно. Необходимо дать функционально-предметное определение техники.

Техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером).

Однако все поле артефактов, очевидно, нужно разделить на два больших класса – технику и знаки.

Если техника живет по законам первой природы, использующей практической деятельности(техническое устройство, с одной стороны, есть известная практическая деятельность или средство деятельности, с другой, в нем реализуются определенные природные процессы), то знаки живут по законам языковой коммуникации (они транслируются, их нужно понимать и т.д.) и семиотической деятельности (их используют для создания идеальных предметов – в науке, искусстве, проектировании и т.д.). И хотя любое техническое сооружение в культуре означено, как-то описано в языке, сама техника не является языком.

Техника является «инструментом», другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т.д.). Инструментальная функция техники заставляет отнести к ней как простые орудия или механизмы (топор, рычаг, лук и т.д.), так и сложную техническую среду (современные здания или инженерные коммуникации).

С другой стороны, техника – это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку. С техникой связывается определенный способ существования человека, в наше время – судьба цивилизации. Техника представляет собой специфический инженерный способ использования сил и энергий природы. В инженерии техника создается на основе знаний естественных наук и технических знаний. Основа инженерной деятельности – изобретение и инженерное конструирование. Оба эти вида инженерной деятельности предполагают естественнонаучную и техническую рациональности.

Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой технологии. До определенной поры технология рассматривалась только как определенная сторона организации производственных процессов, существующая наряду с другими – организационной, ресурсной, технической и т.д. В последние два-три десятилетия ситуация стала резко меняться. Реализация крупных национальных технических программ и проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах позволила осознать, что существует новая техническая действительность, что технологию следует рассматривать в широком смысле.

Исследователи и инженеры обнаружили, что между технологическими процессами, операциями и принципами (в том числе и новыми) и тем состоянием науки, техники, инженерии, проектирования, производства, которые уже сложились в данной культуре и стране, с одной стороны, и различными социальными и культурными процессами и системами – с другой, существует тесная взаимосвязь, которая раскрывается в технологии. Технология в широком современном понимании – это совокупность принципов, образующих своего рода «техносферу», состояние которой определяется и уже достигнутой технологией, и различными социокультурными факторами и процессами.

Не менее значим вопрос о дилемме понимания техники как самостоятельного мира и как аспекта человеческой деятельности и культуры. Эта дилемма вполне отражает реальные особенности техники: техника, действительно, является самостоятельной реальностью и тем не менее существенно определяется устройством человеческой деятельности и культуры. Как самостоятельная реальность техника дается сознанию в форме событий существования техники, человека и культуры, которые переживаются так или иначе, например, как благо или, напротив, как несвобода, риск, угроза существованию. «Нет никакого демонизма техники, – пишет Хайдеггер, – но есть тайна ее сущности. Сущность техники как миссия раскрытия потаенности есть риск» [17, С. 61]. Философское и феноменологическое осмысление этих событий и переживаний является необходимым условием как адекватного анализа техники в других дисциплинах (теории деятельности, культурологии, методологии и т.д.), так и формулирования новых проблем философии техники. В этом случае техника понимается явление культуры, аспект деятельности человека. Два этих аспекта неотделимы друг от друга.

Во второй половине XX столетия современная цивилизация, достигнув немалых высот в различных сферах общественной жизни – науке, технике, культуре, – столкнулась с глобальными проблемами, что называется, лицом к лицу. Их круг достаточно хорошо известен, хотя у разных авторов приоритеты расставлены по-своему. Это военно-политические, ресурсно-экономические, демографические, мирохозяйственные проблемы, которые проявляются, в частности, через кризисы в области здравоохранения, образования, культуры, растущую преступность. Впервые глобальные проблемы начали рассматриваться как особый род проблем в рамках деятельности так называемого Римского клуба, в 1968 г. объединившего исследования ряда аналитиков нескольких стран мира, хотя сама проблематика формулируется несколько ранее. Уже в работе К. Э. Циолковского «Будущее Земли и человечества», вышедшей в 1929 г., были выделены задачи, которые способно решить только все человечество в целом – освоение Земли, полное переустройство природы как биосистемы и т.д В рамках общепринятой классификации, разработанной в начале 1980-х годов, выделяют три основные группы глобальных проблем. К первой относятся проблемы, связанные с основными социальными общностями человечества (предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами и другие).

Ко второй – проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды (экологическая, энерго-сырьевая и продовольственная, освоение космического пространства и другие).

К третьей – проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом (использование достижений научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности и другие).

По альтернативной типологии Б. Н. Савченко выделяется пять основных ядер-фокусов глобальной проблематики: Безопасность, Развитие, Сохранение естественных основ существования, Справедливость, Взаимопонимание между различными культурами. Отметим признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем даже планетарного характера: – глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства или группы стран; – острота проявления; – комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом; – общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов; – особенность предопределять в тех или иных аспектах ход дальнейшей истории человечества; – возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества, всех стран и этносов.

Ни одна из вышерассмотренных проблем не может быть решена в отдельности. Это означает, что, скорее всего, правы сторонники второй точки зрения на глобальные проблемы как таковые, которые постулируют начало нового этапа в процессе развития всего человечества, а не только европейской цивилизационной модели технократического мира. Напрашивается самое очевидное решение глобальных проблем: если они так или иначе вызваны процессом глобализации, то и решение должно быть найдено в рамках этого процесса. Рассмотрим же, что представляет собой глобализация.

Так или иначе, но в основе глобализации лежит принцип международного разделения труда. Для человечества как мирохозяйственной системы характерно международное разделение труда, произ­водственная и коммерческая кооперация, глобальная оценка и использование ресурсов, взаимопроникнове­ние национальных экономик. В мире нарастает ин­тернационализация производства, определенная унификация технологии, возникает всемирная финансовая инфраструктура, ширится межконтинентальная тран­спортная сеть (воздушная, водная, рельсовая, шоссей­ная), проводная, радиотелевизионная сеть, опирающа­яся на возможности искусственных спутников - все это связывает воедино любые, самые захолустные угол­ки планеты. Глобализация в первую очередь выражена в возникновении транснациональных компаний (ТНК). Если к началу 90-х годов XX века в мире действовало свыше 10 ты­сяч сверхкрупных транснациональных корпораций, то спустя 20 лет их число почти удвоилось, и, самое главное, по существу нет ни одного рынка, на котором бы они не занимали важное, если не лидирующее положение. «Всемирность», «всемирная зависимость», «всемирно-историческая совместная деятельность ин­дивидов» - эти и им подобные понятия обнаруживаются в творчестве создателей марксизма, находя на­иболее четкое выражение в «Капитале» К. Маркса. В рамках идей Л. Н. Гумилева, человечество есть единый вид с огромным количест­вом вариаций, распространяющийся в послеледнико­вую эпоху по всей поверхности земли. Этот единый вид (антропосфера) мозаичен, делим, прежде всего, на сообщества, которые именуютэтносами. Поэтому че­ловечество предстает как система этносферы. Этнос по схеме Л. Н. Гумилева очень пригоден для того, чтобы обозначить сообщества, на которые разделяет­ся все человечество. Этносы - единицы двойствен­ные, в них взаимопроникает природное и социальное. Они не раса, не биологическая популяция, а скорее явление географическое,ибо включают всебя особен­ности тех природных ландшафтов, которые стали их родиной. Таким образом, формируется учение о некоем общечеловеческом единстве, которое и составляет основу для глобализации «второго этапа», призванной изменить картину мира.


Наши рекомендации