Понятие культуры основные функции. Культура и общество. Особенности молодежных субкультур в России.

Изучение структуры культуры началось с 1949г., когда американский исследователь Э. Хобель предложил выделить для изучения самую малую единицу культуры, которая получила название культурного элемента. По определению Хобеля, культурным элементом называется «считающаяся более неделимой единица поведенческого образца или материального продукта». Элементами материальной культуры могут быть такие предметы, как, например, гвоздь, карандаш, отвёртка или носовой платок. Элементом не материальной культуры может явиться пожатие руки или приподнятие шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги, поцелуй как форма приветствия и др.

Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причём некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур, т.е. культур разных обществ и времён.

Культура в жизни человека играет весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверие, бесчеловечное поведение. Кроме того, всё созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено для уничтожения людей.

Гибкость культуры, её способность изменяться и приспосабливаться к окружающей среде во многом зависят от скорости обращения новых идей, составляющих основу культурных образцов.

***Субкультура— это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Каж­дое сообщество создает свою субкультуру. Субкультура не отрицает господствующей культуры, но в то же время она имеет свои спе­цифические отличия. Эти отличия связаны с особенностями жиз­недеятельности тех или иных сообществ.

В современном обществе существует значительное многообра­зие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные, субкультуры имеют своей задачей решение проблем принадлежащих к ним людей, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачи» в большом обществе. Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их от прочих членов общества. Неко­торые исследователи рассматривают практику субкультур как вы­ражение оппозиции господствующей культуре.

Можно выделить западные, восточные, национальные, конфес­сиональные, профессиональные субкультуры, субкультуры орга­низаций, социальных групп и т.д. Термин «национальная культу­ра» применяется для определения символов, верований, ценнос­тей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отно­шении, может быть одна национальная культура. Однако в боль­шинстве стран земного шара имеется несколько различных наци­ональных культур. Другой важнейшей формой является конфес­сиональная субкультура. Конфессиональная культура складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви. На базе этой общности формируется общность сим­волов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах в целом. Отдельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры: например, православную, католичес­кую, протестантскую. Опять-таки, в этих субкультурах возможны свои субкультуры.

Профессиональная субкультура образуется на основе общих сим­волов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содер­жанием работы и ролью, которую в обществе играют ее предста­вители.

Наши рекомендации