Тема 18. Методология составления юридических прогнозов

Понятие и виды юридических прогнозов. Особенности прогнозов как научного знания о будущем состоянии законодательства и практики его применения.

Роль юридических прогнозов в развитии правовой науки и юридической практики. Применение прогнозов эффективности действия проектируемых норм права в правотворческой деятельности.

Организация и составление юридических прогнозов. Исследовательские процедуры составления юридических прогнозов. Методы, используемые при составлении прогнозов.

Особенности изложения юридических прогнозов. Поисковая и нормативная части прогнозов. Критерии надежности и достоверности юридических прогнозов.

Тема 19. Основные направления развития методологии современной правовой науки

Совершенствование методологии социально-правовых исследований – одна из закономерностей развития российской правовой науки.

Факторы, обусловливающие потребность в совершенствовании методологии социально-правовых явлений.

Основные направления совершенствования метода современной правовой науки. Диалектика. Синергетика. Герменевтика. Феноменология.

Тема 20. Магистерская диссертация как вид научных исследований.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта к магистерской диссертации.

Планирование и организация подготовки магистерской диссертации.

Структура и стадии подготовки магистерской диссертации.

Особенности изложения результатов научных исследований в магистерской диссертации.

5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)

Таблица 4

Тематический план

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
Общая характеристика, понятие и состав юридической (правовой) науки   4 - очн.-   4 - заоч.   4-гвд 2-о     2-з   2-гвд 2- о     2- з   2-гвд    
Научное юридическое знание как элемент правового сознания. Новизна научного юридического знания.   2 -очн.     2 – заоч 2-гвд. 1-о   1- з 1- о   1- з 2- гвд    
Понятие, структура и виды правовых исследований. Исследовательские процедуры и их виды 4- очн. 4-заоч 4-гвд. 1- о   1- з   2-гвд 3- о   3- з   2-гвд    
Анализ и конспектирование юридической литературы Особенности научного анализа нормативных правовых и правоприменительных актов. Описание и классификация     Юридические понятии и их дефиниции. Объяснение.     Аргументация и критика     Методика и техника изложения результатов научных исследований     1-очн.     1-очн.     2 –очн. 1-заоч. 2-очн. 2-заоч.     2-очн. 2-заоч.   2 –очн.   4-гвд     1- о     1- о   2- о   1- з   2- о.   2- з     2-о   2- з   1 – о     4-гвд    
Магистерская диссертация как вид научных исследований   2-очн. 1- заоч. 2-гвд   1- о   1- з 2-гвд    
  ВСЕГО 20 – для очной ф.о. 16 – для заочной ф.о. 16-гвд 4- о     4- з   4-гвд 16- о     12- з   12-гвд    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах     14 - о   10- з 10-гвд    


Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет - 80 %.

Самостоятельная работа

5.3.1 Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины

Таблица 5

№ темы Дисциплины Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
6,7,8,9,14,15,16,17,18, 19 Самостоятельному изучению подлежат все вопросы указанных тем. 88 – для очн. 92 – для заочн. 92-гвд

5.4.2 Формы самостоятельной работы

Таблица 6

№ темы Дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах
6,7,8,9,14,15,16,17,18, 19 Работа с учебной и научной литературой 42 – очн. 27 – заочн. 27-гвд    
1,2,3,4,5,10,11,12,13, 20 Подготовка к семинару: Работа с учебной и научной литературой, конспектом лекций. 46 – очн. 33 –заочн. 33-гвд
Подготовка контрольной работы: Работа с учебной и научной литературой, написание контрольной работы 32 – заочн. 32-гвд
  Самостоятельная работа в сессию Работа с учебной и научной литературой, конспектом лекций.  
     
Итого:   88 –для очн. ф.о. 92 – для заоч. ф.о. 92 – для ГВД (заочн.)


Методические указания для студентов по освоению дисциплины

В процессе изучения курса «История и методология юридической науки» магистрант должен иметь глубокие знания по всем вопросам программы, а также обладать умениями, предусмотренными Федеральным государственным стандартом, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2010 г. № 1763 и настоящим Учебно-методическим комплексом.

Учебный курс имеет целью развить и конкретизировать знания и умения, полученных при изучении курсов «Теория государства и права», «Философия права», иных отраслей правовой науки. Поэтому успех в освоении программы данного курса во многом зависит от глубины знаний и устойчивости умений, полученных при изучении названных учебных дисциплин.

Логика изучения курса «История и методология юридической науки» характеризуется дедуктивным стилем изложения учебного материала, т.е. движением мысли от общих тем к особенным и конкретным, от изучения системы методов современных исследований предмета правовой науки в общем виде к овладению навыками отдельных исследовательских процедур. Завершается курс уяснением особенностей жанра основных видов научных исследований права и государства. Поскольку лекционные занятия на охватывают всех тем курса, то обучающимся необходимо внимательно следить за изложением лектором изучаемого материала, и конспектировать основные положения лекции. Конспект лекций облегчит процесс самостоятельного изучения обучающимися остальных тем курса, увидеть их взаимную связь и усвоить особенности применения в правовой науке ее отдельных специальных и частных методов.

Семинарские (практические) занятия призваны закрепить и углубить знания, полученные магистрантами в ходе лекции и самостоятельной работы. На семинарских занятиях обучающиеся должны демонстрировать глубокие знания курса как в процессе устного ответа отдельного вопроса, так при обсуждении ответов других участников семинара. При этом магистрант должен уметь свободно излагать любой вопрос темы, вынесенной на семинарское занятие, формулировать логически и эмпирически обоснованные выводы и положения, правильно использовать лексический аппарат курса, знать дефиниции его основных понятий и категорий.

В конечном итоге лекционные и семинарские занятия призваны создать достаточно прочный фундамент знаний и умений, позволяющих магистрантам успешно усвоить вопросы, изучаемые самостоятельно, а также подготовить контрольную работу на уровне требований, предъявляемых к работам подобного рода.

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы

Для магистрантов, занимающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа выступает основным путем углубленного усвоения материала настоящего курса. Поэтому весьма важно правильно организовать самостоятельную работу с учебной, учебно-методической и научной литературой, изучать тему курса в той последовательности, в какой они изложены в учебной программе и освещены в учебной литературе.

При самостоятельном изучении отдельной темы курса рекомендуется:

1. первоначально усвоить положения, выводы, изложенные в конспекте лекций;

2. ознакомиться с вопросами, составляющими содержание изучаемой темы, обратив первостепенное внимание последовательности их изложения в учебной программе. Целесообразно изучать вопросы в той последовательности, в какой они изложены в учебной программе;

3. внимательно прочесть главу ученика ( учебного пособия), посвященную изучаемой теме курса. При этом следует решить как минимум семь задач: а) выявить и понять основные положения, выводы, изложенные автором в учебнике ( учебном пособии); б) изучить аргументы, использованные автором в процессе обоснования основных положений, выводов темы; в) попытаться критически оценить аргументацию учебника, найти в ней логические противоречия, неполноту, недостаточную аргументированность и т.д.; г) попытаться самостоятельно усилить аргументацию основных положений, выводов темы; д) уяснить сущность понятий и категорий, отражающих особенности содержания изучаемой темы; е) понять ход рассуждений автора учебника (учебного пособия), почему он излагает вопросы так, а не иначе; ж) после изучения отдельных вопросов темы попытаться определить их связи между собой и другими темами курса;

4. Изучение темы должно завершиться глубоким знанием и пониманием ее вопросов, основных положений, выводов, понятий и категорий. Если какой-либо вопрос в учебной литературе изложен недостаточно последовательно, неполно либо сложно, то рекомендуется использовать другую учебный источник либо научную литературу или Интернет-ресурсы. Нельзя оставлять без уяснения содержания понятий и категорий, с которыми обучающийся сталкивается впервые, но дефиниций которых в учебнике не имеется. В этих целях необходимо использовать Интернет-ресурсы или специальные научные словари. Вопросы и понятия, оставшиеся неясными в процессе самостоятельной работы, следует уточнить в ходе индивидуальных или групповых консультаций.

Завершающим итогом самостоятельной работы магистранта (заочника) является самостоятельное написание контрольной работы объемом около 0,5 печатных листа (20.000 знаков) или 12-15 стр. текста через 1,5 интервала 14 размером шрифта. Тема работы выбирается самостоятельно из Примерной тематики контрольных работ, рекомендованных настоящим Учебно-методическим комплексом. При выборе темы следует учитывать степень ее сложности, интересы магистранта, наличие учебной и учебно-методической литературы.

Вопросы темы контрольной работы определяются магистрантом самостоятельно, они должны быть содержательно связаны между собой и в своей совокупности иметь единую тематику. Тема контрольной работы должна быть раскрыта полно, во всей совокупности составляющих его вопросов. Возникающие затруднения с планом следует разрешать в ходе индивидуальных консультаций с научным руководителем.

Совокупность источников, изучение которых необходимо для сбора материала по теме контрольной работы, может быть установлена из списка литературы, приведенного в конце Учебно-методического комплекса, а также по электронным каталогам Государственной национальной библиотеки или Российской государственной библиотеки. Полезный материл можно почерпнуть из журналов « Государство и право», «Журнал российского права», «Правоведение», « Российское правосудие» и др.

Изучение темы контрольной работы целесообразно начинать с повторения соответствующих глав учебника (учебного пособия). Затем можно перейти к изучению дополнительной литературы: монографическим работам или журнальным статьям. Благодаря дополнительной литературе представляется возможным получить знания о том, какие вопросы темы являются дискуссионными, каким образом предлагают их решать российские правоведы, какие причины обусловливают актуальность исследуемых вопросов и др. При изучении научных источников целесообразно делать выписки, основных положений, выводов, цитат. НЕ следует забывать сопровождать каждую выписку указанием источника, из которого она взята, его выходных данных ( место и год издания) и страницы, на которой содержится соответствующее положение. Иначе при написании контрольной работы возникнут значительные затруднения со сносками на источник заимствованного положения или приведенной цитаты.

Курсовая работа должна быть изложена на листах формата А4, четырнадцатым размером шрифта, через полтора интервала. Объем цитат не должен превышать 20% общего объема контрольной работы. В конце работы следует привести список использованной литературы. Описание реквизитов научных работ приводится в том же порядке, что и при цитировании. Работа должна быть подписана ее автором на последней странице после списка использованной литературы.

Требования к оформлению титульного листа и иным параметрам контрольной работы, содержатся в специальном пособии, выдаваемым библиотекой Академии.

6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций.

Таблица 7

№п.п. Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
  1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, 11,12,13,14,15, 16,17, 18,19, 20   Контрольная работа
  1,2,3,4,5,10,11,12,13, 20   Доклад, сообщение на семинаре

Примерная тематика контрольных работ

1. Состав отрасли правовой науки.

2. Закономерности функционирования и развития права – основа предмета правовой науки.

3. Комплексный характер предмета правовой науки.

4. Объект правовой науки: понятие и состав.

5. Соотношение правовой науки с экономическими, политологическими и иными социальными науками.

6. Значение правовой науки для политико-правовой практики, правотворчества, правореализации и правоприменения.

7. Формы эмпирических знаний правовой науки

8. Форм знаний теоретического уровня правовой науки

9. Соотношение эмпирического и теоретического уровней познания

10. Философия как основание правовой науки.

11. Философское мировоззрение правоведов.

12. Философский метод как основа методологии правовой науки.

13. Общие философские (логические) методы научного познания.

14. Специальные методы, применяемые в познании социально-правовых явлений.

15. Частнонаучные методы познания права.

16. Общие принципы научного познания: объективность, всесторонность, системность, конкретно-исторический подход.

17. Понятие и виды отраслей правовой науки

18. Общие отрасли правовой науки

19. Отраслевые юридические науки

20. Отрасли правовой науки о деятельности органов суда, правоохранительных органов и учреждений юстиции

21. Комплексные отрасли правовой науки

22. Понятие и виды функций правовой науки

23. Познавательная функция правовой науки

24. Теоретико-методологическая функция правовой науки

25. Практическая функция правовой науки

26. Идеологическая функция правовой науки

27. Социально-культурологическая функция правовой науки

28. Правовая наука древней Греции и древнего Рима

29. Средневековая западноевропейская правовая наука

30. Западноевропейская правовая наука нового времени

31. Современная западноевропейская правовая наука.

32. Особенности становления российской правовой науки.

33. Структура правового исследования.

34. Виды правовых исследований.

35. Догматические (формально-юридические) исследования.

36. Сравнительно-правовые исследования.

37. Конкретные социально-правовые исследования.

38. Историко-правовые исследования.

39. Теоретико-правовые исследования. Прогностические исследования.

40. Целеполагание в правовом исследовании.

41. Эмпирическая стадия правового исследования.

42. Теоретическая стадия правового исследования.

43. Стадия изложения и опубликования результатов исследования

44. Новизна теоретических исследований

45. Новизна метатеоретических юридических исследований.

46. Новизна эмпирических юридических исследований.

47. Новизна прогностических юридических исследований

49.Превращенная форма научных юридических исследований.

50.Догматические исследования в правовой науке.

51.Понятие и виды сравнительно-правовых исследований.

52.Сравнительно-правовой метод.

53.Методы конкретных социальных правовых исследований.

54.Методы изучения социально-правовой реальности.

55.Методика подготовки программы конкретных социальных правовых исследований.

56.Методика подготовки форм конкретных социальных правовых исследований

57.Понятие и виды историко-правовых исследований..

58.Понятие и виды исторических источников законодательства.

59.Методология периодизации истории правовых явлений.

60. Объяснение исторических фактов.

61.Понятие и виды юридических прогнозов.

62.Методология организации и составления юридических прогнозов.

63. Понятие и виды научных юридических публикаций.

Доклады, сообщения готовятся по одному из вопросов, вынесенных на семинарское занятие

Промежуточный контроль

Промежуточный контроль проводится посредством экзамена в устной форме. Экзаменуемый должен ответить на два вопроса билета.

Наши рекомендации