И теоретического исследования
Каждая наука имеет свой предмет и методы исследования. Метод – это система уже имеющегося знания, преобразованная в средство получения нового знания. Метод становится совокупностью действий, направленных на достижение новых результатов. Он обеспечивает объективность и единообразие результатов, получаемых всеми субъектами.
Система используемых методов и учение о них, составляют содержание методологии. В силу единства мира происходит взаимопроникновение методов различных наук.
Всеобщие методы познания:
Ø анализ и синтез – реальное или мысленное разделение объекта на составные элементы и их объединение в целое;
Ø абстрагирование – отвлечение от несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого объекта;
Ø индукция – построение общего вывода на основе частных данных;
Ø дедукция – получение частного вывода из общих положений;
Ø аналогия – установление сходства по некоторым сторонам, свойствам и отношениям между нетождественными объектами;
Ø моделирование – изучение оригинала путем исследования его копии;
Ø вероятностно-статистические методы, которые выявляют закономерность в совокупности действия множества случайных факторов;
Ø системный подход, который основывается на общих принципах изучения объектов как систем элементов, их связей, отношений и их роли в структуре функционирования и развитии системы.
Методы эмпирического исследования:
Ø наблюдение – целенаправленное исследование объекта без вмешательства в его естественное состояние;
Ø эксперимент – активное, контролируемое и управляемое вмешательство в естественное состояние объекта.
В наблюдениях и экспериментах используются следующие познавательные операции:
Ø сравнение – выявление сходства или различия объектов;
Ø описание – фиксирование результатов с помощью определенной системы знаков;
Ø измерение – нахождение числового выражения величины тех или иных характеристик объекта.
Методы теоретического познания:
Ø формализация – фиксация содержания знания в знаково-символическом виде, благодаря чему рассуждения об объекте переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами);
Ø аксиоматический метод – научная теория строится в виде систем аксиом (постулатов) и правил логического вывода, что дает возможность получить теоремы из аксиом, одни формулы – из других;
Ø гипотетико-дедуктивный метод основывается на системе гипотез. Гипотезы анализируются на предмет подтверждаемости эмпирическими фактами и уже имеющимися теоретическими законами. Затем из гипотезы логически выводятся следствия, которые проверяются опытом. Если следствия не согласуются с эмпирическими данными, то гипотеза опровергается. Но даже многократно подтвержденные опытом гипотезы, не становятся абсолютным, достоверным законом, а имеют относительный, вероятностный характер;
Ø восхождение от абстрактного к конкретному – метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении мысли от абстрактно-одностороннего, неполного знания, к конкретному – целостному воспроизведению исследуемого объекта в теории.
В движении мысли к конкретному доминируют методы синтеза и дедукции, воспроизводится противоречивое развитие самого объекта.
Кроме общенаучных методов, применяющихся на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования, в любой науке существуют свои специфические приемы и средства исследования. Так, в социально-гуманитарных науках применяются следующие методы и логические операции:
Ø идеографический метод – описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов, событий;
Ø герменевтический метод – выявление смысловых центров культуры как текста через диалог и понимание духовного мира эпохи;
Ø интроспекция – самонаблюдение, самоотчет;
Ø эмпатия – восприятие внутреннего мира другого человека;
Ø тестирование, опросы, интервью, социальное моделирование и социальный эксперимент;
Ø ролевые, деловые и имитационные игры и многие другие методы.