Методы теоретического исследования

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулировки гипотезы и для оценки собранных фактов.

Теоретический анализ – это рассмотрение отдельных сторон, особенностей, свойств педагогических явлений.

Анализ сопровождается синтезом, помогающий раскрыть сущность изучаемых педагогических явлений.

Индуктивный метод - это движение мысли от частных суждений к общему выводу.

Дедуктивный метод - это движение мысли от общего суждения к частному выводу.

Прогнозирование – познавательная деятельность учителя, направленная на раскрытие черт и особенностей процессов будущего развития личности воспитанника и ожидаемых от них следствий, предсказание пути и условий осуществления предвидения.

Моделирование - построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов.

Теоретические методы связаны с изучением литературы. Работа с литературой предполагает использование следующих методов:

- составление библиографии (перечень источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой);

- реферирование (сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по теме);

- конспектирование (ведение записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы);

- аннотирование (краткая запись общего содержания книги или статьи);

- цитирование (дословная запись выражений, фактических или цифровых данных).

Эмпирические методы исследования

Эмпирические методы служат средством сбора научно-педагогических фактов. К ним относят:

Наблюдение – целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, процессов.

Материалы наблюдения фиксируются с помощью таких средств, как протокольные, дневниковые записи, фонографические записи и другие.

В.А. Сластенин выделяет следующие этапы наблюдения:

- выбор объекта, предмета;

- выбор способа наблюдения;

- выбор способов регистрации наблюдаемого;

- обработка и интерпретация полученной информации.

В педагогике используются три разновидности опросных методов:

Беседа – получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей. Беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

В использовании данного метода следует соблюдать:

- четкий план беседы;

- обсуждение вопросов в различных ракурсах и связях;

- варьирование вопросов;

- умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и в ответах;

- вопросы задаются в логической последовательности.

Разновидностью беседы является интервьюирование (способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса).

При интервьюировании целесообразно придерживаться заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты.

Типы анкет:

- открытая анкета (содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого);

- смешанная анкета (часть ответов предлагается на выбор, оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ).

Метод изучения продуктов творчества – диагностика психических особенностей человека путем включения в стандартизированную творческую деятельность.

Изучение школьной документации (личных дел, классных журналов, дневников, протоколов собраний и т. д.) дает исследователю объективные данные, характеризующие организацию образовательного процесса.

Эксперимент – научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, эффективных способов решения педагогической проблемы; исследовательская деятельность по изучению причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Эксперимент определяется как опытная проверка гипотезы.

Правила организации
педагогического эксперимента

- поиск экспериментальной базы;

- предэкспериментальная разработка показателей, критериев и измерителей для оценки эффективности влияния на результаты обучения, воспитания.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

- методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

- эксперимент (проведение серии опытов, наблюдений);

- аналитический (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций).

Наши рекомендации