Методы теоретического исследования

Методы теоретического исследования.

Психолого-педагогическое обследование.

Метод научного познания — это способ, который позво­ляет решить задачи и достичь цели исследования. Выбран­ные адекватно задачам, методы и способы поисковой дея­тельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы, разрешить поставленные проблемы.

Каждая наука разрабатывает и использует методы иссле­дования, отражающие ее специфику. Для решения конкрет­ных задач применяется множество исследовательских мето­дов. Их можно условно подразделить на эмпирические и теоретические.

Суть эмпирического метода состоит в фиксации и описа­нии явлений, фактов, видимых связей между ними. Теоре­тический метод предполагает глубокий анализ фактов, рас­крытие существенных закономерностей, образование мыс­ленных моделей, использование гипотез и др.

Основными исследовательскими методами являются на­блюдение и эксперимент. Они применяются во многих на­уках, и поэтому их считают общенаучными.

При использовании исследовательских методов в зави­симости от того, какие задачи необходимо решать, прихо­дится определять процедуру проведения исследования, сня­тия данных экспериментов, их анализа и интерпретации. Для этого используются конкретные методики психологи­ческого исследования. Они выступают как способы (сред­ства) конкретизации и воплощения исследовательского метода. В каждом исследовании используется комплекс ме­тодов, применение каждого из которых осуществляется по соответствующим методикам (средствам и приемам).

Выбор обусловлен системой правил и норм и основыва­ется на следующих принципах:

— совокупности (комплекса) методов исследования;

— их адекватности существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможно­стям исследователя;

— запрета экспериментов и использования исследова­тельских методов, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред испытуемым.

МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

К ним относят методы анализа и синтеза, абстрагирова­ния и конкретизации, моделирования и др.

Своеобразие метода теоретического анализа и синтеза впсихолого-педагогических исследованиях заключается в его универсальных возможностях рассматривать явления и про­цессы действительности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, свя­зи и отношения, устанавливать закономерности их развития.

Путем анализа и синтеза можно вычленить объективное содержание в субъективной деятельности участников соци­ально-педагогического процесса (детей, взрослых, родите­лей, педагогов), установить несоответствия, выявить ре­альные противоречия в развитии педагогического процесса, прогнозировать развитие.

Анализ — это мысленное выделение отдельных частей, связей на основе расчленения целого. После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза, объединения результатов анализа в общей системе исследования. На основе синтеза предмет воссоздается как система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них. Анализ – логический прием, метод исследования, в процессе которого изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого. Анализ может быть произведен с целью выделения свойств предмета, расчленения классов на подклассы, расчленения на противоречащие стороны. Анализ позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру, отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. Анализ должен производиться ступенчато, поэтапно. На каждой ступени анализа должно выбираться одно основание деления, а не несколько сразу. Выделяемые в результате анализа элементы должны исключать друг друга, а не входить один в другой

С анализом и синтезом теснейшим образом связаны методы абстрагирования и конкретизации.

Под абстракцией (абстрагированием) обычно понимают процесс мысленного отвлечения от ряда свойств предметов или признаков предмета от самого предмета, от других его свойств. Абстракция может быть в форме чувственно-наглядного образа (НАПРИМЕР, модель межличностных взаимоотношений в группе), в форме суждения («У этого человека темперамент меланхолический»), в форме понятия (когда абстрагирована совокупность признаков, свойств, сторон и связей предмета или класса предметов: «мотив», «одаренность», «проблема»), в форме категории (наиболее широкого понятия определенной науки: «воспитание», «обучение», «развитие»).

Предельным случаем абстракции является идеализация, в результате которой создаются понятия об идеализированных, реально не существующих объектах. Однако именно эти идеализированные объекты служат моделями, позволяющими гораздо глубже и полнее выявить некоторые связи и закономерности, проявляющиеся во многих реальных объектах. В педагогике тоже возможно создание идеализированных объектов, скажем «идеальный воспитанник» (лишенный всяких недостатков), «идеальный педагог», «идеальная школа» и др.

Метод конкретизации по своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в мысленной реконструкции, воссоздании предмета на основе вычлененных ранее абстракций. Конкретизация, направленная на воспроизведение развития предмета как целостной системы, становится особым методом исследования. Мышление из выделенных отдельных абстракций конструирует цельный предмет.

Психолого-педагогическое знание по самой своей сути должно быть конкретизировано, чтобы воссоздать саму личность как целостность и обеспечить процесс развития этой личности в педагогической системе, а также самой педагогической системы.

Индукция – один из типов умозаключения и методов исследования. Она выступает определенным способом обобщения. Индуктивное обобщение необходимо при изучении психолого-педагогического опыта.

Дедукция – один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. В широком смысле под дедукцией понимается любой вывод вообще, в узком смысле – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок).

Метод моделирования открывает возможность переноса информации, добытой при использовании модели, по аналогии на прототип. При этом мышление оперирует не реальными, а идеальными моделями.

Моделирование служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов, ищет их новые сочетания, делает их мысленную перекомпоновку, т. е. моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Создаются модели-гипотезы и на этой основе строятся рекомендации и выводы, проверяемые затем на практике. Таковы, в частности, и проектируемые модели новых типов образовательных заведений: школы с разноуровневым обучением, гимназии, лицея, колледжа и др.

Необходимо только помнить, что любая модель всегда беднее реально существующей и отражает лишь отдельные стороны и связи, так как теоретическое моделирование всегда включает абстрагирование.

Заранее планируются длительность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов. Как правило, они фиксируются в виде текстовых записей, заполнения разработанных форм, записей на магнитную ленту. Использование хронометража, магнитофонных записей, фото-, кино- и видеосъемок повышает достоверность данных и результатов наблюдения.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои достоинства и недостатки. Оно позволяет изучить предмет в его целостности, естественном функционировании, в живых, многогранных связях и проявлениях. Однако этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Поэтому результаты наблюдений нужно сопоставлять с данными, полученными другими методами, дополнять и углублять их.

Наблюдение может проявляться и в косвенном восприятии явлений, т. е. через их описание другими, непосредственно наблюдавшими их лицами. Такое наблюдение можно интерпретировать как предварительное.

Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков. Сама беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями. Беседа может проводиться в целях подтверждения или опровержения данных, полученных ранее с помощью других методов.

Успешность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий. Исследователь должен стремиться, чтобы во время беседы поддерживались доброжелательные отношения, не возникала психологическая отчужденность, сохранялся контакт с собеседником. Целесообразно беседу начинать с темы, интересной собеседнику, а затем переходить к вопросам, представляющим интерес для исследователя.

Беседа, как правило, не протоколируется, записи делаются после нее. При осмыслении записей беседы учитываются все сведения, полученные другими методами.

Опрос как метод используется в виде интервью (устный опрос) и анкетирования (письменный опрос).

Через интервью выявляют оценки, точки зрения собеседника по каким-либо темам, проблемам.

Анкетирование решает те же задачи, но с охватом нескольких или многих респондентов. Однако при этом отсутствует живой контакт с опрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы.

При опросе важна однозначная, ясная, четкая постановка вопросов. Предпочтительнее вопросы косвенные, выявляющие интересующие исследователя оценки, отношения, мнения.

Вопросы могут быть открытого типа. Они требуют самостоятельного формулирования ответа опрашиваемым. Например: «Хотите ли вы учиться вместе со своими нынешними одноклассниками в следующем учебном году?».

Встречаются вопросы полузакрытого типа, когда ответ можно выбрать из предложенных вариантов или сформулировать свой собственный, если предложенные готовые ответы не устраивают респондента.

При вопросах закрытого типа опрашиваемым необходимо выбрать один из предлагаемых готовых ответов. Анкеты с закрытыми вопросами, естественно, ограничивают возможности отвечающих, но такие анкеты лучше поддаются математической обработке.

Разновидностью опроса является тестирование. Оно позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания называют тестами.

Тест позволяет исследователю определить уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.

Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие краткого ответа: «да» или «нет», «больше» или «меньше». Иногда необходимо выбрать один из приводимых ответов. Тестовые задания обычно отличаются диагностичностью, их выполнение и обработка не отнимают много времени. В то же время необходимо реально оценивать, что можно выявить с помощью тестов, чтобы не подменить предмет диагностирования.

Существуют определенные правила проведения опроса, анкетирования, тестирования и интерпретации полученных результатов.

1. Информирование испытуемого о целях проведения тестирования.

2. Ознакомление испытуемого с инструкцией по выпенению тестовых заданий.

3. Обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми.

4. Сохранение нейтрального отношения к тестируемым, исключающего подсказки и помощь.

5. Соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание.

6. Обеспечение конфиденциальности полученной информации.

7. Ознакомление испытуемого с результатами диагностики, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!».

Изучение результатов деятельности — это исследовательский метод, который позволяет опосредованно выявлять сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа его деятельности. Исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с результатами (продуктами) его предшествующей деятельности: сочинениями, контрольными и проверочными работами, рисунками, поделками и др.

Их изучение позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных задач. При этом важно иметь представление об уровне готовности субъекта к определенным видам деятельности, о характере заданий и условиях, в которых они выполнялись. Это позволяет судить о добросовестности и упорстве в достижении цели, степени инициативы и творчества в выполнении работы, т. е. о сдвигах в развитии личности.

Сочетание этого метода с наблюдением, экспериментом и другими позволяет получить представление не только о механизмах выполнения действий, но и об условиях их выполнения.

При экспертном оценивании (метод экспертных оценок), прежде всего, следует тщательно подобрать экспертов — людей, знающих исследуемую область и способных к объективной и непредвзятой оценке действий и результатов. Желательно, чтобы эксперты были независимыми. Оценки могут быть как качественными (характеристики, рекомендации), так и количественными (в баллах).

Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки, значит, их мнения близки к объективным.

Экспертное оценивание может проявиться и как метод обобщения независимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, класса и др.), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадающие или дополняющие друг друга оценки и рекомендации являются поводом выявления качеств объекта при дальнейшем исследовании.

По сути, в каждом из видов обследования и поисковой работы используется комплекс эмпирических методов.

Психолого-педагогическое обследованиекомплекс диагно­стических процедур,необходимых прежде всего для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изу­чения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответ­ствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внеш­них связей.

Обследование предполагает целенаправленное и пла­номерное изучение личности, коллектива, образовательного уч­реждения согласно принятой программе.

Обследование может про­водиться и на заключительном этапе исследовательской работы, но тогда оно приобретает несколько иные функции: всесторонне выявить полученные результаты, как запланированные, так и побочные, свести их воедино, установить влияние проведенной работы на всю включенную в эксперимент или поисковую работу социально-педагогическую сферу. Поскольку о способах подведе­ния итогов поиска речь впереди, то мы будем в данном разделе рассматривать социально-педагогическое обследование как ввод­ную часть педагогического поиска.

В обследовании, как и в других комплексных методиках, необ­ходим как анализ— поэлементное, отдельное изучение компо­нентов, блоков, подсистем изучаемого процесса, так и последу­ющий синтез — создание целостного представления, обобщен­ных характеристик, формулирование выводов о состоянии, тен­денциях развития объекта изучения.

Можно выделить несколько видов обследования.

Разведыватель­ное(поисковое, пилотажное, зондирующее) обследование связа­но с опробованием подобранных методик, предварительной ори­ентацией в ситуации, получением исходных данных для разработ­ки всего комплекса процедур изучения.

Частичноеобследование проводится с целью изучения отдель­ных сфер, звеньев, блоков объекта или же для выяснения отдель­ных сквозных, проблемных вопросов, например отношения роди­телей к введению платы на некоторые образовательные услуги, если предполагается разностороннее изучение состояния образования в связи с реализацией российского Закона «Об образовании».

Комплексноеобследование — это изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходи­мом объеме работы и последовательного (систематического) изу­чения компонентов объекта.

Системноеобследование — то же комплексное изучение, но выполненное на основе мысленного (модельного) представления об объекте, предварительного выделения предмета исследования. Такое обследование предполагает акцентирование внимания на ведущих (системообразующих) факторах, на связи и взаимовлия­нии целого и его элементов, на выявлении основных, исходных и

Любое обследованиедолжно производиться по заранее наме­ченной схеме или программе и включать три основных этапа: сбор информации, ее обработку и систематизацию и подведение ито­гов (конструирование выводов).

Сбор информации требует тщательной подготовки. Составля­ется общая программа или план работы (объекты, сроки), отра­жается характер и объем необходимой информации, способы ее получения, источники, последовательность работы с ними. Опре­деляется методический инструментарий, и прежде всего — мето­ды и исследовательская документация.

В процессе сбора информа­ции широко используются такие исследовательские методы, как наблюдение, интервью, анкетирование, коллективное собеседо­вание, диагностические ситуации, изучение документации, экс­пертная оценка и др.

Для документального обеспечения работы разрабатываются различные анкеты, бланк-интервью, формы и карточки наблюдений, листы экспертных оценок и т.д., опреде­ляются виды и объемы выборок, способы контактов с респонден­тами, время и место наблюдений и бесед, способы инструктажа исполнителей. Все эти процедуры полезно зафиксировать в рабо­чем плане обследования.

Собранная информация (экономическая, демографическая, социологическая, психологическая, педагогическая и т.д.) должна быть систематизированасогласно заранее определенным крите­риям и обработана на основе определенных логических схем вруч­ную или с помощью ЭВМ, если опросники были стандартизиро­ванными. Скажем, образовательные запросы населения микрорай­она могут быть разделены на запросы на основное и факультатив­ное, школьное, профессиональное и дополнительное образова­ние. Может возникнуть потребность в дифференцировке образовательных запросов в зависимости от уровня образования, соци­ального положения, материального благосостояния семьи.

Подведение итогов и выводы связаны с интерпретацией, объяс­нением, истолкованием собранной информации, воссозданием общей картины, уровня, состоятельности, функционирования исследуемого объекта. Если, скажем, изучается воспитательный потенциал микрорайона, то выводы должны содержать заключе­ние об используемых педагогических возможностях микросреды, о характере воспитывающей среды, о выявленных факторах вос­питательного влияния, об источниках дестабилизирующих и де­структивных влияний, о роли школы и семьи, о степени соци­альной поддержки детства и т. д.

Рассмотрим приведенные выше положения на конкретном при­мере составления социального паспорта микрорайона. Такая ра­бота необходима в любой школе, если ставится цель выявить и использовать воспитательный потенциал социального окружения, создать и обогащать образовательное пространство школы.

1 -й этап - сбор информации, он включает следующее.

1. Социальную характеристику микрорайона в зависимости от места расположения, времени и характера застройки, функцио­нального назначения, наличия производственных предприятий, развитости сети учреждений культуры, спорта, сферы быта, сте­пени благоустройства. Например, выявляется, что микрорайон представляет собой отдаленный от центра городской микрорай­он, застроенный в основном 10—15 лет назад многоэтажными стан­дартными жилыми домами, с удовлетворительной транспортной связью с центром юрода, со слабо развитой производственной и социальной инфраструктурой. Исследовательский инструментарий: получение всех имеющихся данных в районной администрации, статуправлении, ЖКО или домоуправлениях, выборочные опро­сы, интервью, анкетирование.

2. Характеристику населения по возрасту, уровню образова­ния, профессии, социальному положению, репродуктивным функциям, наличию особых социальных и этнических групп; спе­циальную характеристику детского контингента. Исследователь­ский инструментарий: получение статистических данных в район­ных учреждениях и образовательных структурах, опросы, анке­тирование.

3. Определение развития и уровня функционирования соци­ально-педагогической инфраструктуры: обеспеченность дошколь­ными и школьными учреждениями, наличие спортшкол, школ искусств, оздоровительных сооружений и т.д., степень удовлет­воренности их работой; организация микрорайонной структуры управления, степень активности и инициативы населения, орга­низация жизни детей, наличие традиций, криминогенные факто­ры и состояние преступности. Инструментарий и методики: анализ деловой документации, наблюдения, беседы со специалиста­ми и населением.

2-й этап — обработка и систематизация материала. Он вклю­чает не просто суммирование выявленных данных и их количе­ственное выражение, а распределение фактов по отдельным на­правлениям: репродуктивные возможности населения, достаточ­ность сети и уровень работы образовательных учреждений, соот­ветствие нормам и реальным запросам населения сети и уровня работы различных социальных служб, уровень и причины детской преступности, наркомании, возможности для организации вос­питывающей среды и их реальное использование.

3-й этап включает получение целостных характеристик о микрорайоне, его явных и скрытых педагогических возможнос­тях, факторах, способствующих и препятствующих социализации и удовлетворению интересов семьи и ребенка, его индивидуаль­ному становлению. Это может быть, например, вывод о недоста­точно или достаточно развитой социальной инфраструктуре, о культурной насыщенности среды, об эффективности влияния на детей и молодежь подлинных источников культуры и др.

Обследование дает конкретную ориентировку о состоянии объекта, выявляет исходные факты и характеристики, помогает наметить направления преобразований.

Наши рекомендации