Ученые указывают на смысловое родство таких понятий, как ценность, стоимость и цена.

Вместе с тем, ценность следует отличать от того, что приносит сиюминутную выго­ду и связано только лишь с пользой.

ЦЕННОЕ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ПРИ­БЫЛЬНОЕ, НО И ТО, ЧТО СООТНЕСЕНО С КАТЕГОРИЕЙ ЦЕЛИ.

5. Проблема внутринаучных ценностей. Проблема внутринаучных ценностей возникла в связи с теми тео­ретико-методологическими, мировоззренческими и практическими по­следствиями, которые следуют из бурного развития науки.

Эта проблематика направлена:

· на ограничение интеллектуальной экспансии науки на мир человеческих отношений в целом,

· на понимание того, что научное познание, сциентизм не должны доминировать в слож­ных смысложизненных ориентациях человека.

Научное познание ре­гулируется не только механизмами интеллектуальной деятельности, но и влияниями, идущими из мира ценностей.

О том, что познание является ценностью и благом, свидетельствовала и эпоха античности, и эпоха Просвещения.

Внутринаучные ценности выполняют:

· ориентационную и

· регули­рующую функции.

К ним отнесены:

· методологические нормы и про­цедуры научного поиска;

· методика проведения экспериментов;

· оцен­ки результатов научной деятельности и идеалы научного исследова­ния;

· этические императивы научного сообщества.

ВНУТРИНАУЧНЫЕ ЦЕН­НОСТИ ЗАДАЮТ НЕ ТОЛЬКО ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ, НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЦЕЛОСТНОЕ, ПРАКТИЧЕСКИ-ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ.

Поэто­му они являются опосредствующими познавательный процесс струк­турами.

Внутринаучные ценности иногда называют КОГНИТИВНЫМИ ЦЕННО­СТЯМИ, модели которых проявляются в системе убеждений ученого.

Для него является ценностью новое, а также объяснительный, доказа­тельный и предсказательный потенциал науки, особой ценностью ока­зываются факты, и возможность непротиворечивого вывода.

Иногда к когнитивной ценности относят опору на традицию или авторитет.

Когнитивные ценности выступают основанием консолидации ученых в научном сообществе. Однако в нем нередко возникают споры по поводу иерархии когнитивных ценностей, различных систем когни­тивных ценностей, разнообразии их носителей.

6. Что относят к внутринаучным ценностям? К внутринаучным ценностям относят:

· новое решение актуаль­ной научной задачи,

· возникновение нового направления исследова­ния,

· адекватное описание,

· непротиворечивое объяснение,

· аргумен­тированное доказательство и обоснование,

· четкая, логически упо­рядоченная система построения или организации научного знания,

· недопущение плагиата.

7. Отличие внутринаучных ценностей от субъективных ценностей. Внутринаучные ценности необходимо отличать от субъективных ценностей, которые отражают личностные и сугубо индивидуальные предпочтения.

НА ВНУТРИНАУЧНЫЕ ЦЕННОСТИ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫ­ВАЕТ ГОСПОДСТВУЮЩАЯ В ТОМ ИЛИ ИНОМ ОБЩЕСТВЕ СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ, НОРМ И ИДЕАЛОВ.

Все эти характеристики связаны и коррелируются со стилем научного мышления эпохи и во многом социально обусловле­ны.

Совершенно очевидно, что ценности, нормы и идеалы научного поиска в античности отличны от таковых в Новое время и весьма не­схожи с ситуацией современного этапа постнеклассической науки.

8. Принцип объективности как главная когнитивная ценность. Принцип объективности всегда считался главной когнитивной цен­ностью.

Он мыслился и как процедура, фиксирующая совпадение знания со своим объектом; и как процедура устранения из знания всего, что свя­зано с субъектом и средствами его познавательной деятельности.

В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ ФИКСИРУЕТСЯ НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ В ПОНИМАНИИ ОБЪЕКТИВНОСТИ.

Иногда с объективностью связывают общезначимость и интерсубъективность.

Часто под нею подразумевают нечто инвари­антное и неизменное.

Наиболее распространено представление об объективности как сочетании и совпадении множества условий:

· логи­ческих,

· методологических,

· философских.

НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ СУБЪЕКТА при этом остается важной и основополагающей чертой объективнос­ти.

Вместе с тем отождествление объективности и интерсубъективности несостоятельно, поскольку в интерсубъективности знания должны быть общими для всех (т.е. присутствовать в «публичном дискурсе»).

Нужно достичь «ОЧЕВИДНОГО СОГЛАСИЯ», без чего научное рассуждение теряет смысл, демонстрируя, что ЧЕТКИЙ И ОДНОЗНАЧНЫЙ НАУЧНЫЙ ДИС­КУРС — ЭТО ТАКЖЕ НЕОБХОДИМАЯ КОГНИТИВНАЯ ЦЕННОСТЬ.

101.ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ И

ВНУТРИНАУЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

ПЛАН

1.Осмысление взаимосвязей социальных и внутринаучных ценностей как проблема.

2. Социальные ценности как своеобразные индикаторы состояния общества.

Социальные ценности.

4. Общезначимость социальных ценностей.

Наши рекомендации