Ученые указывают на смысловое родство таких понятий, как ценность, стоимость и цена.
Вместе с тем, ценность следует отличать от того, что приносит сиюминутную выгоду и связано только лишь с пользой.
ЦЕННОЕ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ПРИБЫЛЬНОЕ, НО И ТО, ЧТО СООТНЕСЕНО С КАТЕГОРИЕЙ ЦЕЛИ.
5. Проблема внутринаучных ценностей. Проблема внутринаучных ценностей возникла в связи с теми теоретико-методологическими, мировоззренческими и практическими последствиями, которые следуют из бурного развития науки.
Эта проблематика направлена:
· на ограничение интеллектуальной экспансии науки на мир человеческих отношений в целом,
· на понимание того, что научное познание, сциентизм не должны доминировать в сложных смысложизненных ориентациях человека.
Научное познание регулируется не только механизмами интеллектуальной деятельности, но и влияниями, идущими из мира ценностей.
О том, что познание является ценностью и благом, свидетельствовала и эпоха античности, и эпоха Просвещения.
Внутринаучные ценности выполняют:
· ориентационную и
· регулирующую функции.
К ним отнесены:
· методологические нормы и процедуры научного поиска;
· методика проведения экспериментов;
· оценки результатов научной деятельности и идеалы научного исследования;
· этические императивы научного сообщества.
ВНУТРИНАУЧНЫЕ ЦЕННОСТИ ЗАДАЮТ НЕ ТОЛЬКО ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ, НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЦЕЛОСТНОЕ, ПРАКТИЧЕСКИ-ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ.
Поэтому они являются опосредствующими познавательный процесс структурами.
Внутринаучные ценности иногда называют КОГНИТИВНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ, модели которых проявляются в системе убеждений ученого.
Для него является ценностью новое, а также объяснительный, доказательный и предсказательный потенциал науки, особой ценностью оказываются факты, и возможность непротиворечивого вывода.
Иногда к когнитивной ценности относят опору на традицию или авторитет.
Когнитивные ценности выступают основанием консолидации ученых в научном сообществе. Однако в нем нередко возникают споры по поводу иерархии когнитивных ценностей, различных систем когнитивных ценностей, разнообразии их носителей.
6. Что относят к внутринаучным ценностям? К внутринаучным ценностям относят:
· новое решение актуальной научной задачи,
· возникновение нового направления исследования,
· адекватное описание,
· непротиворечивое объяснение,
· аргументированное доказательство и обоснование,
· четкая, логически упорядоченная система построения или организации научного знания,
· недопущение плагиата.
7. Отличие внутринаучных ценностей от субъективных ценностей. Внутринаучные ценности необходимо отличать от субъективных ценностей, которые отражают личностные и сугубо индивидуальные предпочтения.
НА ВНУТРИНАУЧНЫЕ ЦЕННОСТИ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЕТ ГОСПОДСТВУЮЩАЯ В ТОМ ИЛИ ИНОМ ОБЩЕСТВЕ СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ, НОРМ И ИДЕАЛОВ.
Все эти характеристики связаны и коррелируются со стилем научного мышления эпохи и во многом социально обусловлены.
Совершенно очевидно, что ценности, нормы и идеалы научного поиска в античности отличны от таковых в Новое время и весьма несхожи с ситуацией современного этапа постнеклассической науки.
8. Принцип объективности как главная когнитивная ценность. Принцип объективности всегда считался главной когнитивной ценностью.
Он мыслился и как процедура, фиксирующая совпадение знания со своим объектом; и как процедура устранения из знания всего, что связано с субъектом и средствами его познавательной деятельности.
В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ ФИКСИРУЕТСЯ НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ В ПОНИМАНИИ ОБЪЕКТИВНОСТИ.
Иногда с объективностью связывают общезначимость и интерсубъективность.
Часто под нею подразумевают нечто инвариантное и неизменное.
Наиболее распространено представление об объективности как сочетании и совпадении множества условий:
· логических,
· методологических,
· философских.
НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ СУБЪЕКТА при этом остается важной и основополагающей чертой объективности.
Вместе с тем отождествление объективности и интерсубъективности несостоятельно, поскольку в интерсубъективности знания должны быть общими для всех (т.е. присутствовать в «публичном дискурсе»).
Нужно достичь «ОЧЕВИДНОГО СОГЛАСИЯ», без чего научное рассуждение теряет смысл, демонстрируя, что ЧЕТКИЙ И ОДНОЗНАЧНЫЙ НАУЧНЫЙ ДИСКУРС — ЭТО ТАКЖЕ НЕОБХОДИМАЯ КОГНИТИВНАЯ ЦЕННОСТЬ.
101.ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ И
ВНУТРИНАУЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ПЛАН
1.Осмысление взаимосвязей социальных и внутринаучных ценностей как проблема.
2. Социальные ценности как своеобразные индикаторы состояния общества.
Социальные ценности.
4. Общезначимость социальных ценностей.