Понятие социальной структуры общества

Общество на любой ступени своего развития не явля-
ется однородной совокупностью индивидов, а представляет
собой отношения взаимосвязанных социально-исторических
общностей с присущими каждой из них определенными
качественными особенностями. Под социальной структурой
понимают строение общества как целостной системы, со-
стоящей из элементов и связей между ними. Понятие
"социальный" здесь и в последующем изложении употреб-
ляется не как синоним слову "общественный", что приме-
нимо при сопоставлении общества и природы, а в смысле
обозначения особого вида общественных отношений ме-

1! Зак. 83 321

жду этносами (нациями), классами, профессиональными
группами, коллективами, семьями.

Специфика социальных отношений проявляется в
том, что они непосредственно связаны и с материальными,
и с идеологическими отношениями, как бы "синтезируя"
их определенные стороны. Носителями (субъектами) со-
циальной структуры являются социально-исторические
общности людей (этносы, классы, социальные группы,
слои внутри классов и групп) и социальные ячейки об-
щества (семья, а также в некоторых отношениях тру-
довые коллективы, целевые группы, территориальные
общности).

Многообразные внутренние социальные связи, от-
ношения соединяют людей в определенные устойчивые
объединения - социальные общности и социальные ячей-
ки. В свою очередь социальные общности, социальные
ячейки вступают в различные перекрестные связи между
собой, поскольку их реальное бытие совершается в одно и
то же время и нередко имеет место на одном геопро-
странстве. В социальных связях получают воплощение
отношения равенства и неравенства по положению общ-
ностей, групп и ячеек в обществе.

Этнические общности

Этносы как исторически сложившиеся устойчивые
группы людей существуют на протяжении всей истории
человечества. Об этническом разнообразии населения со-
временного мира свидетельствует тот факт, что ныне, по
оценкам исследователей, насчитывается 3-4 тысячи наро-
дов, а из них более трехсот имеют численность свыше
одного миллиона человек.

Род и племя явились первыми в истории человече-
ства формами этнической общности. С переходом к клас-
совому строю кровнородственные объединения уступают
место народности. Это более многочисленная, но все еще
относительно неустойчивая форма общности людей ха-
рактеризуется длительным совместным проживанием на
одной территории, единым языком, элементами общей
культуры и психического склада.

Основой генезиса наций из народностей явились
ликвидация феодальной раздробленности, упрочение

капиталистических экономических связей и возникно-
вение единого внутреннего рынка. Нации присущи те
же признаки, что и народности, но они характеризу-
ются большей степенью интенсивности, развитости и
целостности. Важным условием консолидации нации
являются формирование и развитие национального са-
мосознания.

Бытие наций в современном мире неоднозначно.
Так, большинство наций Западной и Центральной Евро-
пы реализовали стремление к созданию своих националь-
ных государств. Ныне интенсивно нарастают интеграци-
онные процессы, особенно в экономике. Одновременно
усиливается стремление европейских народов к сохране-
нию своего языка, национальной культуры, самобытно-
сти. В США процесс этнической консолидации еще не
завершен. Здесь, помимо основной, англосакской группы,
существуют до сих пор значительные этнические группы
других европейских народов, а также негров, индейцев,
китайцев. Функционирует единое государство, а государст-
венным языком является английский. Расовые этнические
конфликты в США нередко становились первостепенны-
ми среди социальных противоречий.

История царской России была известна своими ост-
рыми национальными антагонизмами. Октябрьская рево-
люция 1917 г. открыла путь к устранению национального
неравноправия, к сотрудничеству между народами. Одна-
ко последовавшие затем акты депортации целых народов,
экономический и политический диктат Центра, практиче-
ские действия по унификации языков и культур, массо-
вые миграционные потоки из центрального в западные и
южные регионы страны способствовали оживлению сепа-
ратистских тенденций, обострению межнациональных от-
ношений, распаду СССР.

Где же выход? Иногда предлагают действовать "по-
американски" и вести жесткую линию на унитарное го-
сударство и один государственный язык. Но при этом
забывают, что в Северную Америку люди уезжали, созна-
тельно отрывая себя от своей родной земли и соотечест-
венников. В такой ситуации они воспринимали как само
собой разумеющееся господствующее положение того эт-
носа и языка, который уже утвердился на "новых землях"
в качестве такового. А в СССР входили нации, живущие




веками на исконных землях, в своем "собственном до-
ме", обустраивая который, они стремились и стремятся
сохранить его самобытность, свой родной язык, культу-
ру, традиции.

Опыт народов Европы и других показывает, что на-
ция раскрывает все свои потенции только создав нацио-
нальное государство. Так же поучителен и опыт распада в
XX веке многонациональных государств: Австро-Венгрии,
Британской империи, Югославии, СССР. Европейский
тип интеграции возможен между демократическими на-
циональными государствами, а не между ассимилируемы-
ми безликими массами населения и территориями.

Нации являются творцами и носителями языка, ос-
новного средства социальной коммуникации. Националь-
ный язык выполняет системообразующую функцию в от-
ношении сплочения всех социальных групп и слоев в ареа-
ле своего функционирования. Многообразие национальных
языков составляет духовное богатство человека. Никакой
единый язык не в состоянии воплотить в себе все много-
образное богатство национальных языков и их возможно-
сти в многомерном отражении действительности. Ника-
кой единый язык не способен унифицированно передать
новым поколениям разнообразие культурного наследия
человечества как результата духовной деятельности и
уникального исторического опыта каждого из народов.

Как видно, роль наций в историческом процессе
наиболее полно проявляется в национальных движениях
по созданию национальных государств, в результативно-
сти их деятельности, в развитии национальной культуры
и национального языка как составных духовного богатст-
ва человечества.

Новые реалии современной эпохи не должны по-
служить поводом для забвения тех событий истории, ко-
гда массовые движения, перемещения этносов приводили
к коренным изменениям общественной жизни отнюдь не
в региональных масштабах. К примеру, назовем вторже-
ние варварских племен на периферии Римской империи,
татаро-монгольское нашествие в XIII в., массовую мигра-
цию в последние столетия в Северную и Южную Амери-
ку. Не будем забывать и о войнах XX в., развязывая кото-
рые, агрессор, как правило, ссылался на необходимость
"защиты интересов нации".

Эволюция этносов, их генезис, развитие и распад,
взаимодействие с другими общностями людей занимает
вместе с классами и классовыми отношениями доми-
нирующее положение в социальном процессе жизни
общества.

Наши рекомендации