Классическая античная философия (Сократ, Платон, Аристотель). Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
Сократ (V-IV вв. до н. э.). Противопоставляя свое учение релятивизму софистов, Сократ отказался от неопределенности обоснования истинности - степень обоснованности и приемлемости мнений и установлении выявляется в процессе обсуждения, диалога. Метод «порождения» все более обоснованных мнений Сократ называл словами «майевтика» и «диалектика». Своим девизом он избрал фразу «Познай себя».
Учение об идеях является концептуальным ядром философии Платона. Идеи (эйдосы) — это прообразы, сущности и гипотезы вещей, предел, к которому вещи стремятся в своем становлении, но сами эйдосы не вещи, и их невозможно воспринимать органами чувств. Всякая вещь причастна к каким-либо идеям, например — идее человека, идее прекрасного, идее блага. Идей множество, но все они находятся в единстве, связаны друг с другом, не сливаясь между собой. Идеи соотносятся между собой иерархически, т. е. одни идеи логически подчинены другим, а высшая среди них — идея блага. Человек способен постигать идеи в их единстве и раздельности благодаря диалектике. Диалектикой Платон называл умение ставить вопросы и давать ответы, различать и обобщать. Душа, по Платону, имеет три способности, или части: разум, волю и вожделение. Каждая часть души имеет свое назначение, и каждая может быть добродетельна, если соответствует своему назначению. Добродетель (аретэ) же заключается для разумной части — в мудрости, для волевой — в отваге, для вожделеющей — в самообладании. Гармоничное сочетание этих добродетелей образует четвертую добродетель — справедливость. Сообразно трем способностям души, по мнению Платона, в идеальном обществе должны быть три сословия: философы, воины и работники.
Аристотель(384-322 до н. э.) вслед за Сократом и Платоном продолжал отстаивать принципы философского рационализма против релятивизма и скепсиса. Как и Платон, в противовес софистам Аристотель признавал, что сущности вещей неизменны и независимы от человеческой субъективности. Несмотря на изменчивость вещей, мы можем знать о них нечто определенное и устойчивое — их сущность. Сущность вещи, по Аристотелю, — это ее форма, причем форма, принимаемая некоторой материей. Под материей Аристотель понимает не какое-то определенное вещество, а нечто могущее стать чем-то, иначе говоря, материя есть потенция, возможность для осуществления некоторой формы. Аристотель сравнивает форму с мужским, т. е. активным, началом, а материю — с женским, пассивным. Государственная власть может принадлежать одному, немногим или многим. Она может употребляться на благо всего общества или только обладателей власти. Соответственно этим критериям Аристотель выделяет шесть форм политического устройства. Если люди, стоящие у власти, стремятся к благу всего общества, то образуются правильные формы государства: монархия, аристократия, полития. Если властвующие стремятся только к своей корысти, то образуются формы, уклоняющиеся от правильных: тирания, олигархия, демократия. Какая из правильных форм лучше, зависит от конкретных обстоятельств, но в любом случае наилучшим видом государственного устройства будет «тот, в котором управление, сосредоточено в руках наилучших».
Эллинизм – последний этап развития античной философии, школы которого принято разделять на сократические и несократические. К числу «сократических школ» относятся киники, киренаики, мегарики и элидо-эретрийцы.
Киренаики, в противоположность аскетизму киников, проповедовали удовольствие как принцип счастливой жизни. Основатель школы Аристипп, уроженец г. Кирены, считается основоположником гедонизма. Аристипп в поисках критерия блага и истинной цели жизни взял на вооружение мысль Сократа о взаимосвязи добродетели (аретэ) и счастья. Счастье (блаженство) - не абстрактная категория, а непосредственно чувствуемый критерий правильности: поступков. Эпикур, основавший свою школу в Афинах в 306г. до н.э., резко критиковал предшествующих философов, полагая, что они занимались не тем, чем надо. Единственно важный, по Эпикуру, вопрос философии это вопрос о том, как быть счастливым. Все остальные вопросы — о строении мира, о познании истины, о добродетели — следует принимать во внимание лишь постольку, поскольку они помогают достижению главной цели, счастья. Если философия не служит этой цели, то она просто пустое разглагольствование.
Стоики так же, как и эпикурейцы, интересовались не столько вопросами общественного блага, сколько проблемой благостного состояния души человека. В отличие от эпикурейцев, они считали, что у человека нет свободы действий, что невозможно изменить обстоятельства своего существования; они верили в неотвратимость судьбы и невозможность уклониться от предопределенного течения событий. Если внешние обстоятельства нам неподвластны, то следует, по мнению стоиков, относиться к ним с «философской» отрешенностью — апатией, что по-гречески значит «бесстрастие». Основатель стоицизма — Зенон из Китиона.
В эллинистическо-римской философии заметным явлением был скептицизм. Его родоначальник Пиррон считал, что ни чувственное, ни рациональное познание не могут дать достоверных сведений о вещах. На исходе эпохи античности оформился неоплатонизм. Его первым крупным представителем был Плотин, придавший идеям своего учителя Аммония развернутый и зрелый вид. Плотин не столько претендовал на создание новой философии, сколько свел в одну систему элементы философии Платона, Аристотеля, элеатов, пифагорейцев, стоиков и восточной религиозной мистики. Согласно его учению все сущее, доступное нашему восприятию и познанию, неоплатоники представили как бы расположенным между сверхсущим (Единым, или Благом) и не-сущим (материей), которые недоступны восприятию и познанию. Именно сверхсущее Единое (Благо) является источником, всего сущего.
Темы рефератов
1 Этическая философия Сократа.
2 Идеализм Платона. Место Платона в истории философии.
3 Философское учение Аристотеля.